Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2005

Медкабинет

Оснащение медицинских блоков образовательных учреждений для проведения профилактической и оздоровительной работы

ГУ Научный центр здоровья детей РАМН
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Пособие для врачей и среднего медицинского персонала

Разработано в рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732.

Авторский коллектив: доктор медицинских наук, профессор В.Р. Кучма, доктор медицинских наук, профессор Л.М. Сухарева, доктор медицинских наук И.К. Рапопорт, кандидат медицинских наук А.Г. Ильин, доктор медицинских наук М.И. Степанова, доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Куинджи, доктор медицинских наук Ж.Ю. Горелова, кандидат медицинских наук Н.А. Скоблина, кандидат медицинских наук А.П. Цамерян

Данный перечень подготовлен на основании анализа уровня и структуры заболеваемости, физического развития учащихся образовательных учреждений, гигиенических требований к условиям обучения в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178–02) с учетом объемов профилактических медицинских осмотров детей (приказы Минздрава России от 05.05.1999 г. № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» и от 03.07.2000 г. № 241 «Об утверждении «медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»).

Статья опубликована при поддержке Инженерного Центра "Комплекс-М", основная сфера деятельности которого – разработка и производство высокотехнологичной диагностической медицинской техники. Создаваемая "Комплексом-М" аппаратура успешно применяется в больницах и поликлиниках, в машинах скорой помощи и на бортах санитарной авиации, в передвижных и стационарных госпиталях, в роддомах и диспансерах. На страницах сайта www.komplex-m.ru/ можно подробно ознакомиться с техническими характеристиками выпускаемой медтехники и ее функциональными возможностями, посмотреть регистрационные удостоверения и сертификаты на нее. При необходимости Инженерный Центр готов оказать содействие в обучении врачей и медперсонала работе на аппаратуре в лицензированном заведении с выдачей соответствующих документов.

В настоящее время наиболее информативным и доступным инструментом ранней диагностики нарушений здоровья и развития являются ежегодные скрининг-обследования и профилактические медицинские осмотры, проводимые в критические периоды развития. Объем и сроки их проведения определены ведомственными нормативными документами (приказы Минздрава России).

Для профилактических медицинских осмотров в образовательных учреждениях бригадой специалистов городской детской поликлиники необходимо наличие следующего оборудования.

Наименование оборудования

Количество единиц

Весы электронные медицинские
Ростомер электронный или антропометр
Динамометр кистевой
Аппарат для измерения артериального давления (с детской и обычными манжетами)
Стетофонендоскоп
Шпатель металлический
Авторефрактометр
Набор очковых линз
Полихроматические таблицы (набор)
Таблица для подбора корригирующих очков
Щелевая лампа
Стоматологическая установка (в комплекте)
Ширма медицинская
Кушетка медицинская
Лампа настольная

1
1
2
3
3
3
1
1
1
1
1
1
2
2
2

Наличие отдельных видов медицинского оборудования в образовательном учреждении определено СанПиНом 2.4.2.576-96 и является обязательным.

В соответствии с приказом Минздрава России от 03.07.2000 г. № 241 «Об утверждении медицинской карты ребенка для образовательных учреждений» на профилактических осмотрах детям в возрасте десяти лет и старше необходимо проведение электрокардиографического исследования. Кроме того, значительное распространение среди детей дошкольного и школьного возраста хронических заболеваний органов дыхания диктует необходимость определения основных параметров внешнего дыхания. В связи с этим медицинские блоки образовательных учреждений должны быть укомплектованы следующими диагностическими приборами.

Наименование оборудования

Количество единиц

Электрокардиограф двенадцатиканальный

1

Спироанализатор (в комплекте)

1

При организации проведения профилактических медицинских осмотров в образовательных учреждениях лабораторные исследования, рентгенологическое, углубленное офтальмологическое, гинекологическое и другие диагностические обследования проводятся в территориальном детском амбулаторно-поликлиническом учреждении.

Является общепризнанным и доказанным, что эффективность профилактических медицинских осмотров по раннему выявлению нарушений здоровья и развития и раннему началу коррекционных и оздоровительных мероприятий увеличивается в несколько раз при применении в структуре осмотра компьютерных экспертных систем. В настоящее время в рамках реализации подпрограммы «Здоровый ребенок» осуществляется внедрение компьютерных систем профилактических медицинских осмотров детей. Также планируется внедрение такой современной профилактической технологии, как автоматизированная система медицинской профессиональной ориентации и профессионального консультирования детей. Для реализации данных программ в автоматизированном режиме необходимо соответствующее техническое обеспечение.

