Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2005

Из первых рук

Анализ физического развития школьников

Современные представления о физкультурно-спортивной деятельности основаны на том, что в ней проявляется единство биологической, социальной и культурной сущности человека.

Как записано в государственном стандарте по предмету «Физическая культура», – «физическая культура – важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил». В этом ценность физической культуры для личности и общества, ее образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение. Именно для решения этих задач создаются, функционируют и развиваются системы физической культуры и спорта различного уровня.

На формирование здоровья человека оказывают влияние различные факторы, знание и управление которыми дает возможность уменьшить их негативное влияние. На 50–52% здоровье определяется образом жизни, на 20–25% – генетическими факторами, на 10–15% зависит от здравоохранения. При всей приблизительности этих цифр бесспорно одно: социальные факторы имеют ведущее значение в детерминации здоровья. Это положение, как нам представляется, очень важно для понимания того, что в первую очередь является решающим в укреплении здоровья ребенка и что требует первоочередного решения.

Ведущими формирующими факторами для детей и подростков считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.

Важнейшими параметрами здоровья и индикаторами социального благополучия общества, по мнению многих авторов, являются показатели физического развития человека. Показатели физического развития – это антропометрические данные, темпы их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности. Эти знания позволяют использовать показатели физического развития для измерения, сравнения с нормативными показателями.

Если физическое развитие детей – непрерывный биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма, то уровень физического развития – понятие разовое, определенное для каждого возрастного периода, оно учитывается в сопоставлении с нормативными возрастными и территориальными уровнями, с аналогичными данными в разных экономических и экологических условиях и в разные календарные периоды.

Анализ современной научной литературы показывает, что за последние десять лет здоровье детей и подростков нашей страны значительно ухудшилось, многими авторами отмечается снижение уровня физического развития. Основными причинами такого положения являются экономические трудности, снижение внимания к социальным проблемам, санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, свертывание научных исследований по проблемам роста, развития здорового ребенка и управления здоровьем. Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях.

По данным Государственного доклада о положении детей в Российской Федерации, 600 тысяч детей остались без попечения родителей (социальное сиротство); 500 тысяч детей ежегодно из-за распада семьи лишаются одного из родителей; 300 тысяч (каждый четвертый) рождаются вне брака; 160 тысяч являются беженцами и вынужденными переселенцами; 12 млн живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; 20 млн живут в бедных семьях; 2 млн детей прекратили обучение; 2–4 млн – нищие, безнадзорные, попрошайки. На таком социальном фоне формируется здоровье детей и подростков в наступившем веке.

А вот как обстоят дела в регионах. В Нижнем Новгороде менее половины школьников признаны практически здоровыми; однако I группу здоровья имеют лишь 1,2% детей, большинство – 45,2% – составляют группу риска (II группа здоровья), больных школьников – 53,6%, из них детей с хронической патологией в состоянии компенсации 51,4% (III группа здоровья), в состоянии субкомпенсации – 2,2% (IV группа здоровья). По сравнению с 1980 г. количество практически здоровых школьников сократилось с 63 до 43%, а удельный вес больных увеличился, соответственно, с 37 до 57%.

В Рязани за годы обучения ухудшилось здоровье у 50% старшеклассников и у 31% младших школьников.

Среди детей Приполярья уже с шестилетнего возраста большинство имеют II группу здоровья. С одиннадцатилетнего возраста начинают преобладать дети, имеющие III группу здоровья. В структуре заболеваемости большую часть составляют болезни органов дыхания (53,2%), болезни нервной системы и органов чувств (12%), инфекционные и паразитарные болезни (9,7%), болезни органов пищеварения (4,5%).

Состояние здоровья детей и подростков Уральского округа за последние 6 лет также вызывает тревогу. Заболеваемость новорожденных детей в сравнении с 1999 г. увеличилась на 22,2%.

Общая и первичная заболеваемость подростков возросла на 41 и 38%.

В структуре общей и первичной заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, далее идут инфекционные и паразитарные заболевания, болезни кожи и подкожной клетчатки, травмы, болезни органов пищеварения и заболевания глаз.

