Важнейший государственный документ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, в частности, за счет увеличения двигательной активности.
В большинстве школ увеличивается количество обязательных уроков физкультуры (до 3–5 часов в неделю), проводятся динамические паузы, подвижные игры, спортивные праздники; особое внимание уделяется режиму дня.
Создается модель экологически комфортной образовательной среды, используются технологии реабилитации работоспособности школьников. При этом большое внимание уделяется организационным формам урока и рациональному распределению нагрузок в течение дня.
Но, несмотря на позитивные изменения, которые коснулись двух сторон – содержательной (вариативность учебных программ и учебных планов) и организационной (групповые, парные, индивидуальные формы работы с детьми, коллективное взаимодействие), серьезной проблемой остается возрастающая перегрузка и связанное с ней переутомление детей.
Интересно, что у учителей начальных классов спонтанно появился новый критерий в оценке пришедшего в школу ребенка: какие у него глаза – потухшие или горящие? И поражает то, что все чаще приходят дети с потухшими глазами, утомленные знаниями, переполненные информацией, часто запоминаемой неосознанно и потому остающейся невостребованной. Данная ситуация усугубляется еще и статичным пребыванием учащихся за партами в течение всего учебного дня, снижением двигательной активности.
Эта проблема осознается всеми и в то же время никак не может быть решена. А ведь еще в начале века итальянский физиолог Моссо и немецкие ученые Верхард, Гакер, Лоренц и другие доказали, что утомление и переутомление – это явления физиологического и химического порядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд переутомления – кенотоксин, который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на его общее эмоциональное состояние. Вот о чем следует задуматься. Наши дети и так жители «нервного века», и многие явления, приводящие к утомлению, снять не всегда удается, так почему же мы усугубляем положение и не создаем условия, не допускающие или снижающие отравление?
Может быть, интерактивное обучение, интерактивные формы работы с детьми выполнят одну из охранительных функций процесса обучения? Интерактивное обучение и здоровьесберегающие технологии. Есть ли связь? Попробуем разобраться.
Итак, интерактивное обучение в переводе с английского означает научение (стихийное или специально организованное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Причем учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащихся служит главным источником учебного познания. В процессе такого обучения учащиеся выступают не пассивными обучаемыми, а активными деятелями, полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Каждому ученику предоставляется возможность найти свой способ решения. Дети – соавторы учителя в создании урока. Именно такой подход не «прессует» личность, а помогает ей развиться в творческом плане.
Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назовем их.
- Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят (единство речевой и мыслительной деятельности по А.Г. Ривину, В.К. Дьяченко), пишут, слушают, рисуют и т.д.
- Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.
- Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.
Традиционный авторитарный стиль преподавания при интерактивном обучении меняется – учитель выступает в роли консультанта. А его задача – создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных.
Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7–10 минут), у них сильно развита непроизвольная память.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. И заслуга интерактивного обучения, наверное, в том, что данная практика преподавания снимает, сводит на нет следующие факторы риска:
- стрессовую педагогическую практику;
- интенсификацию учебного процесса;
- несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
|