Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2005

Урок здоровья

Воспитание экологического сознания: роскошь или жизненная потребность?

Для начала разберемся, что мы собираемся воспитывать и зачем.
С последним довольно просто: конечно, чтобы дети жили в гармонии с окружающей средой, были здоровыми

Древнегреческое понятие «oikos», которое положено в основание понятий «экономика» и «экология», означало не что иное, как родовое имение, то есть единство земли, дома, семьи, предков и других форм жизни, обитающих рядом. Применительно к детям нужно сделать акцент на слове «единство». Детское мышление как раз обладает подходящей чертой – в первую очередь развиваются именно функции правого полушария, отвечающие за целостное восприятие. Кроме того, дети еще и не уходили от природы...

Теперь посмотрим, что же воспринимают дети в первые – наиболее чуткие, определяющие – годы жизни? В цивилизованном мире дети естественно попадают в соответствующие условия: компромисс между природой и машинами, инстинктами и приличиями, разумом и интуицией, чувством и совестью.

Это мы, взрослые, научились не замечать мусор, летающий по улицам или валяющийся в лесу. С высоты наших 1,5–2 метров мы уже не замечаем задавленных нашими ногами муравьев, червяков, жуков... Став взрослыми, мы учимся превращать убийство в спорт, лечиться сомнительными и не всегда понятными веществами, вопрошая: «За что же на нас сваливаются всякие страшные болезни?» – и оправдывать любое свое действие.

Послушаем психологов, исследующих особенности детского восприятия: ребенок принимает за норму те условия, которые видит вокруг. И еще: идеалы формируются в раннем детстве и остаются с нами на всю жизнь.

Для современного цивилизованного ребенка нормально кидать фантики, обертки там, где пришлось, не глядя. Нормально рубить большое дерево, чтобы использовать верхушку или малую его часть, ломать ветки просто так. Нормально жечь сухую траву по весне, доводя до лесных пожаров. Потому что все это они наблюдают чаще всего. Результаты уже становятся видимыми даже для не желающих видеть.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Русский стартап". На сайте Вы найдёте информацию о создании и ведении бизнеса в России, каталог франшиз (грузчиков сервис - отзывы о франшизе), бизнес-планы, бизнес статьи, новости бизнеса, стартапы, тесты, составление бизнес-планов. Идеи для бизнеса, регистрация ИП, финансирование, бухгалтерия и налоги, необходимые документы, бизнес-руководства и другая актуальная информация. Чтобы узнать подробнее о проекте, перейдите по ссылке: http://www.russtartup.ru.

В первые десять лет природа все же еще сильна в детях, они частенько чувствуют себя потерянными и, даже живя дома, не ощущают себя вполне дома. А по возвращении из естественных условий (скажем, после недельного похода на природу) чувствуют себя некоторое время дискомфортно в городе. Трудно сразу привыкнуть к условиям, плохо приспособленным для естественной жизни. Подавляющее большинство детей знакомы сейчас с природой (заметим, изначальной в нашем мире) по пикникам, организованным поездкам в лагеря, домам отдыха и фильмам. В городах безжалостно заливаются асфальтом и бетоном последние клочки земли, вырубаются деревья: мы сами себя уничтожаем, даже не замечая этого! И не всегда здесь виноват посторонний дядя... Так же мы ведем себя и на природе, перетаскивая укоренившийся уклад жизни в лес, не умея толком понять разницу.

Выход из этой ситуации, ведущей в тупик, чтобы не сказать сильнее, все же просматривается. Дети до определенного возраста явно ощущают себя в лесу как рыба в воде. Может, предоставить им самим строить свои взаимоотношения с природой?

Детям, оказывается, изначально свойственно умение исполнять свои желания. Нам надо только поддержать (или хотя бы не мешать). Но для этого надо их понять – чтобы не поддержать что-нибудь не то...

Вот, например, универсальное упражнение, которое я даю детям. С одной стороны, оно развивает воображение, с другой – дает представление о механизме исполнения желаний.

«Закройте глаза... Сложите перед собой ладошки ковшиком: вы держите в руках шарик... Какого он цвета?.. Почувствуйте, какой он теплый, живой, легкий... Сейчас пожелаем себе хорошего настроения и самочувствия, поместим это желание в шарик. А теперь отпустим его вверх – лети, шарик!..»

В качестве пожелания можно предлагать разные варианты, но оно должно быть положительной направленности и достаточно абстрактно: здесь нельзя «заказывать» материальные вещи. Если в ближайшее время желание сбудется, надо обратить внимание детей на этот факт, если же результат отсрочен – намекнуть на ближайшее будущее. Детям это очень важно для поддержания уверенности в своих силах.

Самое главное в грамотном воспитании – донести до ребенка мысль, что все вокруг – живое, и привить бережное, трепетное отношение к любому проявлению жизни. А сделать это можно, поначалу рассказывая мифы, сказки о живой, одушевленной природе. Например, такую:

Озеро

Однажды после сильного дождя умытое озеро замерло в ожидании чуда. Никого из людей не было вокруг. Казалось, что время остановилось. Но вдруг... из полураскрытых цветов, растущих на берегу, вылетели маленькие крылатые существа. Они стряхивали с себя дождевые капельки и перемигивались друг с другом. Конечно, это были лесные эльфы. Они взялись за руки и со смехом полетели к озеру. От воды поднимался пар. И эльфы принялись играть в прятки, то теряя, то находя друг друга в тумане.

