Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2005

Школьный возраст

Дочки-матери

Так называется программа, созданная с целью охраны репродуктивного здоровья подростка. Автор – педагог дополнительного образования Анастасия Артемьева, г. Глазов, Республика Удмуртия

С сентября по декабрь 2004 г. психолого-педагогическое отделение МОУ ДОД ДЮЦ «Второй дом» совместно с женской консультацией г. Глазова организовали комплексные профилактические гинекологические осмотры для оценки репродуктивного потенциала девочек 9–11-х классов школ города и социальных предпосылок его реализации. Кроме того, был проведен анонимный социологический опрос, в котором приняли участие 1068 девушек. В результате опроса было установлено, что основными источниками их полового воспитания являются сверстники и «опытные» друзья (19%), видеоисточники (17%), медицинские работники (14%). Следовательно, основную информацию о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной, о средствах контрацепции подростки получают «методом самоподготовки». При этом большинство респонденток хотели бы получить дополнительную информацию по следующим темам:

  • Сексуальные отношения и безопасный секс.
  • Роды.
  • Благополучная семья.
  • Любовь.
  • Беременность.

Данные подобного опроса подтверждают актуальность внедрения предлагаемой программы в образовательных учреждениях.

Программа «Дочки-матери» рассчитана на использование в школах (для девочек 11–16 лет), в центрах, работающих с подростками. Она может быть включена в комплексные программы охраны здоровья подростка и подготовки его к семейной жизни, а также интегрирована в общеобразовательные предметы «Биология», «Основы безопасной жизнедеятельности», «История», «Мировая художественная культура» (чему способствует разбивка разделов на темы, рассчитанные на временные рамки школьного урока).

Программа основана на материалах современных медицинских, психологических и морально-этических исследований и содержит необходимый минимум сведений о строении женского тела, о процессах, происходящих с женщиной в разные периоды жизни с точки зрения физиологии и психологии, о социально-этических функциях, выполняемых женщиной в обществе.

Подростки усвоят не только элементарные медицинские и гигиенические понятия, но и познакомятся с историческими, психологическими, религиозными, культурологическими, юридическими аспектами семейно-брачных отношений, расширят свой кругозор по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

Тематический план

Цели и задачи программы

  • Обеспечить слушателей грамотной и систематизированной информацией, которая даст возможность понять и пройти с наименьшими личными потерями период взросления.
  • Сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству.
  • Помочь осознать обязанности и права по отношению к себе и окружающим.
  • Создать благоприятные условия для самообразовательной активности учащихся.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • этическое отношение к личности;
  • эмпатическое понимание мира подростка;
  • конструктивное общение;
  • интерес к личному опыту подростка и его актуализация;
  • диалогичность;
  • добровольность.

Формы и методы работы

  • Групповая работа с элементами интерактивного тренинга.
  • Лекции, беседы.
  • Диспуты, дискуссии.
  • Вечера вопросов и ответов с активным участием аудитории.
  • Демонстрация плакатов.
  • .Видеоматериалы.

Вот как можно провести занятие на тему

«ЗАКОННЫЙ БРАК ИЛИ СВОБОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?»

Цель

Ознакомление с функциями семьи и некоторыми моделями семейно-брачных отношений; формирование осознанного подхода к созданию семьи и заключению брачных отношений.

Оборудование

  • Таблички с наименованиями моделей отношений (мусульманская семья, шведская семья, законный брак, свободные (незарегистрированные) отношения).
  • Листы формата А4 с расшифровкой одной из моделей по количеству наименований:
– мусульманская семья – брак, заключаемый в рамках Корана (ислам), восточный тип семьи, где глава – мужчина, имеющий право на полигамию;
– шведская семья: несколько пар живут вместе маленьким общежитием, где все связаны дружбой, хозяйством и сексом;
– законный брак заключается в органах загса и подразумевает моногамную семью между мужчиной и женщиной с определенным семейным кодексом, равенством в правах;
– свободные (незарегистрированные) отношения: люди живут вместе, ведут общее хозяйство и считают себя свободными.

Возраст учащихся – 16–18 лет, занятие может проводиться в смешанной группе и желательно в 11-м классе.

1. Вступительная беседа «Каковы функции семьи на сегодняшний день?»
(с записью функций на доске):

  • репродуктивная (материнство, отцовство);
  • экономическая;
  • воспитательная;
  • досуговая;
  • сексуальная (возможно дополнение списка).

2. Деловая игра «Модели браков»

Старшеклассники делятся на 4 группы. Один из участников – главное заинтересованное в браке лицо – сидит перед группами на стуле. Группы получают по табличке с названием модели и становятся адвокатами.

Задача каждой группы – на выданном листе (формата А4) охарактеризовать модель, выделить ее особенные функции и преимущества по сравнению с другими моделями, используя предложенную на листе расшифровку. Через 10 минут один человек из группы озвучивает преимущества своей модели и старается склонить на свою сторону «заинтересованное в браке лицо».

Подведение итогов «заинтересованным в браке лицом» и ведущим. Вывод: каждому предстоит выбор, но, чтобы сделать его правильно, надо иметь знания по рассматриваемому вопросу.

3. Мини-лекция «Брачный контракт»

Итог занятия: общим большинством голосов выбирается наиболее приемлемая для нас модель семейно-брачных отношений.

 

Анастасия Артемьева