Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика физического, соматического, психического состояния и функциональных возможностей учащихся.
Вот почему в рамках экспериментальной работы по созданию «Гуманистической воспитательной системы школы адаптивного типа» в 1997 г. появился Центр медико-психолого-педагогической поддержки и реабилитации детей и подростков.
Основными задачами, стоящими перед медицинским центром, являются:
- изучение состояния здоровья школьников на основе его комплексной оценки;
- изучение уровня и структуры заболеваемости детей и подростков на различных ступенях школьного образования;
- установление состояния адаптивных реакций ребенка на школьную нагрузку (уровень физиологических компенсаторных реакций) на разных этапах обучения;
- создание нового по содержанию школьного центра профилактической медицины и разработка дифференцированных показаний для медико-социальной реабилитации детей в этом центре;
- реабилитация детей с различными заболеваниями, в первую очередь с так называемой школьной патологией;
- разработка многофакторной медико-педагогической системы валеологического формирования личности в условиях школы адаптивного типа;
- разработка критериев медико-социальной и экономической эффективности работы данного комплекса и отдельных его звеньев.
Сотрудниками центра являются руководитель (заместитель директора по МППВ), инструктор ЛФК, инструктор по плаванию, четыре учителя физвоспитания, а также физиомедсестра, ортопедическая медсестра, медсестра по массажу, фельдшер школы, врач школы и врач-стоматолог, являющиеся работниками детской поликлиники.
Для работы с детьми в школе имеются типовой медкабинет, специализированный медкабинет с физиотерапевтическим оборудованием (ингаляторы, аппарат УЗ-терапии, аппарат УВЧ-терапии, гальванизатор для электрофореза, облучатели для УФО, очки Лазер-Вижн, тренажеры и т.п.), стоматологический кабинет, спортивный зал, зал для занятий ЛФК, тренажерный зал, бассейн, сауна.
Работа медицинского центра прежде всего направлена на оздоровление детей с патологией зрения, опорно-двигательного аппарата, часто болеющих и детей с хронической патологией. Большое внимание уделяется здоровым школьникам («здоровье здоровых») в рамках учебного процесса, а также учителям. Это и физкультминутки на уроках, и комплекс упражнений на развитие мышечного корсета как средство профилактики нарушений осанки, и гимнастика для глаз на уроках, а также меры неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы, анализ расписания уроков на предмет соответствия психофизиологическим возрастным возможностям учеников, группы здоровья учителей. В рамках валеологического образования учащихся, родителей и педагогов проводится пропаганда здорового образа жизни: лектории для учителей и родителей, «уроки здоровья» для учащихся всех ступеней школы, выпуск санбюллетеней и стенгазет с привлечением к работе старшеклассников – учащихся медицинских классов.
|