С древнейших времен люди относили здоровье к числу важнейших жизненных ценностей. Сократ ставил ценность здоровья выше ценности искусства и науки, дружбы и согласия между родителями, детьми и братьями.
Профессию учителя можно отнести к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, заболеваний верхних дыхательных путей, гипертонической болезни, вегетососудистых дистоний... Об этом свидетельствует ряд исследований. Одно из них, проведенное еще в семидесятые годы прошлого века, выявило, что в 48 общеобразовательных школах Черемушкинского района города Москвы заболеваемость с временной утратой трудоспособности педагогов составила в среднем за три года 99,6 случая и 10 549 дней нетрудоспособности на 1773 человека. Структура заболеваемости педагогов в сравнении со структурой заболеваемости других профессиональных групп имеет отличительные особенности, выражающиеся в большем распространении заболеваний верхних дыхательных путей, особенно ларингитов, а также вегетососудистых дистоний.
Исследование, проведенное среди городских и сельских учителей Архангельской области, показало, что наиболее часто встречающимися заболеваниями в учительской среде являются болезни органов дыхания – 177,2 случая временной утраты нетрудоспособности на 100 работающих в течение трех лет; на втором месте по частоте стоят сердечно-сосудистые – 22,1 случая нетрудоспособности при тех же условиях; затем следуют заболевания нервной системы – 21,1 случая; заболевания органов пищеварения – 18,6 на 100 педагогов за три года.
По данным вторичного обследования работников сферы народного образования ряда районов Московской области, к числу наиболее распространенных заболеваний с наибольшим количеством дней утраты трудоспособности относятся различного рода острые респираторные заболевания, острый фарингит и ангина, болезни верхних дыхательных путей, затем следуют гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и сосудистые поражения мозга с гипертонией, болезни периферической нервной системы, гастрит, болезни печени, мочевого пузыря, поджелудочной железы и другие.
К числу причин, оказывающих непосредственное влияние на состояние здоровья учителей, относятся специфические особенности сложной и многогранной деятельности педагогов средних общеобразовательных школ: повышенная продолжительность рабочего дня, высокая напряженность и ответственность труда.
Основной вид деятельности учителя – урок. Кроме ведения уроков, в обязанности учителя также входят: подготовка к урокам дома, проверка письменных работ учащихся, классное руководство, дополнительные занятия и консультации, работа с родителями и общественностью, административно-хозяйственная деятельность. Затраты времени на все виды деятельности намного превышают нормативно допустимые.
Но необходимо учитывать не только количественные показатели – время, затраченное на различные виды деятельности, – но и степень напряженности и ответственности педагогиче¬ского труда, прежде всего при проведении уроков. Именно урок, занимающий в бюджете рабочего времени учителя от 31 до 45,5% времени, является той основной нагрузкой, которая предъявляет к его нервно-психической сфере наиболее высокие требования. Не менее ответственным и напряженным является выполнение функций классного руководителя (по некоторым данным, свыше 70% учителей являются классными руководителями).
Наконец, нельзя забывать и о том, что каждый человек выполняет не одну профессиональную роль. Подавляющее большинство педагогов – женщины, они обременены еще и спектром женских социальных ролей, в частности материнской, что предельно перегружает их повседневную жизнь. Постоянное переутомление, невротические, психосоматические и вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма инфекциям, создают постоянную угрозу здоровью учителя.
Вместе с тем физическое и психическое благополучие учителя определяется и субъективным фактором, в частности, его отношением к своему здоровью. Оно проявляется в действиях и поступках, переживаниях и вербально реализуемых мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое состояние.
Как показывают исследования, по ряду позиций (своевременность обращения к врачу в случае болезни, профилактические обследования, измерение кровяного давления, прием лекарственных препаратов без медицинских показаний, выполнение рекомендаций и предписаний врача, реализация требований здорового образа жизни, регулярное получение информации по вопросам охраны и укрепления здоровья и др.) педагоги проявляют несерьезное отношение к своему здоровью.
