Так называется программа, созданная с целью охраны репродуктивного здоровья подростка. Автор – педагог дополнительного образования Анастасия Артемьева, г. Глазов, Республика Удмуртия
С сентября по декабрь 2004 г. психолого-педагогическое отделение МОУ ДОД ДЮЦ «Второй дом» совместно с женской консультацией г. Глазова организовали комплексные профилактические гинекологические осмотры для оценки репродуктивного потенциала девочек 9–11-х классов школ города и социальных предпосылок его реализации. Кроме того, был проведен анонимный социологический опрос, в котором приняли участие 1068 девушек. В результате опроса было установлено, что основными источниками их полового воспитания являются сверстники и «опытные» друзья (19%), видеоисточники (17%), медицинские работники (14%). Следовательно, основную информацию о сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной, о средствах контрацепции подростки получают «методом самоподготовки». При этом большинство респонденток хотели бы получить дополнительную информацию по следующим темам:
- Сексуальные отношения и безопасный секс.
- Роды.
- Благополучная семья.
- Любовь.
- Беременность.
Данные подобного опроса подтверждают актуальность внедрения предлагаемой программы в образовательных учреждениях.
Программа «Дочки-матери» рассчитана на использование в школах (для девочек 11–16 лет), в центрах, работающих с подростками. Она может быть включена в комплексные программы охраны здоровья подростка и подготовки его к семейной жизни, а также интегрирована в общеобразовательные предметы «Биология», «Основы безопасной жизнедеятельности», «История», «Мировая художественная культура» (чему способствует разбивка разделов на темы, рассчитанные на временные рамки школьного урока).
Программа основана на материалах современных медицинских, психологических и морально-этических исследований и содержит необходимый минимум сведений о строении женского тела, о процессах, происходящих с женщиной в разные периоды жизни с точки зрения физиологии и психологии, о социально-этических функциях, выполняемых женщиной в обществе.
Подростки усвоят не только элементарные медицинские и гигиенические понятия, но и познакомятся с историческими, психологическими, религиозными, культурологическими, юридическими аспектами семейно-брачных отношений, расширят свой кругозор по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Тематический план
Цели и задачи программы
-
Обеспечить слушателей грамотной и систематизированной информацией, которая даст возможность понять и пройти с наименьшими личными потерями период взросления.
-
Сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству.
-
Помочь осознать обязанности и права по отношению к себе и окружающим.
-
Создать благоприятные условия для самообразовательной активности учащихся.
В основе программы лежат следующие принципы:
- этическое отношение к личности;
- эмпатическое понимание мира подростка;
- конструктивное общение;
- интерес к личному опыту подростка
и его актуализация;
- диалогичность;
- добровольность.
Формы и методы работы
- Групповая работа с элементами
интерактивного тренинга.
- Лекции, беседы.
- Диспуты, дискуссии.
- Вечера вопросов и ответов
с активным участием аудитории.
- Демонстрация плакатов.
- .Видеоматериалы.
Вот как можно провести занятие на тему
«ЗАКОННЫЙ БРАК
ИЛИ СВОБОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?»
Цель
Ознакомление с функциями семьи и некоторыми моделями семейно-брачных отношений; формирование осознанного подхода к созданию семьи и заключению брачных отношений.
Оборудование
- Таблички с наименованиями моделей отношений (мусульманская семья, шведская семья, законный брак, свободные (незарегистрированные) отношения).
- Листы формата А4 с расшифровкой одной из моделей по количеству наименований:
– мусульманская семья – брак, заключаемый в рамках Корана (ислам), восточный тип семьи, где глава – мужчина, имеющий право на полигамию;
– шведская семья: несколько пар живут вместе маленьким общежитием, где все связаны дружбой, хозяйством и сексом;
– законный брак заключается в органах загса и подразумевает моногамную семью между мужчиной и женщиной с определенным семейным кодексом, равенством в правах;
– свободные (незарегистрированные) отношения: люди живут вместе, ведут общее хозяйство и считают себя свободными.
Возраст учащихся – 16–18 лет, занятие может проводиться в смешанной группе и желательно в 11-м классе.
1. Вступительная беседа
«Каковы функции семьи
на сегодняшний день?»
(с записью функций на доске):
- репродуктивная (материнство, отцовство);
- экономическая;
- воспитательная;
- досуговая;
- сексуальная (возможно дополнение списка).
2. Деловая игра
«Модели браков»
Старшеклассники делятся на 4 группы. Один из участников – главное заинтересованное в браке лицо – сидит перед группами на стуле. Группы получают по табличке с названием модели и становятся адвокатами.
Задача каждой группы – на выданном листе (формата А4) охарактеризовать модель, выделить ее особенные функции и преимущества по сравнению с другими моделями, используя предложенную на листе расшифровку. Через 10 минут один человек из группы озвучивает преимущества своей модели и старается склонить на свою сторону «заинтересованное в браке лицо».
Подведение итогов «заинтересованным в браке лицом» и ведущим. Вывод: каждому предстоит выбор, но, чтобы сделать его правильно, надо иметь знания по рассматриваемому вопросу.
3. Мини-лекция «Брачный контракт»
Итог занятия: общим большинством голосов выбирается наиболее приемлемая для нас модель семейно-брачных отношений.
|