Детям младшего школьного возраста трудно усидеть на месте, они стремятся постоянно двигаться, любят бегать и прыгать. Если говорить об организованном активном отдыхе, то особой популярностью у первоклашек пользуются игровые программы, объединенные сквозной сюжетной тематикой: «День любимых игр и забав», «День игры и игрушки», «Спортивный балаганчик», «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья» и другие. Обычно в программу включают любимые игры и упражнения, зрелищные спортивные номера, аттракционы, конкурсы, эстафеты. Такие соревнования – а это плод совместной работы учителей и родителей – демонстрируют спортивные успехи детей, приносят много положительных эмоций, воспитывают интерес школьников к занятиям физической культурой.
Игровая программа «Спортивный балаганчик» включает игры и упражнения средней и высокой подвижности. Суть этого мероприятия заключается в том, что ребятам предоставляется возможность по выбору участвовать в любом конкурсе или игре, которые, словно на ярмарке, проводятся одновременно, в течение учебного дня.
Необходимо заранее составить расписание, по которому дети будут приходить в спортивный зал или на спортивную площадку и принимать участие в спортивных играх и конкурсах, соревнуясь в силе, ловкости, скорости. Самым активным ученикам вручаются призы.
СПОРТИВНЫЕ КОНКУРСЫ
«Перетягивание через черту». Дети делятся на две команды, которые становятся одна против другой вдоль черты, проведенной между ними. При этом должно соблюдаться одно условие: напротив друг друга располагаются игроки, примерно равные по росту и весу. За каждой командой стоят судьи – счетчики очков. По сигналу учителя дети берутся за руки, и каждая команда старается перетянуть к себе за черту большее количество игроков другой команды. Перетянутый обязан дотронуться ладонью до ладони счетчика очков перетянувшей его команды, после чего он может уйти обратно за черту и снова играть за свою команду.
За каждого перетянутого игрока команда получает 1 очко. Команда, получившая большее количество очков, побеждает. Перетянутым считается тот, кто переступил черту двумя ногами.
«Бой петушков». В зале или на площадке чертятся три круга диаметром 3–4 м. В каждый круг становятся по два игрока. По команде учителя каждая пара начинает игру в своем круге. Подпрыгивая на одной ноге и заложив руки за спину, петушки стараются толчками заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Тот, кому это удается, побеждает. Затем вызываются следующие игроки, и игра продолжается. Можно менять ногу, на которой прыгаешь, но не чаще, чем через 6 прыжков.
«Достань городок». Два участника становятся друг против друга и берутся за концы гимнастической палки. В двух шагах от каждого ставится городок. Выигрывает тот, кто, перетянув соперника, достанет городок. Кто отпустит палку, проигрывает.
«Подбери мяч». В круге диаметром 1 м с малым мячом в руках встает игрок. Сзади него лежит 5–10 теннисных мячей. По сигналу ведущего игрок подбрасывает мяч и, пока тот находится в воздухе, поворачивается и поднимает возможно большее количество мячей, а затем, не выходя из круга, ловит подброшенный мяч.
«Снайперы». Играющие становятся в одну разомкнутую шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера составляют одну команду, вторые – другую. Игрокам одной и другой команд дается по малому мячу. Впереди команд на расстоянии 6 м ставятся в ряд с промежутками в 1–2 шага 5 городков одного цвета и 5 другого вперемежку. Каждая команда имеет городки своего, определенного цвета.
По сигналу учителя игроки сначала одной, а потом другой команды залпом (все одновременно) мечут мячи в городки. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше, а сбитый городок команды противника – на шаг ближе. Команда, сумевшая за время игры дальше отодвинуть свои цели, выигрывает (учитывается общее количество шагов, на которое отодвинуты цели).
«Веревочка под ногами». Игроки становятся в 3–4 колонны по одному. Расстояние между ними – не менее 2 м. Первые игроки каждой команды получают по короткой скакалке. По сигналу первые двое в каждой колонне проводят скакалку под ногами всей колонны. Она почти касается пола. Стоящие в колонне прыгают через нее. Когда все игроки колонны перепрыгнут через скакалку, первый игрок остается сзади колонны, а второй бежит вперед и вместе с третьим игроком опять проводит скакалку под ногами стоящих в колонне ребят и т.д. Игра ведется до тех пор, пока все игроки не пробегут с веревочкой. Побеждает колонна, игроки которой меньшее число раз задели веревочку.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Пятнашки маршем». Две команды располагаются в шеренгах на противоположных сторонах спортивного зала (площадки) за обозначенными линиями. Одна команда идет маршем (шеренгой) в направлении другой. Когда марширующие находятся на расстоянии 3–5 м друг от друга, т.е. от линии противника, учитель внезапно подает сигнал, по которому наступающие убегают за свою линию, а игроки команды противника стараются их осалить до линии. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, осалившая большее количество игроков команды противника.
«Бег за флажками». Дети делятся на две равные по количеству игроков команды и занимают позиции по противоположным сторонам спортивного зала за линиями. Параллельно этим линиям посередине площадки обозначается полоса 2–3 м, на которой располагаются флажки. По сигналу учителя игроки обеих команд бегут к поперечной полосе и стараются собрать возможно большее количество флажков, а затем возвращаются с ними за свои линии и строятся в шеренгу. Капитаны команд собирают и подсчитывают принесенные игроками флажки. За каждый флажок команде дается 1 очко. Команда, получившая большее количество очков, выигрывает. Каждый игрок может собрать любое количество флажков. Отнимать флажки друг у друга нельзя: за каждое нарушение этого правила команда штрафуется на 1 очко. |