Приобретение даже небольшого числа единиц вычислительной техники позволяет проводить доврачебный этап осмотра всех детей, подлежащих обследованию (в отсроченном режиме).

Наименование оборудования

Количество единиц

Компьютерный комплект и сетевое оборудование

2

СанПиН (2.4.2.576-96) также определяет необходимость комплектования медицинских блоков другим оборудованием, предназначенным для реализации медицинским персоналом должностных функций (иммунопрофилактика инфекционных заболеваний, оказание доврачебной и врачебной помощи при острых заболеваниях и обострении хронической патологии).

Наименование оборудования

Количество единиц

Бикс большой
Бикс малый
Лоток медицинский почкообразный
Шприц одноразовый с иглами:

объем 2,0 мл
объем 5,0 мл
объем 10,0 мл

Жгут кровоостанавливающий резиновый
Термометр медицинский
Грелка медицинская
Пузырь для льда

Шины иммобилизационные транспортные для больных с повреждением

верхних конечностей
нижних конечностей
позвоночника

Шкаф медицинский
Шкаф аптечный
Стол медицинский

1
1
2

5
5
5

1

3
1
1



1
1
1

1
1
1

Этап развития ребенка от 3 до 17 лет включительно характеризуется недостаточной функциональной зрелостью центральной нервной системы, психической сферы и крайне высокой восприимчивостью к стрессовым воздействиям. В то же время современные условия обучения и воспитания предъявляют высокие требования к функциональным возможностям детского организма. Дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, подвержены высоким учебным нагрузкам, которые увеличивают «рабочий день» школьников до 10–12 часов в средней школе, до 12–15 часов в старших классах. Кроме того, современные школьники меньше, чем их сверстники 80-х годов, спят, гуляют на свежем воздухе, занимаются активными формами отдыха. Образ жизни детей не может нейтрализовать стрессовые воздействия окружающей среды.

Известно значение психогенных раздражителей в формировании патологических состояний, особенно в детском возрасте. Психотравмирующее воздействие очень часто влечет за собой невротические соматовегетативные расстройства, а впоследствии может привести и к тяжелой, клинически выраженной патологии.

Учитывая значимость психоэмоционального фактора в формировании патологии детского возраста, необходимо проводить в образовательных учреждениях профилактическую и коррекционную работу среди детей с высоким риском развития психосоматической патологии (а таковых не менее 45%).

Эффективно и экономически целесообразно внедрять в процесс обучения (воспитания) технологии, обеспечивающие психологическую разгрузку.

В школах надо организовывать кабинеты психологической разгрузки, использовать технологии, которые предполагают дифференцированные (в зависимости от возраста и пола) программы профилактики и коррекции психосоматической патологии у детей.

Кабинеты психологической разгрузки требуют определенного материально-технического обеспечения.

Одним из основных модулей оздоровительного блока могут стать помещения, в которых размещены средства профилактики и коррекции нарушений зрения, патологии органов дыхания, а также для оздоровления детей, часто и длительно болеющих.

Наименование оборудования

Количество единиц

Комплект мягкой мебели (для 12–15 учащихся)

Универсальный звуковоспроизводящий аппарат (кассеты, CD и др.)

Видеоаппаратура (в комплекте)

Светомузыкальная система

Комплект демонстрационных и обучающих материалов (аудио- и видеокассеты, CD и др.)

Комплект офисной мебели в соответствии с комплектом мягкой мебели, дизайном аудио- и видеоаппаратуры и др.

3

1

1

1

3

1

Патология зрения – нарушения рефракции и аккомодации (спазм аккомодации, миопия и др.) – занимает одно из ведущих мест в структуре болезней, выявляемых у детей школьного возраста, а также среди заболеваний, подверженных наибольшему прогрессированию в школьные годы. Проведение мероприятий по профилактике и коррекции нарушения зрения среди учащихся крайне актуально. Для проведения такой работы необходимо установить в школе офтальмотренажеры. 15-минутные сеансы должны проводиться после окончания учебного дня.

