Окончание. См.
№ 17/2005
ГУ Научный центр здоровья детей РАМН
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Пособие для врачей и среднего
медицинского персонала
Разработано в рамках подпрограммы «Здоровый
ребенок» федеральной целевой программы «Дети
России» на 2003–2006 гг., утвержденной
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 октября 2002 г. № 732.
Авторский коллектив: доктор медицинских наук,
профессор В.Р. Кучма, доктор медицинских наук,
профессор Л.М. Сухарева, доктор медицинских наук
И.К. Рапопорт, кандидат медицинских наук А.Г.
Ильин, доктор медицинских наук М.И. Степанова,
доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Куинджи,
доктор медицинских наук Ж.Ю. Горелова, кандидат
медицинских наук Н.А. Скоблина, кандидат
медицинских наук А.П. Цамерян
Длину тела измеряют с помощью
ростомера.
Обследуемый ребенок стоит по стойке
«смирно», касаясь вертикальной стойки пятками,
ягодицами и межлопаточной областью. Голову
устанавливают так, чтобы наружный угол глаза и
козелок ушной раковины находились на одной
горизонтальной линии. Скользящую планку
опускают до соприкосновения с верхней точкой
головы, не оказывая давления.
Длина ноги определяется путем
измерения расстояния от большого вертела до
пола. Обследуемый стоит по стойке «смирно» боком
к вертикальной стойке.
Вес ребенка определяется
взвешиванием на электронных медицинских весах.
Обследуемый встает на середину площадки весов.
ЖЕЛ (жизненная емкость легких) определяется
с помощью сухого или водяного спирометра.
Обследуемый сначала делает 2–3 свободных пробных
вдоха и выдоха, затем производит максимальный
вдох, берет мундштук в рот, плотно обхватив его
губами и одновременно зажав нос пальцами
свободной руки, производит спокойный плавный
максимально возможный выдох в течение примерно 5
секунд. Процедуру повторяют трижды с интервалом
в полминуты. Регистрируют наибольший показатель.
АД (артериальное давление) измеряется
методом Короткова в положении сидя с
использованием сфигмоманометра. Манжетку
используют различной ширины (она должна
покрывать примерно 2/3 плеча) в зависимости от
возраста. Манжетку накладывают на 2 см выше
локтевого сустава так, чтобы под нее можно было
подвести палец исследователя. При измерении
давления детям до 5 лет используют манжетку
шириной 5 см, 5–8 лет – 7 см, 8–14 лет – 9,5 см, старше
14 – 12 см. Манжетки шире указанных занижают, а уже
– завышают показатели АД. Давление измеряют три
раза с небольшими промежутками и за фактическое
принимают средние значения САД и ДАД. Если АД
измеряется стандартной манжеткой, то школьникам
от 7 до 10 лет с нормальным физическим развитием к
полученной величине систолического давления
следует прибавить 10 мм рт. ст., школьникам с
избыточным весом прибавляют 5 мм рт. ст., с
дефицитом веса + 15 мм рт. ст., а 11-летним –
соответственно + 5, + 0, + 10 мм рт. ст. В случае
регистрации у школьника повышенного АД
(случайное исходное давление) необходимо
положить его на кушетку и через 10–15 минут
измерить АД в положении лежа (остаточное более
точное АД).
Время задержки дыхания определяется
в положении сидя. После полного вдоха и выдоха
обследуемый производит обычный вдох и
задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Время
задержки дыхания (проба Штанге) регистрируют по
секундомеру.
ЭКГ (электрокардиография) –
метод графической регистрации изменений
разности потенциалов сердца, возникающей в
течение процессов возбуждения (деполяризация)
миокарда, продолжающегося в среднем 0,05–0,08
секунд, и восстановления (реполяризация)
длительностью в среднем 0,26–0,36 секунд.
Исследование проводится в положении лежа.
