Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2005

Из первых рук

Столичная школа сегодня

Л.П. КЕЗИНАВ начале учебного года гостем Издательского дома «Первое сентября» была руководитель Департамента образования правительства Москвы Л.П. КЕЗИНА

В конференц-зале собрались директора московских школ и журналисты, представляющие газеты Издательского дома. Это была не только пресс-конференция, но и живой разговор о проблемах образования. Нашу газету прежде всего интересовали вопросы, так или иначе связанные со здоровьем школьников.

В последнее время много говорилось о начале школьного обучения с 5 лет. По закону, принятому Московской городской думой в 2001 году, родители могут отдавать детей в школу с 6 лет, и снижать эту планку столичные власти не планируют.

С термином «предшкольное образование» Любовь Петровна абсолютно не согласна. «Мы считаем, – сказала она, – что детей в садике ни в коем случае не надо учить писать, чтобы потом учителю не пришлось их переучивать. Они должны не уметь писать». Ребенка нужно готовить к школе, развивать физически, учить читать, прививать художественный вкус, причем делать это следует специалистам и только в стенах дошкольных учреждений. Сегодня их посещают уже около 90% московских детей по свободному графику: от полного дня – до нескольких часов вечером или в выходные. Это решают родители.

Еще одна насущная тема – профильное образование. «Именно профилизация обучения должна быть в центре всей нашей педагогической деятельности», – считает глава департамента. Зачем мы пичкаем ребенка всем подряд независимо от того, кто он – гуманитарий или технарь? Обучение надо сделать практико-ориентированным и опирающимся на личность ребенка. Как не может быть одинаковых учеников, так и школы не могут и не должны быть одинаковыми, нужны разные условия обучения. Сейчас в столице работают 18 видов учреждений общего образования: лицеи, гимназии, центры образования и т.д.

Физическое развитие является одним из важнейших составляющих здоровья. 30% московских школ ввели третий урок физкультуры, а сделать это повсеместно мешает нехватка учителей. Поэтому в Москве открыт новый физкультурно-педагогический институт для подготовки учителей физкультуры. В столице создана достаточно хорошая материальная база, и спорт стал более доступным, чем десять лет назад.

Предложение Юрия Лужкова сократить летний отдых школьников на две недели и за счет этого увеличить осенние и весенние каникулы учителя, врачи и родители не поддержали. Школы проводят разные эксперименты: в одних – пять недель учебы чередуются с неделей каникул, в других – введены триместры вместо четвертей, а в некоторых, как и предложил наш мэр, сократили летние каникулы на две недели. Каждый педагогический коллектив может решать эти проблемы самостоятельно.

Один из вопросов, который волнует родителей, неподъемные школьные ранцы. Инициатива Юрия Михайловича облегчить их и создать комплекты учебников по четвертям реализуется. В типографиях со старым оборудованием сделать это было невозможно, поэтому АО «Московские учебники» и АО «Картография» взяли кредит и закупили соответствующую технику в Германии, а в Белоруссии – облегченный картон для обложек. Такими учебниками (книжки делятся на две части) уже обеспечены 1–6-е классы. Для того чтобы разделить учебники на 4 части нужно другое оборудование, а значит, еще средства. Вообще Любовь Петровна считает, что с книгой ребенок должен работать дома, а в классе нужно слушать учителя.

«Нам нравится дух в нашем московском образовании, – отметила в заключение Кезина. – Мы можем спорить с директорами школ, но никогда ничего не запрещаем, наоборот, мы стараемся поддерживать все интересные идеи».

 

Нина Семина