Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2005

Технология

Главное – психологический комфорт

Более десяти лет наша школа работает над созданием модели «Школы здоровья» для всех участников образовательного процесса. Каждый год мы пробуем все новые и новые подходы к сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов. И не сомневаемся, что это правильно, это нормально. «Нет предела совершенству»

Современная школа рассматривается многими исследователями как зона экологического риска. На протяжении ряда лет мы проводим комплексные исследования влияния условий и организации учебных и внеучебных занятий на состояние здоровья учащихся. И это не случайно! В нашей школе есть своя специфика: она тесно сотрудничает с Академией славянской культуры. Поэтому уже с 1-го класса мы ввели для учащихся изучение польского или чешского языка (по выбору учеников и их родителей). Со 2-го класса обязателен английский язык, который дается по программе спецшколы, а с 8-го класса, по желанию, французский. Хотя школа и не является специализированной, большая учебная нагрузка очевидна.

Условия обучения в гигиеническом аспекте удовлетворительные: занятия организованы в одну смену, нет переуплотненности в классах, уровень освещенности соответствует гигиеническим требованиям, в кабинетах мебель двух уровней роста, все дети получают горячее питание, организован перерыв для обеда и отдыха между занятиями.

Дополнительно к общей для всех диспансеризации (как и везде, она осуществляется медиками районной поликлиники) школьный врач регулярно осматривает детей. Кроме школьного врача ежедневно работают стоматолог и офтальмолог. Стоматолог контролирует состояние зубов и полости рта у всех детей ежегодно, а у стоматологической «группы риска» – три раза в год. При необходимости дети «на месте» получают лечение. Офтальмолог также осматривает всех школьников, диагностирует состояние их зрения и по показаниям назначает пневмомассаж и/или офтальмотренинг.

Как и во многих школах, особенно с высокой учебной нагрузкой, для нас был важен вопрос профилактики гипокинезии. Увеличить двигательную активность детей за счет дополнительных уроков физкультуры, игровых перемен, зарядки, физкультминуток, часа активного отдыха мы, конечно, можем. Но известно, что значительная доля двигательной активности в условиях высокой учебной нагрузки и систематических нарушений режима дня не обеспечивает оздоровительного эффекта. Более того, на умственное утомление накладывается физическое, что может привести к отказу от выполнения домашних заданий.

Поэтому проблему гипокинезии и переутомления мы решали двумя путями: индивидуальным подходом к каждому ребенку и созданием многовариантной системы оздоровительных занятий.

Например, в рамках предмета «Истоки славянской культуры» ученики с 1-го по 8-й классы изучают народные танцы. Для тех, кто не может или не хочет посещать танцкласс, организованы занятия ЛФК. На ЛФК ходят дети, освобожденные от основных уроков физической культуры, часто болеющие, а также те, у кого выявлены нарушения осанки или сколиоз.

Большое внимание мы уделяем организации питания. Все ребята с 1-го по 11-й классы питаются дважды в день. Детям по принципу «шведского стола» предлагается 2–4 блюда на первое, второе и третье. Обязательно в меню входят витаминные салаты (из овощей и фруктов), напитки, фрукты.

От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит прежде всего от учителя.

Принципы психологического комфорта следующие: учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.

Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а следовательно, и успеваемости, гасят интерес к учебе.

Известный педагог В.А. Сухомлинский указывал на то, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома. Поэтому мы стараемся создать максимально комфортные условия для наших детей. В рамках этой задачи была разработана программа по реализации здоровьесберегающих педагогических технологий и, по мере возможности, внедряется в практику учителей.

Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка учитываются с самого начала его пребывания в школе. В первые шесть недель у всех поступивших в школу определяется индивидуальной уровень развития, биологической зрелости, здоровья. Сразу же прогнозируются возможные трудности в обучении, и учитель в процессе уроков вводит элементы компенсации неблагополучия.

Мониторинг развития, обучения и здоровья учащихся проводится с 1-го по 4-й классы и фиксируется в «Дневнике учителя начальной школы», который служит как бы подсказкой учителям, работающим с использованием педагогических технологий, сохраняющих здоровье. Это помогает педагогу давать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей ребенка (учеников формируют в подгруппы по ведущему признаку) и своевременно компенсировать причины возникших (или имеющихся) трудностей в обучении.

Учащиеся средней школы во все времена представляли собой, пожалуй, один из самых «проблемных» контингентов школьников. Безусловно, это связано с их возрастными особенностями: физиологическими и психологическими перестройками. Именно в этот период подростки нуждаются в понимании со стороны взрослых, принятии их такими, какие они есть. Значение, которое придают школьники этой возрастной группы взаимоотношениям со взрослыми (учителями, родителями), крайне важно для их дальнейшего развития и здоровья.

Работа психолога, равно как и других специалистов в нашем коллективе, строится по следующей системе взаимодействия: психолог – ученик – педагог – родитель – психолог. Основными методами работы школьного психолога с учащими 6–11-х классов являются: выявление проблемы, индивидуальная и групповая работа с подростками (учителями, родителями), обучающие занятия по отработке навыков и особенностей межличностного общения.

Если в начальной школе работа коллектива в основном направлена на сохранение физического и душевного здоровья ребенка, то в основной школе мы делаем акцент на здоровье социальное, нравственное, на воспитание толерантности (формирование толерантности, ее основных составляющих начинаем с 1-го класса).