Отведение биопотенциалов сердца с определенных
участков поверхности тела осуществляется с
помощью электродов, определенное соединение
которых друг с другом и электрокардиографом
формирует систему электрокардиографических
измерений. Обычно используется общепринятая
методика 12 стандартных отведений на
шестиканальном электрокардиографе. 3
стандартных (I, II, III) и 3 усиленных однополюсных (aVR,
aVE, aVL) от конечностей и 6 грудных однополюсных (V1-6).
Анализ ЭКГ у детей проводится по общепринятой
методике с определением длительности сердечного
цикла (R–R), характеристики ритма, с выделением
степени синусовой аритмии и других параметров,
которые определяет врач.
Электромеханический вертебральный
тренажер (свинг-машина)
Использование этого тренажера
приносит пользу при цефалгиях мышечного
напряжения и различных функциональных
изменениях опорно-двигательного аппарата –
расслабление напряженных мышц, разгрузка
межпозвонковых соединений.
При соматической патологии: рефлекторная
стимуляция органов, сегментов, зон.
Противопоказания: гипотония, грыжи
межпозвонковых дисков.
Полифункциональный тренажер с
перекладиной
Компактная конструкция. Предназначен
для укрепления мышц верхнего плечевого пояса, а
также растяжения различных групп мышц в висах.
Тренажер «Джимник»
Плавное растяжение различных мышечных
групп в исходных положениях стоя, сидя и лежа. В
зависимости от количества повторений –
укрепление различных мышечных групп.
Тренажер для укрепления мышц спины и
живота
Показан при различных функциональных
изменениях опорно-двигательного аппарата, в
частности при различных видах нарушений осанки,
а также при сколиозе 1-й степени в связи с тем, что
на данном тренажере идет интенсивное укрепление
мышечных групп спины и брюшного пресса.
Противопоказания: миопия высокой степени.
Велотренажер
Показания: тренировка выносливости,
которая достигается с использованием
специальной таблицы выбора режима тренировок.
Тренировочный эффект зависит от регулярности
его выполнения, продолжительности и
интенсивности. Нерегулярные и недостаточные
нагрузки не дают желаемого эффекта, слишком
большие и продолжительные – сравнимы с
передозировкой лекарства.
Важнейшее правило тренировки – постепенность
наращивания усилий и продолжительности.
Работа на тренажере должна контролироваться
тренером-инструктором.
Противопоказания к занятию на тренажере
определяются врачом.
Зеркало настенное
Необходимо для коррекции нарушенного
стереотипа позы стояния и сидения. Тренировка
координации движений.
Набор ковриков
Предназначен для укрепления мышц
свода стоп, профилактики плоскостопия.
В настоящее время одной из характерных
особенностей состояния здоровья детей является
рост распространенности хронических
заболеваний, в том числе органов дыхания, ведущее
место среди которых в последние годы стали
занимать болезни бронхолегочной системы. При
этих заболеваниях развивается нарушение
бронхиальной проходимости, нередко наблюдается
склонность к бронхоспазму, приводящая к
ухудшению качества жизни ребенка.
Одним из методов, позволяющих оценить
функциональное состояние бронхолегочной
системы, является исследование функции внешнего
дыхания. В настоящее время существует множество
приборов, позволяющих оценить состояние функции
внешнего дыхания у детей. Наиболее приемлемыми
являются приборы, позволяющие определить
объемные, скоростные и временные параметры в
режимах спокойного и форсированного дыхания.
Метод компьютерной пневмотахографии позволяет
оценить состояние бронхиальной проходимости как
на уровне центральных отделов, так и на уровне
периферических отделов бронхов. Приборы этого
класса позволяют объективно оценить состояние
функции внешнего дыхания у детей дошкольного и
школьного возраста, особенно у детей с
отягощенным аллергологическим анамнезом.
Компьютерная пневмотахография может
использоваться как индикаторный метод,
указывающий на ранние признаки формирования
респираторной патологии у детей, проживающих в
экологически неблагоприятных районах.
К таким приборам относятся: «Спиротест
РС» (Россия), «Этон» (Россия), «Флоускрин»,
«СпироПро» (Германия), «Микроспиро» (Япония) и
другие.
