Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2005

Из первых рук

«46-я – самая крутая!»

Несколько лет подряд московскую среднюю школу № 46 награждают грамотами за вклад в развитие образования города, педагогическое мастерство, творческий поиск, успехи в обучении и воспитании. Что делают в школе, содействующей здоровью, для его сохранения, рассказывает директор Николай МАНСУРОВ

Медицинский компонент

Пять лет назад мы вступили в европейскую сеть школ, содействующих здоровью. Когда в нашу школу привезли положенное нам по статусу стоматологическое кресло, мы даже растерялись – что же с ним делать? Решили на свои деньги оборудовать кабинет и пригласить стоматолога. Сейчас в этом кабинете врач не только лечит зубы, но и с помощью специалистов 44-й окружной стоматологической поликлиники проводит профилактику кариеса, покрывает зубы специальным лаком, не позволяющим эмали разрушаться. Потом в школе стала проводиться скрининг-программа компьютерной диагностики зрения, появились соответствующая техника и оператор. Но, поскольку программа предполагает направление ребенка со сниженным зрением к окулисту, которого в районной поликлинике нет, нам пришлось оборудовать свой офтальмологический кабинет и найти специалиста. Кроме того, сотрудники Российской детской клинической больницы проводят бесплатное лечение и обследование наших детей. Ну и конечно, в школе есть врач-терапевт и медсестра.

Следующий шаг – оборудование специального зала для ЛФК. Три раза в неделю после уроков там занимаются гимнастикой группы, набранные инструктором по медицинским показаниям.

По договору с Всероссийским институтом лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) в школе был устроен аэрофитомодуль. Это сад из десятков растений, подобранных так, чтобы, не вызывая аллергических реакций, обеззараживать воздух. И действительно, проведенные анализы показали, что число вредных бактерий в помещении уменьшилось. Сейчас наше школьное научно-биологическое общество собирается этот модуль тиражировать.

Как и многие другие школы, мы даем детям кислородные коктейли, витамины. Ввели режим проветривания, проверили воздух на содержание формальдегидов и пыли, замерили освещенность классов… В общем, все сделали, а заболеваемость учащихся за три года снизилась всего на 10%.

Борьба со школьным стрессом

Через какое-то время мы поняли, что главное негативное влияние на здоровье детей оказывает мощный стресс, который вызван самим процессом образования. Чтобы этот стресс снять, в школе, а тем более такой, где много говорят о сохранении здоровья, должны работать учителя, которые уважают учеников и их родителей и думают об усовершенствовании учебного процесса.

Методы преподавания должны соответствовать времени, изменившимся внешним реалиям. В российской школе сохраняется классно-урочная система, хотя с появлением компьютерных технологий резко увеличилось количество информации и изменился способ ее подачи. Наверное, нечто подобное происходило, когда изобрели печатный станок. Появление книги поменяло стиль преподавания, основанный на вербальном восприятии (классический пример – Аристотель). Ян Амос Коменский придумал классно-урочную систему. Если после прочтения книги ребенку надо было что-то додумывать и представлять, то в эпоху глобальной компьютеризации информация дается в готовом виде. Значит, и методика преподавания должна быть совершенно другой.

Сейчас мы отрабатываем модель, которая называется «Контекстная школа». Ее суть в том, что знания ребенку должны даваться в лично значимом для него контексте. Он должен осознать свое Я и какое место он занимает в этом мире, понять, для чего ему нужны полученные знания.

Еще есть проектная технология. В школе создано научное общество, ориентированное на проектную деятельность по всем предметам. В прошлом году ученики младших классов участвовали в проекте «Мы изучаем народные промыслы России». На уроке ИЗО ребята знакомились, например, с основами хохломской росписи, на уроке истории – связывали появление этого промысла с историческими событиями в России, а на уроке труда – расписывали заготовки. Жостовские подносы и павловопосадские платки, конечно, не делали, но эскизы рисовали. Потом все это было трансформировано в единый школьный проект по славянской культуре.

Пятиклассники победили на «Ярмарке идей» с проектом «Спасая парк, спасаешь жизнь города». Они изучали растения (биология), что влияет на их рост и развитие (химия), почему они преждевременно гибнут и как эту гибель можно предотвратить (экология). Теперь ребята на многое стали смотреть по-другому. Наверное, именно так строятся здоровьесберегающие технологии.

Учиться стало легче

Департамент образования, проводя реформу ради разгрузки учащихся, на самом деле создал еще больше проблем – сократились часы занятий по некоторым предметам, но объемы остались прежними, значит, нагрузка не уменьшилась, а видоизменилась.

Сейчас предлагают сократить стандарт образования на 25%, то есть сделать обязательным базовый уровень, а дополнительный – по желанию и платно. Фактически с 1992 года страна живет без стандарта образования (раньше им был учебник). Большое количество учебников, часто не соответствующих никаким требованиям программы, затрудняет преподавание и приводит к отсутствию единой точки зрения на образование. Одно можно сказать точно – школьной подготовки не хватает для поступления в вузы, поэтому старшеклассники вынуждены ходить на дополнительные курсы, заниматься с репетиторами. Разве это разгрузка?