Группа учителей из московских школ продемонстрировала такое отношение к своему здоровью: только 14% опрошенных занимались физической зарядкой не менее трех раз в неделю, 13% ложились спать в одно и то же время и 38% спали не менее 7–8 часов в сутки; проходили осмотр у гинеколога по крайней мере 1 раз в год 35%; измеряли артериальное давление не реже раза в год 26%; не принимали лекарства без назначения врача 22%; всего лишь 5% регулярно получали информацию по вопросам охраны и укрепления здоровья. Этот перечень, к сожалению, можно продолжить. Обращает на себя внимание и тот факт, что педагоги реже, чем представители других профессий, обращаются за медицинской помощью и в то же время чаще продолжают работать в случае недомогания или болезни.
Все эти факты свидетельствуют о давно назревшей необходимости разработать эффективную систему мер по охране и укреплению здоровья учителей. В методических рекомендациях документа 30-летней давности «Улучшение условий труда и состояния здоровья педагогов средних школ Москвы» констатируется, что данные «статистических отчетов МГК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений говорят о росте заболеваемости учителей, показатели которой вышли на первое место по сравнению с заболеваемостью других работников, объединенных этим профсоюзом». Этот документ во многом не утратил актуальности и сегодня, в нем отмечалось также, что, по существу, нет исследований, посвященных комплексной оценке здоровья работников просвещения, влияния на него условий труда, а также различных социально-бытовых факторов. К сожалению, и сейчас, как и три десятилетия назад, потребность в проведении комплексных исследований по проблемам здоровья учителей остается чрезвычайно высокой. Исследования последних лет чаще всего носят однонаправленный, нередко узковедомственный характер, затрагивая отдельные (социально-гигиенические, педагогические, психологические и др.) аспекты этой сложной и многогранной проблемы, что, в свою очередь, затрудняет разработку эффективной системы защиты здоровья педагогов школ и других средних общеобразовательных учреждений. Разработка такой системы необходима как с общечеловеческих позиций – чтобы обеспечить физическое и психическое благополучие каждого члена общества, – так и в силу социальной значимости профессии педагога: ведь учителя формируют здоровье миллионов школьников. Без разработки и реализации эффективной системы мер по охране, укреплению и поддержанию физического и психического здоровья работников народного образования трудно решить проблему нехватки учительских кадров в школах* и добиваться эффективности учебно-воспитательного процесса.
Говоря о значимости мер по охране и укреплению здоровья педагогов, без преувеличения можно сказать, что проблема физического, психического и социального благополучия учителя непосредственно связана с проблемой здоровья нации в целом.
Решение задачи охраны и укрепления здоровья учителя предполагает разработку долговременных комплексных программ, реализуемых на федеральном, региональном, коллективном и индивидуальном уровнях.
Мы хотим на основе комплексного изучения личности учителя разработать систему методов и средств формирования адекватного отношения учителя к своему здоровью и здоровью учащихся. Реализация этой цели предполагает как определение теоретических принципов отношения человека к здоровью, так и эмпирические исследования. Теоретические принципы мы уже сформулировали в ряде работ, посвященных вопросам формирования здорового образа жизни. Оригинальные фактические данные получены в результате проведения конкретных исследований, в частности, мотивации гигиенического поведения и выявления типологии отношения к здоровью. Предшествующие теоретические и прикладные исследования, которые являются во многом пионерными, в целом представляют собой теоретико-прикладную основу данной работы. Вместе с тем модификация проблематики, обусловленная реалиями сегодняшнего дня, основная цель, задачи, объект и предмет предполагают необходимость инновационных подходов в осуществлении темы настоящего исследования.
С основными положениями нашей работы мы познакомим вас в следующих номерах.
* Это тем более важно в нынешнее время, когда 20,5% учителей относят себя к «недостаточно обе¬спеченным», 44,4% – к «малообеспеченным», 33,1% – ¬к «среднеобеспеченным» и только 0,2% – к «высокообеспеченным».
|