Существует еще один метод оценки
функционального состояния легких – это метод
пикфлоуметрии. Он заключается в измерении только
одного показателя – пиковой скорости выдоха
(ПСВ). Пикфлоуметр является простым портативным
прибором.
Кратковременность исследования и
необременительность для ребенка этой процедуры
при достаточной точности и воспроизводимости
результатов позволяют рекомендовать
практическому здравоохранению данные приборы
для выявления детей группы риска по развитию
бронхолегочной патологии.
Организация работы кабинета
практического психолога
Кабинет психолога можно рассматривать
как своеобразное поле взаимодействия психолога
с пациентом, в центре которого сосредоточены
прежде всего интересы личности. Часто это
непростые и глубоко интимные проблемы человека,
которые, согласно одному из важнейших условий
психологической помощи, являются анонимными.
Однако далеко не всегда это условие может
соблюдаться, особенно если работа практического
психолога осуществляется вне специально
оборудованного кабинета, в присутствии третьих
лиц. В решении организационного пространства
самого кабинета необходимо развести зону
ожидания и консультативную зону. Важно также
учитывать требования цветопсихологии, суть
которой сводится к обеспечению композиционной и
цветовой целостности среды, ее визуального
содержания, в котором должно найти свое место
адекватное психологическому воздействию
цветовое решение пространства, отражающее
относительный покой, настроенность на диалог,
доверительное общение. Цветовой климат
выступает важной составной частью организации
кабинета практического психолога и занятий
корригирующей гимнастикой, релаксационными
упражнениями и социально-психологическим
тренингом.
Эффект релаксации и снятия
психоэмоционального напряжения может быть
достигнут и под воздействием определенных
элементов обстановки, частоты изменений
слайдовых изображений и светового оформления
кабинета.
Все эти особенности организации
эффективной деятельности психолога учитывает
разработанный проект кабинета практического
психолога. Он функционирует на базе обычного
кабинета учебного, образовательного,
медицинского или муниципального учреждения и
включает не только рекомендации по
пространственно-цветовому решению и планировке
различных зон, но также методический
инструментарий и психодиагностические методики.
Организация такого кабинета поможет начинающим
психологам обрести свою профессиональную нишу
для последовательного решения всего
многообразия проблем психологической поддержки
населения.
Многофункциональность
психологического кабинета позволяет решать ряд
специфических задач, связанных с преодолением
стрессовых нарушений и их последствий. К ним
относятся:
– купирование острых стрессовых
реакций;
– нормализация эмоционального фона
деятельности;
– снятие эффектов умственного утомления;
– минимизация негативных последствий
психоэмоционального напряжения;
– психологический дебрифинг (получение обратной
информации об оценке учебного процесса со
стороны школьников).
Организация работы по психологической
разгрузке может быть осуществлена в рамках
работы кабинета психолога (отдельная зона) или в
отдельном помещении. Данная работа должна
предусматривать возможность психологической
разгрузки не только для детей, но и для родителей,
сотрудников образовательного учреждения.
Содержание психологической работы в
образовательном учреждении
Задачи и специфика работы кабинета
школьного психолога предопределяют
целесообразность его создания непосредственно
на базе учебно-воспитательного учреждения (в
школе, школе-интернате, гимназии, лицее и т.д.). Это
обеспечит регулярность посещения кабинета
разным контингентом детей, подбор и адаптацию
методов и приемов психологического воздействия
к конкретным условиям жизненной среды и
социального взаимодействия детей различных
возрастных групп, их родителей, воспитателей и
учителей.
Работа в условиях конкретного
образовательного учреждения позволяет
психологу основательно вникнуть в
воспитательную ситуацию, лучше узнать как детей,
так и учителей, понять их взаимоотношения,
наладить контакт с родителями. Психолог получает
возможность наблюдать детей в реальных
жизненных ситуациях, анализировать всю систему
влияния на ребенка, видеть результаты своей
деятельности.
Гарантом адекватности и полноценности
функционирования кабинета школьного психолога
являются его методическое и организационное
обеспечение, соответствующее современным
требованиям, а также необходимое техническое
оснащение и оборудование.