Для проведения оздоровительной работы с детьми из групп высокого риска развития хронической патологии органов дыхания, кровообращения и нервно-психической сферы или страдающими данными заболеваниями целесообразно организовать специальный кабинет физиотерапии и фитотерапии. Его надо оснастить приборами для проведения простых, безопасных и эффективных процедур по коррекции имеющихся нарушений со стороны органов дыхания, кровообращения, вегетативной сферы и др. Приборов должно быть столько, чтобы можно было решить проблемы более чем 60% учащихся, нуждающихся в такой коррекции. Можно использовать доступные методы ультрафиолетовой и ингаляционной терапии, давать детям отвары лекарственных трав внутрь или делать с ними ингаляции.

Фитотерапевтическое воздействие направлено на общеукрепляющий эффект и компенсацию микронутриентной недостаточности, седативное и тонизирующее действие, на профилактику формирования распространенных заболеваний детского возраста – патологию органов пищеварения, мочевыделения, болезней системы кровообращения, нервно-психических нарушений и других.

Для фитотерапевтического кабинета необходимо оборудование, позволяющее приготовить отвары лекарственных трав и обеспечить их прием школьниками.

Наименование оборудования

Количество единиц

Аппарат для УФО-терапии универсальный

Ингалятор универсальный

8–10

8–10

Необходимо также помещение, где учащиеся могли бы в удобной обстановке принимать фитотерапевтические препараты. Целесообразно выделить отдельное помещение для проведения фитотерапии или одно помещение для проведения и фито- и физиотерапии.

Наименование оборудования

Количество единиц

Плита электрическая (2-конфорочная)

2

Посуда эмалированная (емкость 3 л)

10

Термос для приготовления отвара (3 л)

10

Чашки фарфоровые (100 мл)

50

Сейчас многие дети имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы. Эти нарушения в будущем могут создать им определенные проблемы, препятствовать профессиональным устремлениям.

На устранение нарушений опорно-двигательного аппарата можно повлиять определенными комплексами физических упражнений. Кроме того, ряд динамических физических упражнений способствует не только коррекции нарушений, лечению заболеваний костно-мышечной системы, но и профилактике этой патологии.

Дозированные динамические нагрузки оказывают профилактическое и лечебное воздействие при нарушениях вегетативной нервной системы, функциональных расстройствах сердечно-сосудистой системы, хронической патологии органов системы дыхания, кровообращения, пищеварения.

Наименование оборудования

Количество единиц

Свинг-машина

1

Полифункциональный тренажер с перекладиной

1

Тренажер «Джимник»

1

Тренажер для укрепления мышц живота

1

Тренажер для укрепления мышц спины

1

Велотренажер

2

Зеркало настенное

5

Коврик напольный

5

На профилактику и коррекцию этих нарушений средствами физической культуры направлена организация соответствующих кабинетов.

В кабинетах физической разгрузки и коррекционной физкультуры можно проводить не толькозанятия по физкультуре для детей со сниженными функциональными возможностями (специальная и подготовительная медицинская группы), но и занятия по компенсации двигательной активности здоровых детей.

Такой набор тренажеров позволяет осуществлять коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, стабилизацию функции сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, вегетативной нервной системы.

Таким образом, для организации профилактической, оздоровительной и коррекционной работы в школах необходимо предусмотреть наличие таких подразделений медицинского блока, которые могли бы обеспечить:

– проведение профилактических медицинских осмотров в соответствии с существующими протоколами и результатами научных исследований последних лет;
– оказание скорой и неотложной доврачебной и врачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и обострении хронических;
– профилактическую, коррекционную и оздоровительную работу при распространенных функциональных нарушениях и хронических заболеваниях детского возраста, в том числе связанных с процессом обучения и воспитания (кабинеты психологической разгрузки, профилактики и коррекции зрения, физио- и фитотерапии, лечебной и коррекционной физкультуры).

Ожидаемый эффект от внедрения данной аппаратуры: медико-социальный – оздоровление учащихся образовательных учреждений; экономический – сокращение времени нетрудоспособности родителей, ухаживающих за больными учащимися, снижение обращаемости детей за медицинской помощью в лечебные учреждения в связи с острыми заболеваниями и обострением хронических болезней.

(Окончание следует)