Помочь в этой ситуации может профильное образование. У нас в школе, кроме обычных классов, работают лицейские – гуманитарно-правового, экономического, медицинского и педагогического направления. Но это хорошо только для определившихся ребят. Для подавляющей же массы школьников должна быть возможность изменить свой выбор (до 10-го класса). Зато в выпускных классах остается по шесть предметов, что делает учебу легче и эффективнее.

Мы ввели шестидневную учебную неделю с 5-го класса. А после уроков – дополнительные образовательные услуги. Да, это те же репетиторы, но ребенку бегать никуда не надо, и уровень подготовки позволяет поступать даже в МГИМО.

Стандартный график учебы и отдыха мы несколько подкорректировали: общая продолжительность каникул сохраняется, но осенью ребята отдыхают с 25 октября по 7 ноября, зимой и летом – как все, а весной – с 13 по 23 марта. За счет этого последняя четверть увеличивается, но так как 1–10 мая страна гуляет, у детей получаются еще одни каникулы. И пик занятий не падает на окончание четверти – последние три дня учителя отводят на проекты, конференции, творческие игры…

Результат – болеют реже!

Мы стараемся привить ребятам интерес к здоровому образу жизни. В начальной школе специально подготовленный педагог ведет уроки здоровья. В зависимости от темы занятия проходят то в стоматологическом кабинете, то в столовой. Кстати, в нашей школе учащиеся всех классов завтракают и обедают бесплатно. Причем наши повара не только вкусно варят борщи и пекут пирожки, но и готовят диетические блюда.

С прошлого года по просьбе старшеклассников специалисты ведущих косметических компаний читают в школе лекции о том, как нужно за собой ухаживать, подбирать косметику, соответствующую возрасту и типу кожи. Подумываем о преподавании этикета. Ведь когда человек умеет себя вести в любых ситуациях, ему не приходится нервничать и беспокоиться.

Занимаясь профилактикой вредных привычек, мы теорию и психологические тренинги подкрепляем практикой. На территории школы запрещено курить всем. За нарушение запрета учитель получит выговор, лишится премии. Для курящего подростка тоже предусмотрены санкции.

В двух спортивных залах до позднего вечера ребята играют в волейбол и баскетбол, занимаются тхэквондо, спортивными танцами…

Последний мониторинг показал, что заболеваемость детей, по сравнению с данными десятилетней давности, уменьшилась на 40%. Правда, это были годы без эпидемий.

Тема здоровья в учебниках

Главное ноу-хау 46-й школы – свои учебники по некоторым предметам с интегрированной темой здоровья.

Антон Казимов (любимый персонаж учителя математики) угостил двух своих друзей глазированными сырками, которые случайно завалялись у него в портфеле. Каждый из друзей охотно поделился еще с двумя одноклассниками. Сколько уроков в среднем пропустил каждый из угощенных, если все вместе они пропустили 8 дней? Это задача из нашего учебника математики. Принцип построения учебника такой: по программе здоровья В.Н. Касаткина составили математические задачки для 5–9-х классов, а для преподавателей напечатали краткие шпаргалки (питание, гигиена, профилактика ВИЧ/СПИДа). Нельзя сказать, что математики довольны покушением на чистую науку. Но какая разница, что высчитывать: сколько воды вливается в бассейн или на сколько пострадает бюджет семьи, если, сэкономив на зубной пасте, придется лечить пульпит? Когда дети решают задачи, которые непосредственно их касаются, они не только складывают и умножают, но и что-то запоминают на подсознательном уровне.

Каждая выкуренная сигарета сокращает срок жизни человека на 6 минут, посчитай, сколько сигарет выкуривают твои папа и мама. Посчитав, ребенок начинает воспитывать несознательных родителей.

«Работая над учебником по химии, мы постарались учесть личностное восприятие ребенком окружающего мира и заложить элементы экологического воспитания, – объясняет учительница Татьяна Потапова, кандидат педагогических наук. – Атмосфера на уроке должна быть комфортной, информация – максимально приближенной к реальной жизни, значимой для ребенка, подана в разнообразных формах, позволяющих облегчить запоминание. Тогда учиться интересно, легко и время идет незаметно».

И еще, если школьник знает, что полезно, что вредно, он может вести безопасный образ жизни. Например, в разделе «Кислоты» говорится о тех веществах, которые часто встречаются в быту. Чтобы материал лучше усваивался, мы разработали методику-самоучитель по составлению химических уравнений. Ребята прочитают, что такое кислотные дожди и чем они плохи для окружающей среды, а учитель покажет, как действует кислотная среда, что будет, если в стаканчик с «кислотным дождем» опустить кусочек мрамора или человеческий волос.

Основная идея учебника русского языка – научить ребенка говорить так (используя такую лексику, фонетику, интонацию), чтобы не ранить окружающих словом, беречь их и свое здоровье. Мы составили аналогичные учебники немецкого и английского языков. Они замечательно написаны, но пока не изданы из-за отсутствия финансов.

В литературе образы героев каждого произведения так или иначе связаны со здоровьем, правда – душевным. Но ведь если человек сохраняет душевное равновесие, он всегда будет себя хорошо чувствовать, ему везде будет комфортно.

Замечательно, когда ребенок идет в школу с радостью. А если ему не хочется из нее уходить – это просто здорово! Дети этой школы носят значки с лозунгом, который придумали сами: «46-я – самая крутая!»

 

Нина Семина