Актуальный уровень предусматривает
решение злободневных проблем и задач, связанных
с профилактикой, диагностикой, коррекцией
трудностей развития, обучения и воспитания
школьников, их поведения, а также с социальной
адаптацией, особенно в экстремальных и
критических жизненных ситуациях. Кабинет при
необходимости обеспечивает комплекс
мероприятий психопрофилактического плана для
предупреждения психоэмоционального
перенапряжения, снятия посттравматических
последствий стрессовых нарушений, нормализации
межличностных контактов, обучения навыкам
общения и психологической саморегуляции.
Перспективный уровень ориентирован на
решение проблем максимального содействия
психическому и личностному развитию учащихся, на
разработку пролонгируемых развивающих и
психокоррекционных личностно-ориентированных
программ становления индивидуальности ребенка с
учетом специфики социализации на каждом
возрастном этапе; создание программ коррекции,
направленных на устранение отклонений в
психическом развитии.
Статья опубликована при поддержке компании, представляющей современное медицинское оборудование от лучших мировых производителей. Здесь Вы можете заказать компьютерные томографы, рентгеновские диагностические комплексы, ангиографические системы, ультразвуковые аппараты и сканеры Toshiba Nemio, эндоскопическое оборудование OLYMPUS (Япония), наборы для клинической биохимии ANALYTICON (Германия), оборудование для иммунологии, бактериологии BIOMERIEUX (Франция), микроскопы для лабораторий и врачебной практики MICROS (Австрия), медицинскую мебель LOJER ( Финляндия) и мн.др. оборудование и расходные материалы. Компания занимается как комплексным оснащением медицинских учреждений любого профиля, так и поставками конкретного оборудования в соответствии с требованиями и запросами заказчика, сервисным сопровождением аппарауры и ее гарантийным и постгарантийным обслуживанием.
Оборудование кабинета
Реализация комплекса
психокоррекционных и восстановительных
мероприятий предполагает проведение занятий в
специально оборудованных помещениях, которые
должны отвечать условиям и требованиям к
техническому обеспечению и оснащению
психологического кабинета.
Технические средства: система
видеозаписи и видеовоспроизведения с набором
видеозаписей и слайдов; система звукозаписи и
звуковоспроизведения с набором звукозаписей;
компьютер.
Методические материалы: практические
материалы для психологической работы в школе;
набор игрушек, настольных игр, соответствующих
возрасту детей; набор различных материалов
(строительный материал, пластилин, краски,
цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.д.);
библиотека практического психолога; раздаточный
материал для учащихся, родителей и учителей,
участников групп социально-психологического
тренинга.
Помещение и интерьер
Под кабинет практического психолога
должен быть отведен отдельный класс, площадью не
менее 25–30 кв. м, с тем чтобы одновременно в нем
могли находиться 10–12 человек, работа с которыми
должна проходить в комфортных условиях.
Температурный режим. Помещение
должно быть теплым и в то же время хорошо
проветриваемым. В зимнее время в связи с
повышенной сухостью воздуха для его увлажнения и
ионизации можно использовать прибор «Комфорт»;
желательно иметь установку для
кондиционирования воздуха.
Звукоизоляция. Для изоляции от
шумов из коридора комната может быть оборудована
двойной дверью, а шум от работы
звуковоспроизводящей аппаратуры снизит
выносной пульт управления. Максимальная
громкость звучания записей – 30 дБ. Во время
занятий на входной двери необходимо вывесить
предупреждение о соблюдении тишины.
Освещение и цвет. Интенсивность
освещения должна регулироваться в широком
диапазоне (от яркого освещения до полного
затемнения). Максимальный уровень общей
освещенности не должен превышать 1000 лк.
Рекомендуется комбинированное освещение как
лампами дневного света, так и лампами
накаливания. До и после восстанавливающих
релаксационных или развивающих занятий
включаются боковые бра со слабым зеленым светом.
Сеансы релаксации проходят в полузатемненном
помещении, что способствует релаксации и снятию
напряжения.
Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается
спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих
дополнительного возбуждения или раздражения; в
цветосветовом интерьере предпочтительными
являются голубые и зеленые цвета (потолок
голубой – для имитации неба, покрытие пола в
зеленых тонах).
Организация пространства
Для занятий корригирующей гимнастикой
и релаксационными упражнениями необходимо
мягкое покрытие пола: это важно для освоения так
называемой детской территории в психологическом
кабинете.
Учитывая специфику задач, кабинет практического
психолога должен территориально включать
несколько зон, каждая из которых имеет
специфическое назначение и соответствующее
оснащение.
Зона консультативной работы оформляется
максимально комфортно. Журнальный столик и
удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых
бра создают обстановку уюта, защищенности,
располагают к расслаблению, успокоению,
способствуют открытому, доверительному общению
в условиях индивидуального, группового или
семейного консультирования.
Зона игровой терапии имеет
особое значение и должна быть соответствующе
оснащена: мягкое покрытие полов; передвижная
мебель, способствующая быстрой смене ситуации в
игровом сюжете; игрушки, поделочные материалы,
карандаши, альбомы. Здесь размещаются детские
поделки, рисунки, уместно яркое оформление
интерьера. Цветовой дизайн и фитодизайн
взаимодополняют друг друга в создании детского
пространства. Все это обеспечивает простоту
адаптации детей к условиям работы в кабинете и
способствует снятию напряжения.
Зона релаксации и снятия
психоэмоционального напряжения предполагает
свободное размещение удобных мягких кресел для
отдыха, которые помогут снять усталость и
восстановить работоспособность на сеансах
кратковременной релаксации. Психоэмоциональная
разрядка может достигаться и специфическим
решением интерьера: изменением объемов и формы
зоны, перемонтировкой подвижного и легко
комбинируемого оборудования, трансформацией
пространства с помощью временных перегородок.
Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения
достигается определенными элементами
обстановки, слайдовыми изображениями и световым
оформлением, а также функциональной музыкой.
Для проведения групповой работы
необходимы: мягкое покрытие полов;
передвижная мебель, позволяющая быстро сменить
ситуацию в игровом сюжете; игрушки, поделочные
материалы, карандаши, альбомы.
Помимо обучения навыкам релаксации, в зоне
психологического кабинета можно проводить
занятия и сеансы аутогенной тренировки с
просмотром слайдопрограмм и видеопрограмм с
музыкальным сопровождением. Особое значение эти
занятия приобретают для детей, проживающих в
экологически неблагоприятных районах, а также
испытавших травматический стресс.
Светоцветовое оформление кабинета.
Наиболее благоприятное влияние на зрение и
центральную нервную систему (ЦНС) оказывают
зеленый и голубой цвета. Все светлые тона хорошо
влияют на психофизиологическое состояние
человека, вызывают хорошее настроение. Темные же
тона, насыщенные оттенки угнетают, вызывают
подавленное состояние. Красный и желтый цвета
возбуждают и активизируют ЦНС.
Фитотерапия
Врач, работающий в образовательном
учреждении, формирует группы детей для
проведения фитотерапии в зависимости от того,
какие виды фитотерапевтического вмешательства
показаны ребенку – общее (успокаивающее,
тонизирующее или общеукрепляющее действие) или
специальное (при различных функциональных
нарушениях или хронических болезнях).
Обычно растительная композиция
пищевого чая содержит три группы растений –
основные, общеукрепляющие и корригирующие.
Основные растения подбираются исходя
из назначения чая. Так, в успокаивающий чай
включают растения с седативными свойствами
(боярышник, донник, душица, ежевика, ромашка,
вишня, зверобой, мелисса, мята, первоцвет), в
тонизирующий – растения, возбуждающие нервную
систему (дягиль лекарственный, земляника, клевер,
лимонник китайский, чайный куст китайский,
лаванда). В качестве общеукрепляющих и
поливитаминных в чай включают растения, богатые
витаминами и микроэлементами (гречиха, ежевика,
земляника, крапива, морковь, рябина обыкновенная,
смородина черная, шиповник и др.).
