Для определения персональной образовательной программы школьника необходимо подобрать тот уровень учебной нагрузки, который был бы оптимальным именно для этого ребенка, то есть соответствовал бы его психосоматическим возможностям. С этой целью в экспериментальном 1-м «Б» классе учителем Рымаревой Н.Ю. и психологом школы Пиляй Н.В. была проведена диагностика «Определение способа познания у детей».
«Зрители» познают окружающий мир преимущественно визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их увлечения и занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук, они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами. Особое внимание необходимо уделять развитию их языковых навыков, общению, общей физической координации.
«Слушатели» познают окружающий мир главным образом при восприятии голоса и звуки. Дети любят рассказывать стихи, задают много вопросов, говорят правильно и хорошо. Проявляют интерес к чтению, хорошо принимают инструкцию, быстро запоминают на слух. Для них необходимо развитие навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием.
«Деятели» лучше познают окружающий мир посредством прикосновения или движения. Они не способны на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать свое внимание на одном предмете.
Беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной низкой успеваемости. Таким детям необходима помощь в организации учебных занятий, присутствие взрослых при выполнении заданий, переключение после выполнения части задания.
Проведенная диагностика показала, что у каждого ребенка присутствуют черты и «зрителя», и «слушателя», и «деятеля». Но какой-то из этих способов познания доминирует. Выявленные способы познания позволяют учителю использовать на уроках разные виды заданий для достижения учебной цели. Так например, Егор К. по способу познания относится к «деятелям», Миша К. – «слушатель», Дима П. – «зритель». Детям предлагались разные задания для организации самостоятельной работы на различных этапах урока: на этапе приобретения знаний, закрепления, на этапе применения знаний и умений.
Задания давались детям по учебникам, в тетрадях из учебного комплекта под редакцией Н. Виноградовой.
Для примера возьмем литературное чтение. В учебниках и тетрадях дается много литературного материала. «Слушатели» прорабатывают весь материал и задания, «зрители» выбирают посильные задания, «деятели» выполняют задание под руководством учителя.
Кроме учебников и тетрадей учителем применяются карточки, на которых каждому дается задание в зависимости от его способа познания. Например, по математике в теме «Сложение и вычитание в пределах 100» Егор К. («деятель») получает карточку:
Реши пример, найди ответ и соедини его с примером.
Диме П. («зритель») дается карточка:
Найди два выражения с одинаковыми результатами, соедини их.
Миша К. («слушатель») получает такое задание:
Сконструируй примеры, которые имеют одинаковые ответы.
Русский язык.
Тема «Безударная гласная в корне слова»
Егору К. для самостоятельной работы дается задание:
Спиши, в скобках пиши проверочные слова:
М...лчать, м...сной, охр...нять, уд...влять,
гр... знуля, пл...сать.
Дима П. самостоятельно работает над таким заданием:
Спиши, в скобках пиши проверочные слова.
Ежик с...дел на г...ре (под) с...сной. Он см...трел на осв...щенную лунным светом долину. Комарики не уставали ...грать на св...их скрипочках.
Миша К. выполняет задание:
Спиши, исправь ошибки.
По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону.
Авторы учебно-методического комплекта позаботились о том, чтобы индивидуализация учебного процесса осуществлялась и во время выполнения домашних заданий.
Комплект тетрадей к учебникам «XXI век» содержит коррекционные тетради, которые позволяют учителю давать детям различные задания для развития моторики, языковых навыков, внимания, а также задания, связанные с отработкой общеучебных умений и навыков. Такие тетради дают возможность индивидуализировать домашнее задание, повторить учебный материал и сократить время на выполнение домашних заданий. |