Их звонкий смех разбудил русалок, дремавших под шум дождя на дне озера. Они выглянули из воды и зажмурились. Дело в том, что смешинки эльфов превращались в радужные искорки. Их было так много, что воздух вокруг стал светиться.

Выглянули из норы гномы, чтобы вдохнуть последождевую свежесть. Их тоже поразили искорки-смешинки. Гномы подумали, что это их драгоценные камни научились летать, и обеспокоились этим. Еще бы! Все их сокровища могли разом разлететься!

Гномы принялись ловить искорки и складывать в мешки.

Это так развеселило эльфов, что искрящихся смешинок становилось все больше и больше. Вскоре часть их осела на берегу, и все они превратились в маленький огонек.

Огонек поселился в корнях старого дерева и своим теплом отогрел их.

Так после дождя ожил чудесный мир, и случайно попавший в это место странник мог бы сказать: «Я знаю, что такое волшебство!»

Когда ребенок потянется сорвать цветок, отломить веточку, спокойно скажите ему, что растения тоже чувствуют боль, не бойтесь при этом надавить на пальчик ребенка, чтобы слова получили чувственное подтверждение. Вот стихотворение, которое нелишне повторять периодически детям:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.

Пока ребенок маленький, пока он напрямую, непроизвольно воспринимает все, что находится вокруг, можно воспользоваться народным методом, который уж наверняка не навредит. Общеизвестна роль утренней настройки. Для физического здоровья это – зарядка. А есть ли зарядка психическая? В книге Е. Микова «Зоревая медицина» раскрывается древняя методика саморегуляции. Словесная ее формула, которой я активно пользуюсь и для себя, и на занятиях с детьми, звучит так:

Заря, озарись, озарись, озарись —
Мощь природы, во мне проявись!
Все озаряется, озаряется, озаряется,
Природная сила во мне пробуждается.
Ярко и смело заря разгорается,
Бодростью тело мое наполняется,
Силою мышцы мои наливаются,
Разогреваются... разогреваются...
Заря, озарись, озарись, озарись,
Природная сила, во мне пробудись!

Произнесение этих слов сопровождается соответствующими жестами, которые можно подобрать самим. Народная медицина исходит из постулата о том, что природой в нашем организме заложено все необходимое для здоровой и счастливой жизни, надо лишь реализовать свой потенциал.

Ребенок подрастает... Если он был воспитан в таком духе, его не надо агитировать за здоровый образ жизни, специально развивать экологическое мышление – оно уже заложено, «волшебство» уже в крови. А надо просто поддерживать имеющееся: предоставлять время от времени возможность подышать чистым воздухом, увидеть неиндустриальные пейзажи... Чтобы ребенок вспоминал, сравнивал с эталоном, с идеалом. Ведь человек обладает удивительными адаптационными способностями, которые позволяют привыкнуть и к березке за окном, и к чадящей трубе, и к грохоту отбойного молотка... Но результаты при этом разные: известно, например, что повышенный уровень шума неизбежно влияет на нашу психику. Предоставим же детям для начала ВЫБОР – чем им дышать, какими быть.

Мы с ребятами ездим на Кавказ. Почему именно туда? Во-первых, в окрестностях городов, особенно в Подмосковье, все труднее становится найти место с нетронутой природой, могущей удовлетворить эстетические чувства, а на Кавказе мы с наслаждением пьем чудесную воду из родников, ручьев, рек – вряд ли городской житель уже адекватно сможет представить ее вкус...

Но это только верхний слой. При занятиях с детьми обнаруживается, что они достаточно сознательны и порой совершенно не нужно что-то им объяснять, убеждать, доказывать – достаточно всего лишь показать, как оно должно или может быть. Многие дети в наших походах, оказавшись в тех местах впервые, ощущают их «своими», «родными». Места, в которые мы ездим, сами по себе необычны. Их называют «местами Силы». Но это тема уже для другой статьи.

Результаты наших, в общем-то, коротких походов (около двух недель) поначалу поражают: столь заметных положительных сдвигов за всю мою более чем 20-летнюю педагогическую практику я не наблюдала... Причем в самых разнообразных сферах. В основном это тяга к творчеству в самом широком смысле, это необъяснимое пока улучшение здоровья, это психологическое раскрытие, это выход на новый уровень мышления...

Такими детьми можно залюбоваться. (О тех детях, которых я вижу в походах, можно рассказывать долго. Тех, кто готов разделить мое восхищение, приглашаю на сайт http://dolmen.nm.ru)

И главный вывод: надо не только агитировать детей за хорошую жизнь – надо ДАТЬ им ВОЗМОЖНОСТЬ ЖИТЬ ТАКОЙ ЖИЗНЬЮ.

 

Евгения Волкова