Эффективная система сохранения
здоровья педагогов предполагает комплекс мер,
реализуемых на федеральном, региональном,
коллективном и индивидуальном уровнях.
На федеральном уровне целесообразно
разработать комплексную федеральную программу
охраны и укрепления здоровья педагогов.
Программа предполагает три взаимосвязанных
раздела: информационный,
оздоровительно-профилактический и
научно-исследовательский. Научные исследования
по проблемам здоровья, условий труда и образа
жизни учителей должны включать
социально-гигиенические, эпидемиологические,
социологические, психологические и
педагогические аспекты. На основе данных
исследований, выявления и анализа
причинно-следственных связей между здоровьем
учителей, особенностями их труда и образа жизни
осуществляется разработка собственно
профилактических, оздоровительных,
рекреационных и информационно-обучающих
технологий и мероприятий. Реализация программы
осуществляется как на федеральном (координация,
планирование, организация), так и на региональном
(внедрение) уровнях силами и средствами органов
системы здравоохранения и образования,
педагогических учебных заведений, системы
переподготовки и повышения квалификации
работников здравоохранения и просвещения,
средств массовой информации, организаций
культуры и рекреации, научно-исследовательских
учреждений, общественных организаций. В процессе
выполнения программы ее
научно-исследовательским блоком проводятся
мониторинг результатов и оценка эффективности.
Разработка и реализация такой программы,
целенаправленно ориентированной на
формирование здоровья, находится в контексте
недавних нормативных документов федеральных
ведомств (Приказ Минздравмедпрома России № 364 от
22 декабря 1995 г. «О мерах по развитию медицинской
профилактики в Российской Федерации»; Приказ
Минобразования РСФСР № 169 от 27 мая 1991 г.,
утверждающий программу курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» для средней
школы). Такая программа даст импульс поиску новых
возможностей и использованию существующих
резервов непосредственно в системе образования.
Например, при Домах учителя можно организовать
специализированные службы по охране и
укреплению здоровья учителей, включающие
комплекс диагностических, медико- и
психопрофилактических,
рекреационно-оздоровительных,
медико-просветительских и других процедур и
мероприятий. Этой же цели могут служить и
психологические службы, которые на сегодня, к
сожалению, практически не предусматривают
работу по охране и укреплению психического
здоровья педагогов, в то время как такие
возможности реально существуют.
На коллективном и индивидуальном
уровнях работа по охране и укреплению здоровья
педагогов проводится непосредственно в школах,
что позволяет наиболее полно учитывать
специфику их труда и образа жизни. Предлагаемая
инновационная модель включает девять подсистем,
или модулей: организационный,
социально-психологический,
психодиагностический, медико-диагностический,
информационно-познавательный,
психопрофилактический,
рекреационно-оздоровительный, социальной помощи
и поддержки и педагогический. Эти модули
взаимосвязаны в силу относительности границ
между профилактикой и медико-гигиенической
информированностью, психотерапией и
социально-психологическими воздействиями,
рекреационно-оздоровительной и педагогической
практикой.
Функции организационного модуля –
планирование, организация и осуществление
специализированных педсоветов, круглых столов,
деловых игр под рубриками «Учитель и здоровье»,
«Школа и здоровье»; организация кабинета
психологической разгрузки; контроль за
соблюдением гигиенических условий труда и
отдыха учителей и др.
Назначение социально-психологического
модуля состоит в том, чтобы, во-первых, через
специально разработанный опросник «Отношение к
здоровью и образ жизни учителя» выявлять
основные параметры образа и стиля жизни,
отношение педагогов к своему здоровью и здоровью
учащихся. Во-вторых, используя соответствующие
методики, осуществлять диагностику
психологического климата коллектива, определять
социально-психологический статус каждого
учителя. И в третьих – проводить изучение образа
жизни и отношения личности к здоровью на
протяжении ее жизненного пути. Для решения этой
задачи разработан опросник «Жизненный путь
личности и формирование здоровья». На основе
анализа полученных в результате
социально-психологического обследования данных:
режимов труда и отдыха, характера
взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности
работой и досугом, ценностных ориентаций,
специфики отношения к здоровью и других –
администрацией школы совместно с педагогическим
коллективом разрабатываются мероприятия,
направленные на охрану и укрепление здоровья
учителей. Разработанные и коллективно принятые
мероприятия реализуются в рамках
информационно-познавательного,
психопрофилактического,
рекреационно-оздоровительного и
педагогического модулей.
Функцией психодиагностического
модуля является комплексная психодиагностика
с помощью психодиагностических методик (ММРI,
опросник Р. Кеттела, тест УСК, цветовой тест
Люшера и др.). На основе ответов учителей
разрабатываются групповые и индивидуальные
формы психопрофилактической и
психотерапевтической работы.
Медико-диагностический модуль
включает оценку количества здоровья с помощью
компьютерной программы «Эскиз» или любой другой,
основанной на измерении резервов организма,
которые обеспечивают возможность не заболеть
основными болезнями (инфаркт миокарда, инсульт,
рак) и не умереть в ближайшие восемь лет. В случае
необходимости учителю назначается
диагностическое обследование у
врачей-специалистов.
Назначение информационно-познавательного
модуля – проведение лекций, семинаров,
диспутов, различных форм активного обучения по
медицинским и психологическим проблемам охраны,
укрепления и поддержания здоровья. При этом
акцент делается не столько на когнитивной
стороне структуры личности, сколько на ее
мотивационно-побудительном компоненте.
Психопрофилактический модуль
включает проведение психопрофилактических,
психогигиенических и психотерапевтических
мероприятий по снятию эмоционального
напряжения, совершенствованию коммуникативной
компетентности через аутотренинг,
социально-психологические тренинги и другие
формы групповой и индивидуальной работы.
Рекреационно-оздоровительный модуль
обеспечивает проведение
спортивно-оздоровительных мероприятий, дней
здоровья, занятий в спортсекциях и бассейнах,
физкультминуток.
Модуль социальной помощи и поддержки
обеспечивает работу по оказанию социальной
помощи педагогам, нуждающимся в ней по состоянию
здоровья.
Функции педагогического модуля
направлены на формирование у педагогов
готовности быть учителем здоровья. С помощью
методических объединений они будут решать
вопросы охраны и укрепления здоровья учащихся
(проведение уроков и разного рода
специализированных мероприятий).
Центральной задачей системы является
формирование адекватного отношения личности
учителя к своему здоровью и здоровью учащихся.
Практическое интегрирование такой
системы, функционирующей на принципах
самоорганизации и самоуправления, в целостный
учебно-воспитательный процесс школы позволит
эффективно решать проблемы охраны и укрепления
здоровья учителей и формировать у них готовность
быть учителем здоровья.
|