Переход в другую школу, увеличение учебной нагрузки, смена места жительства – все это стрессовые ситуации для любого ученика. Поэтому в нашем лицее-интернате № 1, где учатся дети из неблагополучных семей и куда в то же время мы принимаем в старшие классы одаренных детей из города и области, возникла система адаптации старшеклассников. Перед началом учебного года мы вывозили детей в палаточный лагерь для знакомства друг с другом и с педагогами.
- В лагере дети чувствуют себя более свободно и раскованно, у них появляется настрой на знакомство и взаимодействие друг с другом.
- Вечерние костры, пение под гитару, проживание в палатках, еда на свежем воздухе – все это привлекательно для подростков и позволяет быстро сформировать коллектив.
- Ученики получают опыт взаимодействия в сложных ситуациях, который труднее приобрести, находясь в комфортных условиях.
- В палаточном лагере школьники проводят друг с другом много времени, что тоже способствует сплочению коллектива.
- Здоровое питание, неделя, проведенная на свежем воздухе, различные спортивные игры способствуют укреплению физического здоровья детей.
- В условиях палаточного лагеря подростки ведут себя более естественно, что позволяет воспитателям хорошо их изучить и впоследствии эффективно строить отношения.
Программа лагеря включает как познавательно-развивающие занятия, так и спортивные соревнования, игры. Учебный блок разрабатывается педагогами и состоит из следующих занятий: народные традиции и обряды, основы туристических знаний, лицейские песни, основы сценических навыков, игры... Творческую программу разрабатывают и реализуют одиннадцатиклассники, которые едут в лагерь в качестве помощников педагогов. Это позволяет им развить свои организаторские способности, ответственность, самостоятельность.
Один из проектов программы – разновозрастный педагогический отряд, куда входят одиннадцатиклассники и «трудные» ученики 7–8-х классов в соотношении примерно 1:1. «Трудные» подростки получают опыт позитивного социального взаимодействия, пример конструктивного выстраивания отношений, возможность самореализоваться и получить поддержку от значимых старшеклассников. Двухлетняя реализация этого проекта показала его эффективность: у «трудных» подростков снижался уровень агрессивности, тревожности, в лагере они начинали участвовать во всех играх и программах и в дальнейшем продолжали общаться со старшеклассниками.
Программа решает следующий круг задач, направленных на улучшение психологического здоровья учащихся.
- Знакомство вновь поступивших лицеистов с традициями школы через взаимодействие с одиннадцатиклассниками, выпускниками, педагогами лицея-интерната.
- Сплочение классного коллектива через занятия психологией, включение учащихся в совместную деятельность по подготовке выступлений.
- Подготовка к будущей педагогической деятельности через общение с учащимися интернатных классов, присутствующими в лагере, изучение массовых игр.
- Развитие ответственности и организаторских способностей у одиннадцатиклассников через их работу в качестве комиссаров-помощников педагогов.
- Формирование положительного примера поведения для трудных детей интернатного звена через их включение в семейный отряд, состоящий из учащихся 11-х классов, выпускников и учеников интерната, и активное участие во всех делах в лагере.
- Получение основных знаний по выживанию в лесных условиях, туристической технике через занятия в лаборатории туризма.
- Оздоровление всех участников лагеря через систему спортивных мероприятий.
- Развитие творческих способностей, занятия в лаборатории песни.
Опрос воспитателей старших классов подтверждает, что наиболее адаптированными к школе на начало года являются ученики, участвовавшие в программе. Они охотно общаются друг с другом, меньше ссорятся. Еще одним показателем эффективности программы является количество одиннадцатиклассников, желающих поехать в лагерь повторно. Эта цифра составляет от 50 до 80% в разные годы.
|