Т.В. ПАРИЙСКАЯ
Родителям об отравлениях
у детей
СПб.: БХВ –
Петербург, 2005. – 128 с.
Ежегодно тысячи детей попадают в реанимационные отделения больниц с диагнозом «острое отравление». Основные «отравители» – и лекарственные препараты, и средства бытовой или промышленной химии, и пищевые продукты. Обычно случаи отравления происходят летом, когда среди возможных причин могут оказаться также ядовитые грибы, дикорастущие ядовитые растения, змеи и некоторые насекомые. Острые отравления сопровождаются порой развитием тяжелой интоксикации, и, если первая помощь окажется несвоевременной или неправильной, возможен смертельный исход.
Цель книги – ознакомить родителей с наиболее частыми острыми отравлениями у детей; научить, что делать, если это все же произошло. И, наконец, главное – рассказать, когда, при каких обстоятельствах, при употреблении каких веществ особенно вероятно острое отравление у детей.
Как правило, острые отравления связаны с использованием медицинских препаратов. Некоторые особенно опасны для детей (аминазин, бромкамфора, эуфиллин, амитриптилин и др.). Отравления возможны при передозировке лекарств, повышенной индивидуальной чувствительности ребенка к препарату, при приеме сразу нескольких лекарств без учета их совместимости. Во многих семьях они неправильно хранятся дома – в местах, доступных для детей. В возрасте 8–15 лет нередки отравления этиловым спиртом, входящим в алкогольные напитки или некоторые лечебные препараты. Отравления, связанные с токсикоманией, особенно характерны для подростков 12–14 лет, использующих лекарства (димедрол), клей «Момент», пары бензина, грибы-галлюциногены.
Из бытовых отравлений встречаются вызванные окисью углерода, бытовым или выхлопными газами, щелочами, кислотами, стиральным порошком, чистящими средствами, препаратами для уничтожения насекомых и грызунов. Порой отравления могут вызвать нетоксичные вещества при их использовании не по назначению (косметические кремы, шампуни, дезодоранты, акварельные краски, цветные мелки). Случайные отравления в основном встречаются у детей 1–3 лет.
В случае подозрения на острое отравление чрезвычайно важно знать, чем отравился ребенок, в каком количестве, когда он принял токсическое вещество, когда и какие симптомы у него возникли, какая помощь была оказана. При проведении промывания желудка или если у ребенка была рвота, важно обратить внимание на то, вышли ли фрагменты таблеток, ягод, листьев и др.
Когда неясно, чем отравился ребенок, надо установить, какие лекарства и токсические вещества в доме он мог бы достать. Если он был вне дома, подумать, что он мог проглотить – ядовитые растения, ягоды, грибы и т.д.
Самая большая глава книги – «Отравления наиболее часто встречающимися веществами» – содержит перечень различных групп лекарственных веществ, которыми возможно отравиться, с указанием их токсичности, рассмотрением клинических симптомов при отравлении, средств помощи, прогноза. Тут же приводятся ядовитые растения и грибы, даются сведения и о пищевых отравлениях (ботулизме, отравлении рыбой и другими морепродуктами).
Читатель узнает, что делать при укусах ядовитых змей, скорпионов, пауков, ос, пчел, шершней, клещей, а также укусах и уколах морских животных.
Эта книга, написанная опытнейшим врачом-практиком, легко и с интересом читается, рекомендации в ней конкретны. Книгу, вне всякого сомнения, полезно иметь в доме, особенно где есть дети, хотя в ней затрагиваются и вопросы, которые могут быть актуальными в некоторых ситуациях и для взрослых.
Елена ДРЕЙЕР
|
Л.В. БАЛЬ,
С.В. БАРКАНОВ, С.А. ГОРБАТЕНКО
Педагогу
о здоровом образе
жизни
детей
М.: Просвещение, 2005.
Начинается книга с главы, посвященной особенностям жизни современных школьников России. Правда, приводимые цифры имеют как минимум 6-летний «возраст». К тому же сведения эти далеко не всегда верны. Например, приводятся данные о том, что «употребляют алкоголь» 75,6% юношей-девятиклассников и 90% десятиклассников, а среди девушек эти цифры еще выше – 82,4% и 92,3%. Если представить, что это так, о будущем страны даже думать страшно.
Аналогичных сомнительных сведений в этой главе предостаточно, причем сомнения они вызывают даже тем, что на самом мрачном фоне массового алкоголизма, курения, употребления наркотиков и ранних сексуальных контактов около 55–75% школьников старших и средних классов «более всего интересуются вопросами физкультуры и спорта».
Низкий уровень здоровья детей в России стал не только общепризнанным фактом, но и «общим местом» для приложения литературных усилий самых разных авторов. Приводя удручающие цифры заболеваемости в современной России, авторы видят их причины исключительно в реформах 1990-х годов. По их мнению, сегодняшний стиль жизни является результатом информационного воздействия, а СМИ – главным воспитателем детей. Стало быть, «меньше знаешь – лучше спишь»? В этой связи неплохо бы вспомнить, что до 1990-х просто не было правдивой информации о состоянии здоровья детей, как «не было» в стране инвалидов и наркоманов, как приукрашивались многие другие неприглядные стороны нашей жизни.
После такой вводной главы вовсе не кажется странным признание авторов, что организованная ими детская конференция «Мы выбираем здоровье» не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Одной из основных причин такой неудачи авторы считают тот факт, что «все программы разрабатывались взрослыми людьми и отражали взрослое понимание проблем здоровья и здорового образа жизни».
Для приобщения к здоровому образу жизни недостаточно давать детям знания и ставить им хорошие или плохие оценки. Нужны другие подходы. Надо, чтобы быть здоровым стало «модным», надо понимать, как устроен и работает организм, уделять больше времени занятиям физиче¬ской культурой (а не выводить урок физкультуры за сетку расписания, считая его второстепенным и необязательным, как предлагают чиновники от образования).
В этом плане может оказаться интересным предложение авторов использовать детское творчество и разные формы дополнительного образования в качестве инструмента для формирования представлений о здоровом образе жизни.
Из всей книги объемом почти 200 страниц авторы всего 2,5 страницы посвятили физической культуре, а точнее – лишь проводимым в последние годы «Президентским состязаниям», упомянув еще «Веселые переменки» и «Дни здоровья». Но ведь сами по себе соревнования не являются элементом здорового образа жизни, а при отсутствии регулярной и адекватной возрасту двигательной активности могут плохо отразиться на здоровье.
К сожалению, при всей актуальности темы книга не удалась. Это тем более досадно, что издана она издательством «Просвещение» под грифом Министерства образования РФ. Валентина ЗАЙЦЕВА,
профессор
|