Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2005

Учительская

Новая методика

Эффективная система сохранения здоровья педагогов предполагает комплекс мер, реализуемых на федеральном, региональном, коллективном и индивидуальном уровнях.

На федеральном уровне целесообразно разработать комплексную федеральную программу охраны и укрепления здоровья педагогов. Программа предполагает три взаимосвязанных раздела: информационный, оздоровительно-профилактический и научно-исследовательский. Научные исследования по проблемам здоровья, условий труда и образа жизни учителей должны включать социально-гигиенические, эпидемиологические, социологические, психологические и педагогические аспекты. На основе данных исследований, выявления и анализа причинно-следственных связей между здоровьем учителей, особенностями их труда и образа жизни осуществляется разработка собственно профилактических, оздоровительных, рекреационных и информационно-обучающих технологий и мероприятий. Реализация программы осуществляется как на федеральном (координация, планирование, организация), так и на региональном (внедрение) уровнях силами и средствами органов системы здравоохранения и образования, педагогических учебных заведений, системы переподготовки и повышения квалификации работников здравоохранения и просвещения, средств массовой информации, организаций культуры и рекреации, научно-исследовательских учреждений, общественных организаций. В процессе выполнения программы ее научно-исследовательским блоком проводятся мониторинг результатов и оценка эффективности. Разработка и реализация такой программы, целенаправленно ориентированной на формирование здоровья, находится в контексте недавних нормативных документов федеральных ведомств (Приказ Минздравмедпрома России № 364 от 22 декабря 1995 г. «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации»; Приказ Минобразования РСФСР № 169 от 27 мая 1991 г., утверждающий программу курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для средней школы). Такая программа даст импульс поиску новых возможностей и использованию существующих резервов непосредственно в системе образования. Например, при Домах учителя можно организовать специализированные службы по охране и укреплению здоровья учителей, включающие комплекс диагностических, медико- и психопрофилактических, рекреационно-оздоровительных, медико-просветительских и других процедур и мероприятий. Этой же цели могут служить и психологические службы, которые на сегодня, к сожалению, практически не предусматривают работу по охране и укреплению психического здоровья педагогов, в то время как такие возможности реально существуют.

На коллективном и индивидуальном уровнях работа по охране и укреплению здоровья педагогов проводится непосредственно в школах, что позволяет наиболее полно учитывать специфику их труда и образа жизни. Предлагаемая инновационная модель включает девять подсистем, или модулей: организационный, социально-психологический, психодиагностический, медико-диагностический, информационно-познавательный, психопрофилактический, рекреационно-оздоровительный, социальной помощи и поддержки и педагогический. Эти модули взаимосвязаны в силу относительности границ между профилактикой и медико-гигиенической информированностью, психотерапией и социально-психологическими воздействиями, рекреационно-оздоровительной и педагогической практикой.

Функции организационного модуля – планирование, организация и осуществление специализированных педсоветов, круглых столов, деловых игр под рубриками «Учитель и здоровье», «Школа и здоровье»; организация кабинета психологической разгрузки; контроль за соблюдением гигиенических условий труда и отдыха учителей и др.

Назначение социально-психологического модуля состоит в том, чтобы, во-первых, через специально разработанный опросник «Отношение к здоровью и образ жизни учителя» выявлять основные параметры образа и стиля жизни, отношение педагогов к своему здоровью и здоровью учащихся. Во-вторых, используя соответствующие методики, осуществлять диагностику психологического климата коллектива, определять социально-психологический статус каждого учителя. И в третьих – проводить изучение образа жизни и отношения личности к здоровью на протяжении ее жизненного пути. Для решения этой задачи разработан опросник «Жизненный путь личности и формирование здоровья». На основе анализа полученных в результате социально-психологического обследования данных: режимов труда и отдыха, характера взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности работой и досугом, ценностных ориентаций, специфики отношения к здоровью и других – администрацией школы совместно с педагогическим коллективом разрабатываются мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья учителей. Разработанные и коллективно принятые мероприятия реализуются в рамках информационно-познавательного, психопрофилактического, рекреационно-оздоровительного и педагогического модулей.

Функцией психодиагностического модуля является комплексная психодиагностика с помощью психодиагностических методик (ММРI, опросник Р. Кеттела, тест УСК, цветовой тест Люшера и др.). На основе ответов учителей разрабатываются групповые и индивидуальные формы психопрофилактической и психотерапевтической работы.

Медико-диагностический модуль включает оценку количества здоровья с помощью компьютерной программы «Эскиз» или любой другой, основанной на измерении резервов организма, которые обеспечивают возможность не заболеть основными болезнями (инфаркт миокарда, инсульт, рак) и не умереть в ближайшие восемь лет. В случае необходимости учителю назначается диагностическое обследование у врачей-специалистов.

Назначение информационно-познавательного модуля – проведение лекций, семинаров, диспутов, различных форм активного обучения по медицинским и психологическим проблемам охраны, укрепления и поддержания здоровья. При этом акцент делается не столько на когнитивной стороне структуры личности, сколько на ее мотивационно-побудительном компоненте.

Психопрофилактический модуль включает проведение психопрофилактических, психогигиенических и психотерапевтических мероприятий по снятию эмоционального напряжения, совершенствованию коммуникативной компетентности через аутотренинг, социально-психологические тренинги и другие формы групповой и индивидуальной работы.

Рекреационно-оздоровительный модуль обеспечивает проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, дней здоровья, занятий в спортсекциях и бассейнах, физкультминуток.

Модуль социальной помощи и поддержки обеспечивает работу по оказанию социальной помощи педагогам, нуждающимся в ней по состоянию здоровья.

Функции педагогического модуля направлены на формирование у педагогов готовности быть учителем здоровья. С помощью методических объединений они будут решать вопросы охраны и укрепления здоровья учащихся (проведение уроков и разного рода специализированных мероприятий).

Центральной задачей системы является формирование адекватного отношения личности учителя к своему здоровью и здоровью учащихся.

Практическое интегрирование такой системы, функционирующей на принципах самоорганизации и самоуправления, в целостный учебно-воспитательный процесс школы позволит эффективно решать проблемы охраны и укрепления здоровья учителей и формировать у них готовность быть учителем здоровья.

 

Владислав Коган