|
Оснащение медицинских блоков образовательных учреждений для проведения профилактической и оздоровительной работы
Наличие отдельных видов медицинского оборудования в образовательном учреждении определено СанПиНом 2.4.2.576-96 и является обязательным. В соответствии с приказом Минздрава России от 03.07.2000 г. № 241 «Об утверждении медицинской карты ребенка для образовательных учреждений» на профилактических осмотрах детям в возрасте десяти лет и старше необходимо проведение электрокардиографического исследования. Кроме того, значительное распространение среди детей дошкольного и школьного возраста хронических заболеваний органов дыхания диктует необходимость определения основных параметров внешнего дыхания. В связи с этим медицинские блоки образовательных учреждений должны быть укомплектованы следующими диагностическими приборами.
При организации проведения профилактических медицинских осмотров в образовательных учреждениях лабораторные исследования, рентгенологическое, углубленное офтальмологическое, гинекологическое и другие диагностические обследования проводятся в территориальном детском амбулаторно-поликлиническом учреждении. Является общепризнанным и доказанным, что эффективность профилактических медицинских осмотров по раннему выявлению нарушений здоровья и развития и раннему началу коррекционных и оздоровительных мероприятий увеличивается в несколько раз при применении в структуре осмотра компьютерных экспертных систем. В настоящее время в рамках реализации подпрограммы «Здоровый ребенок» осуществляется внедрение компьютерных систем профилактических медицинских осмотров детей. Также планируется внедрение такой современной профилактической технологии, как автоматизированная система медицинской профессиональной ориентации и профессионального консультирования детей. Для реализации данных программ в автоматизированном режиме необходимо соответствующее техническое обеспечение. Приобретение даже небольшого числа единиц вычислительной техники позволяет проводить доврачебный этап осмотра всех детей, подлежащих обследованию (в отсроченном режиме).
СанПиН (2.4.2.576-96) также определяет необходимость комплектования медицинских блоков другим оборудованием, предназначенным для реализации медицинским персоналом должностных функций (иммунопрофилактика инфекционных заболеваний, оказание доврачебной и врачебной помощи при острых заболеваниях и обострении хронической патологии).
Этап развития ребенка от 3 до 17 лет включительно характеризуется недостаточной функциональной зрелостью центральной нервной системы, психической сферы и крайне высокой восприимчивостью к стрессовым воздействиям. В то же время современные условия обучения и воспитания предъявляют высокие требования к функциональным возможностям детского организма. Дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, подвержены высоким учебным нагрузкам, которые увеличивают «рабочий день» школьников до 10–12 часов в средней школе, до 12–15 часов в старших классах. Кроме того, современные школьники меньше, чем их сверстники 80-х годов, спят, гуляют на свежем воздухе, занимаются активными формами отдыха. Образ жизни детей не может нейтрализовать стрессовые воздействия окружающей среды. Известно значение психогенных раздражителей в формировании патологических состояний, особенно в детском возрасте. Психотравмирующее воздействие очень часто влечет за собой невротические соматовегетативные расстройства, а впоследствии может привести и к тяжелой, клинически выраженной патологии. Учитывая значимость психоэмоционального фактора в формировании патологии детского возраста, необходимо проводить в образовательных учреждениях профилактическую и коррекционную работу среди детей с высоким риском развития психосоматической патологии (а таковых не менее 45%). Эффективно и экономически целесообразно внедрять в процесс обучения (воспитания) технологии, обеспечивающие психологическую разгрузку. В школах надо организовывать кабинеты психологической разгрузки, использовать технологии, которые предполагают дифференцированные (в зависимости от возраста и пола) программы профилактики и коррекции психосоматической патологии у детей. Кабинеты психологической разгрузки требуют определенного материально-технического обеспечения. Одним из основных модулей оздоровительного блока могут стать помещения, в которых размещены средства профилактики и коррекции нарушений зрения, патологии органов дыхания, а также для оздоровления детей, часто и длительно болеющих.
Патология зрения – нарушения рефракции и аккомодации (спазм аккомодации, миопия и др.) – занимает одно из ведущих мест в структуре болезней, выявляемых у детей школьного возраста, а также среди заболеваний, подверженных наибольшему прогрессированию в школьные годы. Проведение мероприятий по профилактике и коррекции нарушения зрения среди учащихся крайне актуально. Для проведения такой работы необходимо установить в школе офтальмотренажеры. 15-минутные сеансы должны проводиться после окончания учебного дня. Для проведения оздоровительной работы с детьми из групп высокого риска развития хронической патологии органов дыхания, кровообращения и нервно-психической сферы или страдающими данными заболеваниями целесообразно организовать специальный кабинет физиотерапии и фитотерапии. Его надо оснастить приборами для проведения простых, безопасных и эффективных процедур по коррекции имеющихся нарушений со стороны органов дыхания, кровообращения, вегетативной сферы и др. Приборов должно быть столько, чтобы можно было решить проблемы более чем 60% учащихся, нуждающихся в такой коррекции. Можно использовать доступные методы ультрафиолетовой и ингаляционной терапии, давать детям отвары лекарственных трав внутрь или делать с ними ингаляции. Фитотерапевтическое воздействие направлено на общеукрепляющий эффект и компенсацию микронутриентной недостаточности, седативное и тонизирующее действие, на профилактику формирования распространенных заболеваний детского возраста – патологию органов пищеварения, мочевыделения, болезней системы кровообращения, нервно-психических нарушений и других. Для фитотерапевтического кабинета необходимо оборудование, позволяющее приготовить отвары лекарственных трав и обеспечить их прием школьниками.
Необходимо также помещение, где учащиеся могли бы в удобной обстановке принимать фитотерапевтические препараты. Целесообразно выделить отдельное помещение для проведения фитотерапии или одно помещение для проведения и фито- и физиотерапии.
Сейчас многие дети имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы. Эти нарушения в будущем могут создать им определенные проблемы, препятствовать профессиональным устремлениям. На устранение нарушений опорно-двигательного аппарата можно повлиять определенными комплексами физических упражнений. Кроме того, ряд динамических физических упражнений способствует не только коррекции нарушений, лечению заболеваний костно-мышечной системы, но и профилактике этой патологии. Дозированные динамические нагрузки оказывают профилактическое и лечебное воздействие при нарушениях вегетативной нервной системы, функциональных расстройствах сердечно-сосудистой системы, хронической патологии органов системы дыхания, кровообращения, пищеварения.
На профилактику и коррекцию этих нарушений средствами физической культуры направлена организация соответствующих кабинетов. В кабинетах физической разгрузки и коррекционной физкультуры можно проводить не толькозанятия по физкультуре для детей со сниженными функциональными возможностями (специальная и подготовительная медицинская группы), но и занятия по компенсации двигательной активности здоровых детей. Такой набор тренажеров позволяет осуществлять коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, стабилизацию функции сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, вегетативной нервной системы. Таким образом, для организации профилактической, оздоровительной и коррекционной работы в школах необходимо предусмотреть наличие таких подразделений медицинского блока, которые могли бы обеспечить: – проведение профилактических
медицинских осмотров в соответствии с
существующими протоколами и результатами
научных исследований последних лет; Ожидаемый эффект от внедрения данной аппаратуры: медико-социальный – оздоровление учащихся образовательных учреждений; экономический – сокращение времени нетрудоспособности родителей, ухаживающих за больными учащимися, снижение обращаемости детей за медицинской помощью в лечебные учреждения в связи с острыми заболеваниями и обострением хронических болезней. (Окончание следует)
|