Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2005

Образ жизни

Слишком ранние внуки

В педагогической публицистике давно стало штампом противопоставление традиционной российской семьи, в которой издавна важная воспитательная роль принадлежит бабушкам и дедушкам, семье западной – «самодостаточной», нуклеарной, состоящей лишь из родителей с детьми. Пожалуй, на протяжении всего минувшего века или по крайней мере второй его половины такое противопоставление было вполне справедливо. В Западной Европе и в США сложилась традиция, согласно которой повзрослевшие дети крайне редко (например, в случае наследования семейного предприятия) оставались жить с родителями. Гораздо чаще они уже по окончании школы покидали родительский дом, чтобы начать самостоятельную жизнь. Бабушки и дедушки тем временем продолжали активно работать, потом наслаждаться заслуженным отдыхом, и их роль в воспитании внуков оставалась символической, как правило, в виде взаимных визитов по праздникам. Оттого-то такое распространение получил на Западе институт бэбиситтеров (babysitter) – буквально «сидельцев с детьми», то есть наемных лиц, присматривающих за детьми в отсутствие работающих или отдыхающих родителей. Например, в Великобритании этим нехитрым ремеслом, не требующим особого педагогического мастерства, а лишь доброты и терпения, подрабатывают многие старшеклассницы и студентки. За скромную плату они временно «замещают» родителей, поскольку те по английским законам не имеют права ни на минуту оставить без чьего-либо присмотра детей моложе 12 лет.

Однако в последние годы ситуация, похоже, начала меняться. Согласно недавно опубликованным в США данным, 8% американских детей – а это 5,5 миллиона – проживают совместно с бабушкой. При этом почти четверть из них – 1 млн 300 тыс. детей – исключительно бабушками и воспитываются. Для этой ситуации – в прежние времена крайне редкой, а ныне все более массовой – американцы даже придумали особое название – «родительство через поколение» (skipped-generation parenting) и «семья с пропущенным поколением» (skipped-generation family). Вашингтонский социолог Терри Миллз, опубликовавший эти статистические данные, находит им множество объяснений – по большей части неутешительных. В условиях кризиса современной семьи расторжение брака стало явлением обыденным. При этом еще достаточно молодые родители, чьей дальнейшей личной жизни дети невольно мешают, стремятся «сплавить» их бабушке. На руках у молодой бабушки, как правило, остается и преждевременный «плод любви» ее несовершеннолетней дочки (а это явление в последние годы также стало массовым). Нередки случаи, когда на попечении бабушки остаются дети родителей, угодивших за решетку, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками либо лишенных родительских прав за жестокое обращение с детьми. Так или иначе, в современной Америке «семья с пропущенным поколением» – это уже не исключение, а тенденция. Среди таких семей белые составляют меньшинство, остальные же принадлежат к чернокожим.

Обращает на себя внимание тот факт, что в этих своеобразных семьях бабушки, невольно «по второму заходу» исполняющие материн¬скую роль, в подавляющем большинстве случаев сами еще достаточно молоды – есть даже такие, кому едва за тридцать. Терри Миллз, помимо констатации социологического явления, постарался также исследовать душевное состояние этих бабушек – и обнаружил настораживающую закономерность: чем моложе женщина, оказавшаяся в такой роли, тем сильнее преобладают в ее мироощущении негативные эмоции, тем более склонна она к депрессии. И наоборот – бабушки преклонного возраста, как правило, отличаются душевной уравновешенностью, негативные переживания не сильно их беспокоят.

Американский социолог и этому находит понятные объяснения. Во-первых, в рамках сложившейся западной культуры молодая бабушка настроена еще чего-то в жизни добиться или по крайней мере насладиться самостоятельностью, а внуки этому не очень способствуют. Роль «старшей мамы» воспринимается ею как вынужденная, а потому обременительная. Кроме того, в большинстве случаев бабушка явно или неявно терзается раскаянием за свою предыдущую педагогическую неудачу – собственные дети оказались воспитаны несостоявшимися родителями (а порой и вообще людьми абсолютно никчемными). В качестве компенсации на внуков направляется избыточное рвение – либо в духе авторитарного диктата, либо в форме приторного сюсюканья и чрезмерной опеки, а ни то, ни другое растущему ребенку не на пользу. Нетрудно догадаться, каково душевное состояние маленького человека, которого воспитывает женщина, склонная к депрессии. Надо ли удивляться, что негативный опыт рискует быть воспроизведен из поколения в поколение, и так в современном западном обществе уже и происходит.

Впрочем, наверное, не только в западном...

 

Сергей Степанов