Для улучшения запаха и вкуса напитка
используются растения с корригирующими
свойствами, пряно-ароматические и пряно-вкусовые
(мелисса, мята, душица, чабрец, дягиль).
Разделение на три группы сборов
растений, включаемых в состав пищевого чая,
является условным. Многие растения обладают
широким спектром свойств, но слабо выраженным
мягким действием на организм. Тем не менее
произвольный выбор и механическое смешение
«чаевых» растений не всегда оправданы: каждое
растение имеет основное действие и
преимущественное применение.
Например, настой (чай) мяты перечной
оказывает успокаивающее, болеутоляющее,
желчегонное и антисептическое действие,
расслабляет гладкую мускулатуру внутренних
органов и усиливает секрецию пищеварительных
желез. Мяту используют при неврозах, повышенной
возбудимости, воспалении желчного пузыря,
желчекаменной болезни, воспалительных
заболеваниях верхних дыхательных путей, для
улучшения пищеварения. Она полезна при
спастических колитах. Основное же действие мяты
– спазмолитическое, местно анестезирующее,
антисептическое.
Согласно такому подходу растения
специфического действия могут подбираться по их
преимущественному применению, а общеукрепляющие
– по наличию в них необходимых витаминов и
микроэлементов, но при обязательном условии,
чтобы их действие согласовывалось с действиями
основных растений. Например, в сбор с мятой
нежелательно включать рябину как поливитаминное
растение.
Еще с большей ответственностью
следует подбирать профилактические и лечебные
чаи. Для них существуют другие подходы.
И в адаптивных, и в патологических
реакциях участвуют практически все системы
организма, поэтому необходимо осуществлять
регулирующие и лечебные воздействия
комплексного характера. В качестве одного из
компонентов чая предлагаем использовать
растительные средства общеукрепляющего типа –
адаптогены, поливитаминные растения. Далее, в
зависимости от показаний, средства
специфического действия, за ними – растения
мочегонные, желчегонные, отхаркивающие и,
наконец, растительные средства
симптоматического характера, например
обезболивающие. Этот подход позволяет выбирать
сложные растительные композиции, наиболее
подходящие конкретному человеку, исходя из
характера его заболеваний – основного и
сопутствующих, возраста, общего состояния и
условий жизни.
Лекарственный чай может составляться
и по-другому. Растения, включаемые в сбор для чая,
подразделяют на четыре группы: основные,
усиливающие, корригирующие и наполнители.
В качестве основных средств берут
растения специфического действия с выраженным
терапевтическим эффектом. Например, оказывающие
преимущественно седативное действие на
центральную нервную систему: валериана
лекарственная, синюха голубая, пион
уклоняющийся, или марьин корень, душица
обыкновенная, хмель обыкновенный, пустырник
пятилопастный. Рекомендуется включать в чайный
сбор не более двух-трех основных средств, по
возможности – одно.
Усиливающие средства дополняют
действия основных в определенном направлении.
Например, растения, оказывающие успокаивающее
действие на нервную систему и в то же время
благоприятно действующие на работу
желудочно-кишечного тракта при повышенной
кислотности желудочного сока: зверобой
продырявленный, кипрей, или иван-чай, мята
перечная, малина дикорастущая. Усиливающих
средств в сборе должно присутствовать немного
(одно-два).
Для улучшения вкуса и усвояемости чая
используют растения, содержащие эфирные масла,
например: мелисса лекарственная, котовник
лимонный, мята перечная, душистый колосок.
В качестве наполнителей добавляют
лекарственные растения, придающие чаю приятную
окраску, причем действие наполнителей должно
иметь одинаковое направление с основным
средством. Например, оранжевую окраску чаю
(настою) могут придать цветки календулы,
обладающие седативными свойствами. Считается,
что использование наполнителей имеет
определенное зрительное действие.
Варианты сборов для травяных чаев и
порядок их применения могут быть самыми
разнообразными. При этом необходимо в полной
мере использовать арсенал культивируемых и
дикорастущих растений.
|