Серьезную озабоченность вызывает высокий уровень заболеваемости туберкулезом, сифилисом, гонореей, алкоголизмом, ВИЧ-инфекцией. Отмечен рост самоубийств и инвалидности.

Одним из важных компонентов здоровья является психическая составляющая. В монографии «Здоровье детей России» справедливо подчеркивается, что «и в личном, и в общественном плане болезни нервно-психической сферы имеют не меньшую (если не большую) значимость, чем отклонения в физическом развитии». Авторы монографии указывают, что в кризисные годы нарастали темпы групп заболеваний, являющихся непосредственно ответом на воздействующие негативные средовые факторы: у детей – реактивные состояния и психопатии, у подростков – реактивные психозы, психопатии и неврозы. В настоящее время число детей, которым поставлен тот или иной психологический или психиатрический диагноз, увеличилось до 3 млн.

Исследования в Москве показали, что 50% сегодняшних первоклассников нуждаются в помощи психологов, психоневрологов и логопедов.

Авторы исследования самочувствия детей в период обучения в школе пришли к выводу, что у школьников преобладают жалобы неврологического характера (нарушение сна, слезливость, головные боли).

Общеизвестно отрицательное влияние на детский организм вредных привычек, которые мешают или не дают человеку возможности успешно реализовать себя как личность. Особую группу вредных привычек представляют злоупотребление алкоголем и курение. Обследование, проведенное в 21 городе России, показало, что число 15–17-летних ежедневно курящих мальчиков составляет 27,4%, девочек – 14%.

Пагубное влияние алкоголя на организм человека, особенно ребенка, известно давно. Кроме того, алкоголизм – еще и опасное социальное явление, разрушающее семью. К сожалению, растет употребление алкогольных напитков среди детей, подростков и молодежи. Особую тревогу вызывает резкое увеличение алкоголизации девочек и девушек-подростков 12–15 лет. Алкоголизация женщин имеет специфический характер, протекает иначе, чем у мужчин, сложнее излечивается. При этом важно учитывать отрицательное влияние алкоголя на репродуктивную функцию женщины.

Все большее число специалистов в области педагогики, детской медицины, психологии, физической культуры занимает вопрос: что надо сделать, чтобы дети, находясь в различных образовательных учреждениях, не растрачивали свое здоровье? Сохранение здоровья подрастающего поколения – комплексная и многоуровневая задача. Она должна решаться на государственном уровне и концентрировать усилия различных министерств и ведомств. Ученые выделяют следующие проблемы, которые требуют специальных управленческих решений: валеологические программы в образовании; создание мотивации на здоровье; организация пространства здоровья в практике образовательных учреждений; политика кадрового обеспечения концептуальных решений по охране здоровья в системе образования.

Но совершенно очевидно, что проблемой собственного здоровья человек должен заниматься и сам. Однако уровень знаний о здоровье, о закономерностях его развития, поддержания, о методах его коррекции и укрепления у наших детей недостаточный.

Наиболее удачной концепцией укрепления здоровья детей и подростков является концепция доктора медицинских наук профессора А.Г. Сухарева. Пути решения данной задачи сводятся, как считает автор, к следующему: улучшение социально-экономического положений детей и подростков в стране; использование сберегающих здоровье технологий воспитания и обучения, ослабление повреждающего влияния на растущий организм антропогенных факторов; создание благоприятных санитарно-гигиенических условий в процессе воспитания и обучения детей и подростков; ослабление влияния на растущий организм негативных психосоциальных факторов; снижение распространения среди детей вредных привычек и формирование положительной мотивации на здоровый образ жизни; улучшение структуры и качества питания детей и подростков; оптимизация суточной двигательной активности и профилактика гипокинезии; коррекция биологических факторов риска, охрана репродуктивного здоровья; организация сплошной диспансеризации и совершенствование системы медицинского обеспечения детей и подростков; организация эффективной профилактической работы (особенно вакцинопрофилактика), а также оздоровление и реабилитация детей непосредственно в образовательном учреждении.

 

Людмила Фитина