Есть такой тест: детям предлагают карточки, где указаны различные виды
деятельности:
сходить в кино,
порыбачить,
помочь родителям, прочесть книгу...
Таких карточек – 20. Среди них есть та, ради которой все
и затевается, на ней написано: «Учиться
в школе». Дети
должны расположить
карточки
в порядке убывания
привлекательности того или иного
занятия.
По тому, какой
номер ребенок
присваивает
школе, легко
увидеть наличие школьной фобии.
Чем она выше,
тем больше
стресс у ребенка
при каждом
ее посещении.
Но провести
такое
тестирование
и ужаснуться
его результатам –
этого мало,
надо еще с этим
что-то делать!
Добавим солнца!
Обычная школа. Несколько лет назад новый директор взял бразды правления в свои руки. Всем запомнилось его первое выступление перед коллективом, где, в числе прочего, он говорил:
– Детям как воздуха не хватает нашего признания и одобрения. К сожалению, они не всегда знают, как и чем могут их заслужить. Дефицит нашего внимания отражается на их учебе самым что ни на есть негативным образом.
Прошу всех подготовить для меня информацию: кто чем увлекается, что умеет делать и делает с удовольствием, благодаря чему ваша жизнь наполнена смыслом и интересными событиями. Попробуем удивиться сами и удивить наших воспитанников!
После этого выступления еще три месяца пришлось проводить разъяснительную работу среди учителей. Многие из них считали свои увлечения и занятия не заслуживающими внимания или не соответствующими «подобающему» облику учителя. Кто-то уже похоронил свои способности или они составляли его вторую жизнь за пределами школы. Однако постепенно удалось многих убедить заговорить о себе.
В итоге в актовом зале школы появилась галерея портретов учителей. Они расстались со своими назидательными масками: улыбались, смеялись и излучали доброжелательность. Каждый портрет сопровождался небольшим текстом, сообщавшим об их умениях и увлечениях. Кто-то писал стихи, кто-то делал вкусные котлеты, а кто-то умел от души дурачиться!..
Результат не заставил себя долго ждать. В скором времени у каждого учителя появились последователи и восторженные почитатели среди учеников. Любители котлет устраивали дегустации, стихи несли тем, кто мог их оценить по достоинству, театр организовали те, кто умел и хотел хорошо веселиться. Возникли кружки, дискуссионные клубы, художественные и модельные студии. Поводов для признания и одобрения детей сразу оказалось более чем достаточно.
Это была победа, лед тронулся, в школе закипела нормальная человеческая жизнь.
Кстати, многие увлечения возникали прямо во время учебного процесса – сказывалось всеобщее пристальное внимание к этой важной области школьной жизни. Если вы заглянете к учителю литературы, то она вам непременно расскажет такую историю:
– Все началось с чтения рассказа Брэдбери о девочке, которая никогда не видела солнца. Рассказ произвел на детей настолько сильное впечатление, что всем захотелось, чтобы «солнца» вокруг них стало как можно больше. Именно тогда и появилась идея: делать фотографии ярких, «солнечных» пейзажей и вешать их на стены класса. Теперь уже ими вся школа украшена.
Увлечения, увлечения… Насколько разными они могут быть! Что же думают обо всем этом сами учащиеся? Послушаем.
– У нас оказалось много общего с учителями. Это создает атмосферу доверия и безопасности, почти как дома.
– Я бы очень не скоро познакомилась с учительницей географии. Она работает в старших классах. А ей так нравятся мои стихи. И она дает мне почитать свои. Приятно, когда знаешь, что ты не одна такая!
– Мне очень интересно, как наш филолог подбирает слова в спорах, чтобы сделать свои высказывания убедительными.
– Я уже в выпускном классе, а ближе всех мне оказалась учительница из начальной школы, с ней мы разыгрываем на сцене анекдоты про школьную жизнь. Когда я слышу, как хохочет зрительный зал, я сам чуть не падаю от смеха. Такие десятиминутные представления дают огромный заряд энергии, после них я готов горы свернуть.
Нечто подобное может сказать почти каждый ученик. Основная мысль их высказываний – они смогли найти друг друга, найти самое главное – круг своего общения. Но возникает законный вопрос: не обременительно ли это для учителей, которые и так перегружены. Надо дать слово и им.
– Нет, не обременительно. Мы делаем то, что и самим нравится. Никто не заставляет, никаких планов, отчетов и какого бы то ни было принуждения. Знаете, как говорят: для лакомого кусочка – всегда найдется уголок.
– Я люблю смеяться над анекдотами, так ко мне со всей школы приходят рассказать что-нибудь новенькое. Наверно, им нравится, как я смеюсь, да мне и самой нравится это делать. Веселимся, что ж тут обременительного?
– Никакой тяжелой ноши нет, мы лишь «раскрашиваем нашу жизнь цветными карандашами». Надо признать, раньше она была черно-белая.
А что говорит школьный врач?
