Ученые-медики Нижегородской медицинской академии провели обследование учащихся 10–11-х классов медицинских лицеев Нижнего Новгорода. С этой целью с помощью анонимной анкеты они опросили 300 подростков 15–17 лет. В анкету были включены такие информационные блоки, как «Самооценка здоровья», «Медицинская активность», «Вредные привычки», «Занятия физкультурой и спортом», «Питание», «Сон».
Только 40% опрошенных десятиклассников и 30% учащихся 11-х классов оценили свое здоровье как хорошее. Что касается динамики здоровья, то почти половина лицеистов отметили, что за время обучения в 10–11-м классах их здоровье ухудшилось. Среди причин ухудшения состояния здоровья 32% указали «большую учебную нагрузку», 19% – «нерациональный режим дня», 18% – «нерегулярное питание». Далее в порядке убывания следуют: «начало интенсивной подготовки в вуз», «недостаточная двигательная активность», «неблагоприятные условия обучения».
В иерархии жизненных ценностей на первое место лицеисты поставили хорошие взаимоотношения в семье, на второе – здоровье, на третье – любовь.
При ответе на вопрос «Что в вашей жизни тревожит вас больше всего?» чаще всего школьники отвечали: «состояние здоровья родных и близких» и «состояние собственного здоровья».
Оказалось, что пятая часть их обращаются за медицинской помощью при любом заболевании, 65% – лишь в случае тяжелой болезни. Только чуть более трети соблюдают предписания врача в полном объеме. Среди причин не¬обращения за медицинской помощью назывались «лечат родители, родственники» (50%), «не хочу пропускать занятия» (26%), «болезнь пройдет сама» (17%). Основными причинами несоблюдения предписаний врача являлись «напряженность режима обучения», «собственная лень, неорганизованность».
Почти 70% обследованных подростков не курили и даже никогда не пробовали курить; 11,6% курили на момент опроса; 18,5% курили раньше. Средний возраст их приобщения к курению составлял 13–14 лет. Примерно половина курили не каждый день; 14,6% – до 5 сигарет в день; 16,7% – 5–10 сигарет; 12,5% – 10–¬20 сигарет; 2,1% – пачку или даже более.
Главными причинами курения школьники называли стрессы, личные неприятности, одиночество (52%), «за компанию», «облегчает общение» (36%), «молодежную моду» (14,7%), «получение удовольствия от процесса» (17,3%).
При ответе на вопрос, что может заставить опрашиваемых бросить курить, 44% старше¬классников ответили, что они бросят это занятие, если возникнут проблемы со здоровьем; 45,3% – когда решат стать родителями; 22,6% – если курение будет мешать их профессиональной карьере.
На вопрос об алкоголе 35% старшеклассников ответили, что не употребляют алкоголь вообще. Среди тех, кто оказался знакомым с алкогольными напитками, каждый десятый употребляет их раз в неделю; половина – раз в месяц или реже; 50% предпочитают сухие вина, шампанское, легкие коктейли; 35,6% – пиво; водку или коньяк употребляют 5,2%.
Наиболее частыми поводами для употребления алкоголя у подростков являлись торжества, праздники (68,4%); для поднятия настроения и смелости алкоголь употребляют 15%.
Треть подростков считают, что борьба с курением и алкоголем не нужна вообще, так как это личное дело каждого. Остальные одобряют пропаганду здорового образа жизни, запрет рекламы табачных изделий и алкогольных напитков, а также курения в общественных местах.
Подавляющее большинство лицеистов (78%) занимаются спортом только на уроках физкультуры; лишь 10% регулярно делают утреннюю гимнастику; 35% занимаются ею нерегулярно; 55% не делали ее никогда.
Анализ анкет показал, что более половины лицеистов спят менее 7 часов в сутки и бывают на свежем воздухе меньше двух часов. Только 30% считают, что питаются рационально. Лишь пятая часть ответили, что питаются регулярно (3–4 раза в день).
20% лицеистов отзывались об условиях обучения как о «неблагоприятных» и «крайне неблагоприятных». Две трети жаловались на значительное утомление после занятий в школе. Среди причин утомления лидировали «большое количество уроков», «много дополнительных занятий», «трудный для усвоения материал».
80% учащихся указали на полное отсутствие или недостаток свободного времени.
На основании анализа полученных анкет ученые сделали следующие выводы. В медицинских лицеях учащиеся получают необходимую информацию об основных элементах здорового образа жизни. Им присуща трезвая оценка своего здоровья, понимание приоритетов жизненных ценностей, осознание неблагоприятного влияния на организм вредных привычек, гиподинамии, нерационального режима питания. Однако полученные знания далеко не всегда служат руководством к действию. Для решения проблемы, по мнению ученых, необходима работа в двух направлениях. Во-первых, это – расширение знаний учащихся по вопросам здорового образа жизни и самоохранительного поведения; во-вторых – организационные мероприятия (индивидуальные и групповые), которые позволили бы применять полученные знания на практике. К индивидуальным мероприятиям ученые относят оценку и мониторинг здоровья каждого учащегося с целью коррекции факторов, его определяющих (например, используя рацион питания, витаминотерапию, фитотерапию, лечебную физкультуру и так далее). Групповые мероприятия направлены на работу с коллективом детей.
|