Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2005

Технология

Каждому по возможностям

Для определения персональной образовательной программы школьника необходимо подобрать тот уровень учебной нагрузки, который был бы оптимальным именно для этого ребенка, то есть соответствовал бы его психосоматическим возможностям. С этой целью в экспериментальном 1-м «Б» классе учителем Рымаревой Н.Ю. и психологом школы Пиляй Н.В. была проведена диагностика «Определение способа познания у детей».

«Зрители» познают окружающий мир преимущественно визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их увлечения и занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук, они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами. Особое внимание необходимо уделять развитию их языковых навыков, общению, общей физической координации.

«Слушатели» познают окружающий мир главным образом при восприятии голоса и звуки. Дети любят рассказывать стихи, задают много вопросов, говорят правильно и хорошо. Проявляют интерес к чтению, хорошо принимают инструкцию, быстро запоминают на слух. Для них необходимо развитие навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием.

«Деятели» лучше познают окружающий мир посредством прикосновения или движения. Они не способны на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать свое внимание на одном предмете.

Беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной низкой успеваемости. Таким детям необходима помощь в организации учебных занятий, присутствие взрослых при выполнении заданий, переключение после выполнения части задания.

Проведенная диагностика показала, что у каждого ребенка присутствуют черты и «зрителя», и «слушателя», и «деятеля». Но какой-то из этих способов познания доминирует. Выявленные способы познания позволяют учителю использовать на уроках разные виды заданий для достижения учебной цели. Так например, Егор К. по способу познания относится к «деятелям», Миша К. – «слушатель», Дима П. – «зритель». Детям предлагались разные задания для организации самостоятельной работы на различных этапах урока: на этапе приобретения знаний, закрепления, на этапе применения знаний и умений.

Задания давались детям по учебникам, в тетрадях из учебного комплекта под редакцией Н. Виноградовой.

Для примера возьмем литературное чтение. В учебниках и тетрадях дается много литературного материала. «Слушатели» прорабатывают весь материал и задания, «зрители» выбирают посильные задания, «деятели» выполняют задание под руководством учителя.

Кроме учебников и тетрадей учителем применяются карточки, на которых каждому дается задание в зависимости от его способа познания. Например, по математике в теме «Сложение и вычитание в пределах 100» Егор К. («деятель») получает карточку:

Реши пример, найди ответ и соедини его с примером.

Диме П. («зритель») дается карточка:

Найди два выражения с одинаковыми результатами, соедини их.

Миша К. («слушатель») получает такое задание:

Сконструируй примеры, которые имеют одинаковые ответы.

Русский язык.

Тема «Безударная гласная в корне слова»

Егору К. для самостоятельной работы дается задание:

Спиши, в скобках пиши проверочные слова:

М...лчать, м...сной, охр...нять, уд...влять,

гр... знуля, пл...сать.

Дима П. самостоятельно работает над таким заданием:

Спиши, в скобках пиши проверочные слова.

Ежик с...дел на г...ре (под) с...сной. Он см...трел на осв...щенную лунным светом долину. Комарики не уставали ...грать на св...их скрипочках.

Миша К. выполняет задание:

Спиши, исправь ошибки.

По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону.

Авторы учебно-методического комплекта позаботились о том, чтобы индивидуализация учебного процесса осуществлялась и во время выполнения домашних заданий.

Комплект тетрадей к учебникам «XXI век» содержит коррекционные тетради, которые позволяют учителю давать детям различные задания для развития моторики, языковых навыков, внимания, а также задания, связанные с отработкой общеучебных умений и навыков. Такие тетради дают возможность индивидуализировать домашнее задание, повторить учебный материал и сократить время на выполнение домашних заданий.

 

Галина Бородкина ;
Наталья Рымарева