– Дети стали более жизнерадостными и намного здоровее. Они больше не используют «болезнь» как повод прогулять школу. Это очень хорошо, потому что мнимые болезни со временем легко становятся реальными. Кстати, возникшая атмосфера благоприятна и для учителей. Видимо, всем полезно, когда их любят и обращают на них внимание!
Сделаем школу сказкой
Не остался в стороне от нововведений и учебный процесс. Идеология была сформулирована директором так:
– Каждый ребенок обладает только своими индивидуальными возможностями. Если он в состоянии, например, сейчас поднять гирю в 5 кг, а его принуждают поднимать в 15, он или надорвется, или посчитает, что ни на что не годен. Разве мы этого хотим?
Наша задача – стимулировать желание ребенка развивать свои способности, а уж там – сколько поднимет, то и его. Главное, чтобы он мог сказать: я сделал все, что было в моих силах. И это будет достойно самой высокой оценки и уважения окружающих.
Известный психотерапевт Э. Эриксон в одной из своих книг высказал такую мысль: «Когда вы имеете дело с проблемой или трудностью, старайтесь сделать эту затею интересной. Тогда вы сможете сосредоточиться на интересной стороне дела и не обращать внимания на тяжелую работу, которую предстоит проделать». Мы последовали его совету.
Уже несколько лет на стене школы висит плакат, который у непосвященных неизменно вызывает удивление. На нем написано: «В школу пришел – белый гриб нашел!»
Все задают вопрос: «Что бы это значило?» А дело вот в чем. В младших классах учителя рассказывают детям сказочную историю про двух маленьких ежиков. Один не хотел ничему учиться, а второй сам приставал ко всем с во¬просом: как им удается найти самые вкусные грибы? И вот наступил день рождения братьев, скоро соберутся их друзья. Именинники отправились в лес за угощением для своих гостей. Первый, конечно, насобирал одних поганок, которые сами попадались ему на глаза, второй – самых вкусных молоденьких белых грибов. Дальнейшее развитие событий понятно.
После этого рассказа учитель просит детей придумать и рассказать похожую историю, например про ласточек, которым пришло время учиться летать, или про медвежат, живущих на Севере, где, чтобы пережить зиму, надо уметь строить теплую берлогу. Разнообразие тем в этой области безгранично. Но весь фокус в том, что именно тогда, когда ребенок что-то придумывает сам, он создает основные свои мотивации и приоритеты: к чему стоит прилагать больше усилий, к чему – меньше и почему. Этот (самый ценный) «багаж» останется с ним на всю жизнь.
Конечно, проще всего потребовать: «Ты должен…» – и делать вид, что воспитательная работа проведена. Все эти бесконечные «должен» и «надо» на какое-то время могут сдавить человека, а ребенка – тем более, как пружину. Но однажды она или сломается, или так распрямится, что ничего не останется, как ссылаться на переходный возраст, неуправляемость и конфликтный характер… И кому от этого будет хорошо? Поэтому нами и был выбран другой путь.
На родительских собраниях папам и мамам мы рекомендуем как можно меньше принуждать своих чад. Пусть малыши ходят в школу не за оценками, а за «грибочками». Когда взрослые провожают их в школу, то говорят: «Пойди, пойди насобирай грибов повкуснее!» И ведь собирают. Да еще с таким энтузиазмом. Причем этот родительский прием одинаково хорош как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Все они дети, и «школа-сказка» их манит, а не пугает.
Из школы выходит восьмиклассник, еле тащит свой ранец. Спрашиваю:
– Неужели такой тяжелый?
– Так ведь полный «белых грибов», – радостно отвечает он. Улыбаясь, легко забрасывает свой ранец на плечи.
Он чувствует себя настоящим добытчиком, несущим домой свой урожай! И это здорово!
Как убедить себя
в пользе знаний
В классах старшеклассников, рядом с учебной доской, висят стенды, на которых крупным шрифтом написан вопрос:
«Почему лучше оторвать кусок знаний побольше?»
Все классы ежемесячно участвуют в художественном оформлении этого вопроса. Сами придумывают сюжет, сами рисуют и сочиняют. А потом ходят к соседям – любопытствуют: а что у них. Награждаются все, кто обновил свой стенд. Причем очень просто, но эффективно: директор лично на перемене заходит в класс, спрашивает у присутствующих, как им нравится новый вариант, а творцам пожимает руки, похлопывает по плечу и говорит: «Здорово придумано!» И для детей это очень большая награда.
Цель этих мероприятий – привлечь и постоянно удерживать внимание учащихся на обозначенном вопросе. Над самим вопросом мы размышляли долго, перебрали множество вариантов. Чтобы привлечь внимание, он должен был быть сформулирован необычно, даже шокирующе. Учиться, конечно, тяжело, это насто¬ящий труд. А вот «оторвать кусок знаний» – не кажется сложным занятием. Кроме того, в слове «оторвать» заключено активное действие, а не пассивное ожидание, что кто-то придет и чем-то тебя одарит. И слово «кусок» легко представляется.
