Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2005

Из первых рук

Главное – сделать правильный выбор

Что такое профильное школьное обучение, для чего оно нужно и как решать возникающие при этом физиолого-гигиенические и психолого-педагогические проблемы – это стало темой для обсуждения на заседании координационного совета президиумов РАМН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи»

«Мы живем в переходное от плановой к рыночной экономике время, – подчеркнул заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко, – в нашем обществе появились новые возможности и новые проблемы при выборе профессии (треть безработных в России составляют лица моложе 21 года). Поэтому необходимо, чтобы молодой человек, оканчивая школу, уже приблизительно понимал, чем он хочет заниматься в жизни. Правильно выбранная траектория образования гарантирует раскрытие способностей и успешность в профессии. Конечно, сделать окончательный выбор в этом возрасте невозможно, но нужно научиться выбирать. И помочь в этом может школа».

В ряде стран учащиеся старших классов выбирают тот или иной уровень освоения учебного предмета, что потом определяет их поведение на рынке труда. И если Россия сейчас интегрируется в единое экономическое пространство, то, видимо, и в образовании нужно делать соответствующие поправки, чтобы быть конкурентноспособными.

Международные исследования показали, что аудиторная (то есть в классе с учителем) нагрузка школьников в России существенно выше, чем в других странах. Ее величина в день, например, для 15-летнего учащегося в среднем составляет 7,3 часа. Для сравнения: в Дании – 3,6 часа. В нашей стране намного больше времени, чем где-либо, отведено на изучение естественных наук, а меньше всего – для уроков физкультуры и иностранных языков. Вот и приходится родителям оплачивать дополнительные занятия английского, а детям учиться после уроков в школе. Введение профильного обучения позволит снизить учебную нагрузку на учащихся основной школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями.

Традиционная система среднего образования нуждается в реформе еще и потому, что многие школьники с возрастом теряют к учебе всякий интерес. Во многом это связано с авторитарным стилем преподавания и общей атмосферой в школе. По данным социологического опроса, количество учащихся, которых устраивают школьные правила, с 7-го по 11-й классы уменьшается почти в два раза. А стремление подростков свободно выражать и отстаивать свою точку зрения, наоборот, возрастает в два раза.

Внимание: эксперимент!

С 1 сентября 2003 года в России проводится эксперимент по введению профильного обучения. В нем участвуют 27 тысяч старшеклассников из Республики Саха (Якутия), Татарстана, Краснодарского края, Московской, Кемеровской, Самарской, Новгородской, Калининградской, Псковской и Челябинской областей. Первый этап – предпрофильная подготовка в 9-х классах школ – включал в себя создание целостной модели, повышение квалификации педагогов, разработку правового обеспечения. В следующем учебном году ввели профильное обучение в 10-х классах по новым федеральным учебным программам, своеобразным «каркасам», на основе которых школа может составлять свои учебные планы.

Складываются четыре модели организации профильного обучения. Во-первых, привычные для нас школы с углубленным изучением математики, физики, иностранного языка, различного вида лицеи и гимназии. Во-вторых, профильные классы (точных наук, гуманитарных…) на старшей ступени образования. Еще вариант – индивидуальные учебные планы, когда старше¬классники могут выбрать для изучения, допустим, математику и литературу одновременно, если им это интересно. При этом часть времени ребята учатся вместе (базовый уровень), а потом расходятся по группам. И последнее – сетевое профильное обучение с поправкой на использование дистанционных технологий. Эта модель особенно подходит для сельской местности, где ребятам предоставляется возможность выбрать какой-то образовательный курс в другом учебном заведении.

Какое отношение все эти новации имеют к здоровью детей? Да самое прямое. Наверняка многие сталкивались с проблемой, когда школьнику – ярко выраженному гуманитарию – приходится со слезами учить ненавистную математику. Или наоборот, талантливому математику никак не удается разобраться в тычинках и пестиках. Вымученные в этих случаях «трояки» вызывают недовольство учителей и родителей, насмешки сверстников, отрицательно сказываются на нервной системе, а значит, и на здоровье ребенка в целом. Заниматься тем, что тебя интересует, – вот выход из этой ситуации.

Что показал мониторинг

Любые новшества в образовании нужно оценивать, прежде всего, по влиянию на здоровье детей. В 2004 году НИИ общей патологии и общей физиологии провел мониторинг состояния здоровья школьников в классах с предпрофильной подготовкой и в обычных (контрольных) классах. Исследования в Москве, г. Пушкино Московской области и селах Новгородской области, проведенные с учетом описанных выше моделей и психологического климата в коллективах, дали объективные данные об улучшении здоровья девятиклассников, занимающихся по новым программам.

Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков профессор Владислав Кучма обеспокоен тем, что в целом внедрение профильного образования в настоящее время происходит без сокращения объема базового компонента учебного плана. Значит, нагрузка со всеми вытекающими последствиями резко увеличивается, причем ее пик приходится на 10-й класс – частота случаев сильного и выраженного утомления у ребят составляет 40,6% (для сравнения: в 9-м классе – 29,6%, в 11-м классе – 30%). Это связано с адаптацией к новым требованиям и новым предметам в старших классах, к новому коллективу и составу педагогов. Успехи в учебе достигаются значительным напряжением организма подростка, что может привести к формированию функциональных расстройств и развитию хронических заболеваний.

Нужно тщательно продумать систему профильной ориентации в школе, чтобы помочь подростку сделать правильный выбор. Это во многом определит и успешность обучения, и сохранение психического и соматического здоровья. Исследования показывают, что у старшеклассников, выбранный профиль обучения которых совпадает с будущей профессией, сильное и выраженное утомление наблюдается в два раза реже, а коэффициент работоспособности в два раза выше, чем у их сверстников, профиль обучения которых не совпадает с выбранной профессией.

«Все работы хороши – выбирай на вкус…»

В основном современные школьники выбирают профессии под влиянием СМИ, друзей и родителей. И только 8–10% из них используют помощь школы. По данным социологического опроса, более половины опрошенных подростков хотели бы получить консультацию по профессиональной ориентации, почти четверть нуждается в помощи психолога, а каждый пятый – в получении соответствующей врачебной консультации. В настоящее время из-за имеющихся хронических болезней в выборе профессии ограничены 66% выпускников 9-х классов, а в связи с выраженными функциональными расстройствами – 13%. Причем сами подростки, составляя планы на будущее, оценивают свое физическое и психологическое состояние не адекватно, чем увеличивают риск ухудшения здоровья.

Чтобы выяснить, чем руководствуются подростки при определении направления профильного обучения и насколько осознан их выбор, было проведено анкетирование 237 старшеклассников Москвы и Норильска. Только 55% опрошенных смогли выбрать направление своей будущей профессиональной деятельности. При этом всего лишь 38% из них учатся в классах соответствующего профиля.

Соответствие требований выбранной профессии психосоматическим качествам личности наблюдается только у половины учащихся 9-х и 11-х классов.

Наиболее привлекательными для подростков являются социально-экономическое, гуманитарное и информационно-технологическое направления. Многие хотят реализоваться в престижных в молодежной среде видах деятельности – стать бизнесменами, артистами, моделями, гонщиками… Причем выбор профессии в значительной степени мотивируется уровнем зарплаты. Практически никто не задумывается о полезности для общества, и даже интерес к характеру труда для современного школьника не является особо значимым.

В течение только одного 9-го класса невозможно учесть все индивидуальные особенности подростков, их интересы и склонности, чтобы точно выбрать профиль образования. Поэтому специалисты предлагают поэтапную предпрофильную подготовку, начиная с 5–6-го класса. А в старших классах нужно создать для подростков возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, строго нормировать нагрузку, обеспечить постоянный мониторинг состояния здоровья, сделать доступными специальные консультации у психологов и врачей.

Особенности национальных сельских школ

А как же сельская школа? Складывается впечатление, что при разработке концепции профильного обучения о ней просто забыли. Специалист Института социально-педагогических проблем сельских школ Мария Гурьянова уверена: «68,9% школ России расположены в сельской местности, и непонимание их специфики может привести к девальвации идеи профильного обучения».

Сельские школы различаются по численности (от нескольких десятков – до тысячи учеников) и по территориальному месторасположению (в удаленных поселениях и вблизи крупных городов). Еще одна отличительная особенность – сельская начальная школа юридически самостоятельна и пространственно изолирована от средней школы. Иногда деятельность школы распространяется на огромное пространство – до 20 населенных пунктов, в связи с чем возникает проблема доставки детей, а у ребят развивается так называемая транспортная усталость.

Из-за малочисленности учеников за последнее десятилетие закрылось около 6 тысяч школ на селе. Некоторые предметы не преподаются вообще или ведутся не специалистами, многим учителям приходится преподавать и физику, и литературу.

50% сельских школ не имеют параллельных классов, следовательно, создание профильных классов невозможно, а занятия в выходные дни создают дополнительные факторы риска для здоровья.

Но сложно – не значит невозможно. Это значит, что нужно создать особую модель с учетом всех этих факторов.

Профильное обучение как составная часть модернизации школьного образования будет массово вводиться с 2006 года. Но при ее воплощении в жизнь, помимо высоких требований к качеству подготовки профессиональных кадров, во главу угла надо ставить и состояние здоровья будущих специалистов. Чтобы не пришлось вздыхать: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

 

Нина Семина