С этого года в школе внедрена программа, разработанная совместно с ВИЛАР, по улучшению среды обитания и здоровья человека, в частности ребенка, посредством аэрофитотерапевтических модулей (комплексов). На базе школы созданы три таких комплекса: два в зонах рекреации и один – в начальной школе. Комплексное использование полезных свойств растений позволяет значительно улучшить среду обитания, снизить заболеваемость ОРЗ, ОРВИ, гриппом, оказывает терапевтический эффект, а следовательно, выполняются эстетические, санитарно-гигиенические, экологические и воспитательные функции. Занятия по таким предметам, как окружающий мир, ботаника и некоторые другие, проводятся непосредственно в этих модулях, равно как и выпускные экзамены.

Было бы неверным думать, что мы создаем в школе рафинированные условия. Бывает все, как и в любой другой школе. И здесь мы придерживаемся мнения французского философа М. Монтеня, который в сочинении «О воспитании детей» (1580) писал: «Пока тело еще гибко, его нужно упражнять всеми способами и на все лады. И если воля и вкусы... окажутся податливыми, нужно смело приучать его (ребенка) к образу жизни любого круга людей и любого народа... Пусть он приспосабливается к обычаям своего времени. Он должен уметь делать все без исключения, но любить делать должен только хорошее».

Чтобы проследить связь между повышенной учебной нагрузкой и организацией работы всего коллектива школы по всем четырем направлениям: медико-педагогическому, психолого-педагогическому, социально-педагогическому и воспитательному, – были проанализированы данные (за несколько лет) профилактических осмотров успеваемости, социальной активности учащихся. Мы приведем лишь некоторые результаты работы по сохранению и укреплению здоровья наших учащихся.

При определении состояния здоровья мы использовали комплексную оценку, включающую наличие или отсутствие хронических заболеваний на момент обследования, уровень функционального состояния основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, а также группы здоровья. Причем о сопротивляемости организма мы судили по уровню текущей заболеваемости и обострений хронических болезней за предыдущий 2003/2004 учебный год.

Некоторые дети поступают в 1-й класс уже со значительными отклонениями в состоянии зрения. Так, среди обследованных нами учеников 1-х классов установлена аномалия рефракции в 8,6% случаев и спазм аккомодации – у 13,5%. Среди учащихся 2-х и 3-х классов снижение остроты зрения отмечалось в 2 раза реже. Однако в 4-х, а затем и в 5–6-х классах вновь выявлена тенденция к повышению доли школьников со сниженной остротой зрения.

Если рассмотреть распределение случаев сниженной остроты зрения у учащихся по классам, то отчетливо проявится тенденция к увеличению количества детей школьного возраста, имеющих это неблагополучие в состоянии здоровья. Однако мы это объясняем не только увеличением времени на учебу, но и хорошей диагностикой ранних нарушений зрения, ответственностью как самих детей младших классов, так и их родителей при выполнении рекомендаций школьного офтальмолога, большим охватом занятиями по коррекции зрения учащихся начальной и средней школы по сравнению со старшими классами.

Хочется обратить внимание на снижение числа школьников, имеющих нарушенную осанку. По сравнению с учащимися начальной школы нарушенную осанку среди старшеклассников мы встречаем в 2 раза реже. В этом большая заслуга инструктора ЛФК и преподавателя физкультуры (см. табл. 1).

Таблица 1

Основное перераспределение как по заболеваемости, так и по группам здоровья среди детей разных классов обусловлено ростом морфофункциональных отклонений у поступающих в 1-й класс.

В структуре заболеваемости в 2001 г. основное место занимали нарушения опорно-двигательного аппарата (40%), зрения (22%), желудочно-кишечного тракта (18%). В 2004 году у учащихся школы снизились патологии костно-мышечной системы (12%), зрения (13%), ЖКТ (6%). Однако прибавились нарушения со стороны эндокринной системы (1% против 0,3%) и психоневрологической сферы (3% против 2%).

Кроме того, у школьников, обследованных в 2004 г., чаще встречается сочетание двух и более заболеваний одновременно.

Распределение учащихся по группам здоровья представлено на основании комплексной оценки здоровья школьников специалистами детской поликлиники (см. табл. 2).

Таблица 2

Похожее распределение по группам здоровья отмечали в своих работах и представители «Школ здоровья» Владивостока, Новосибирска, Томска, Нижнего Новгорода.

В зависимости от состояния здоровья, после консультации специалистов многие дети нашей школы получают необходимую для них и допустимую в образовательном учреждении медицинскую помощь: ингаляции, КУФ, ЛФК, зрительную гимнастику, офтальмопневмомассаж.

Мы считаем результаты нашей работы удовлетворительными, потому что нет ухудшений в состоянии здоровья учащихся. Об этом свидетельствуют опросы родителей и самих учащихся.

Распределение результатов по эффективности проведенного лечения (в %) приведено в табл. 3.

Таблица 3

В разные периоды детства меняется значимость факторов, влияющих на формирование физического, психического и социального здоровья детей. Мы об этом всегда помним и учитываем в своей работе.

 

Галина Бородкина ;
Людмила Пиляева