Дети рисуют и ворону из известной басни, у которой не какой-то там маленький кусочек сыра в клюве, а целая сырная головка за спиной, и подсолнух, под которым разместилась вся дет¬ская площадка, и рыбака, у которого огромный крючок на удочке, и бутерброд, который ученик тащит из школы на тележке. Каких только не было рисунков! Например, дети идут на праздник с воздушными шариками, и только тот, кто с портфелем, тянет на веревочке Луну.
Вот так, через совсем простые и даже фанта¬стические образы они убеждают себя в пользе знаний. И что важно: без стрессов и унижения, без чувства беспомощности и, конечно, без какого бы то ни было насилия со стороны окружающих!
«Переопыление»
мотивациями
Работая со старшеклассниками, мы сделали важное наблюдение. Когда они оформляют вопрос, то непременно обсуждают тему рисунка или сценарий между собой. Во время этого обсуждения происходят интересные события. С одной стороны, фантазия детей рождает мотивации довольно экзотического типа. Например, большое количество знаний позволит развить экстрасенсорные способности. А с другой стороны, когда они обмениваются идеями, происходят настоящие «переопыления». Причем, чем невероятнее мотивы, тем больше они поражают воображение детей и легче прививаются: «Полететь на другую планету и основать там новую цивилизацию – без большого куска знаний это сделать никак не удастся».
Все это витает в воздухе, словно пыльца деревьев во время цветения. Внедрить «переопыления» мотивациями извне, а главное – придумать все это самому, не удалось бы ни за что.
Единственное, что в школе не приветствуется, – это стремление к превосходству над другими. Раньше и сами учителя провоцировали у детей такие желания, выделяя кого-то: ты звездочка, ты лучший, первый... Сейчас этого нет. Стремление к превосходству над кем-то – очень коварная штука: сегодня – это знания, а завтра может быть что угодно. Ведь каждым могут быть использованы любые имеющиеся ресурсы: внешность, физическая сила, деньги, связи, должность и даже авторитет.
Диктатура пролетариата, сталинизм, гитлеризм – это все оттуда. Обратная сторона стремления к превосходству – зависть и желание кого-то унизить. Вспомним дедовщину в армии!.. Откуда ее истоки?
Творчество детей порождает столько замечательных мотивов, что в соревновательности нет никакой необходимости. Ну, когда нет ничего другого, тогда, конечно, «и рак на безрыбье – рыба», а когда есть, тогда зачем?
Учебы без ошибок
не бывает
На всех собраниях директор говорит:
– Страхи, опасения и тревоги – это именно то, что делает обычных детей двоечниками, изгоями и «трудными». Большинству достаточно одной лишь улыбки учителя, чтобы стать примерными учениками. Мы не вправе отказывать им в такой малости. Стимулировать, а не наказывать – наш основной принцип.
В школе прекращены игры «в полицейских и преступников». Тот, кто сегодня не подготовился к уроку, может заранее предупредить учителя и ответить на следующем. Дети не чувствуют себя «попавшимися на месте преступления». Это очень важно! Ведь модель поведения нарушителя включает обязательный поиск способов избежать наказания, что-либо скрыть или сделать исподтишка.
По всей школе – и в учительской, и в коридорах, и в кабинетах – висят небольшие объявления: «Учебы без ошибок не бывает». Ощущение права на ошибку очень важно!
На пришкольном участке мы каждый год ставим один и тот же эксперимент. Шесть бороздок, перед каждой – табличка с указанием месяца: «март», «апрель» и т.д. В указанные месяцы в бороздки сеют семена астр. В начале учебного года учителя приводят учеников к этому небольшому участку, чтобы показать, что такое ошибка. Здесь сразу видно: посев в какой месяц дал лучшие растения. Все остальные сроки – ошибка.
Впереди у детей огромная жизнь. Только ошибаясь, они будут находить действительно правильный путь. Те же, кто будет бояться сделать любой шаг – а вдруг он ошибочный, не придут никуда, будут топтаться на месте.
* * *
Конец учебного года. Подходит девятиклассник и говорит:
– Страшно идти на каникулы. Вдруг вернемся, а школа станет другой. Алексей Ильич, мы к вам приЧалили, так уж вы нас не подведите.
Он смеется, ему нравится шутка с моей фамилией. Говорю ему спасибо и тоже улыбаюсь. Ведь и мне приятно – и признание, и одобрение, особенно от детей. 30 лет назад я тоже был учеником, и не понаслышке знаю, как может «согнуть» школа. До сих пор распрямляюсь.
P.S. Если вас заинтересовал эффект «переопыления» мотивациями, хочу предложить подумать над вопросами:
Почему надо выкинуть камень принуждения из школ?
Кто должен это сделать?
a.i.psiholog@rambler.ru – все, что придет в голову, складывайте в этот ящик. Постараюсь вы¬ступить в роли пчелки и провести переопыление.
|