|
Программа обучения здоровому образу жизни для учащихся пятых классов (выдержки)
Осанка человека зависит от состояния позвоночника и степени развития мышц туловища, таза и нижних конечностей. Каждый человек должен знать особенности своей осанки для того, чтобы привести ее в порядок. Для проверки осанки необходимо прислониться к стене таким образом, чтобы ее касались затылок, лопатки, таз, икры и пятки. Такое положение следует хорошо ощутить, запомнить и как можно чаще напоминать себе о нем, периодически проверяя себя у стены. Об осанке необходимо помнить в любой позе. Так, в положении стоя лучше равномерно распределять тяжесть тела на слегка разведенные в стороны ноги с поддержанием прямого положения позвоночника. При переноске грузов следует стараться таким образом распределить тяжесть, чтобы позвоночник оставался прямым, а плечи находились на одном уровне. Поднимать же тяжести надо стараться не за счет выпрямления спины при прямых ногах, а, предварительно присев и взявшись руками за груз (спина по возможности прямая), за счет выпрямления ног. При ходьбе плечи должны быть развернуты, грудь приподнята; ногу следует ставить прямой на каблук и мягко перекатывать тяжесть тела на носок. Унылое впечатление производит человек, идущий шаркающей походкой, с опущенными плечами и с видом обреченного неудачника. Ученику длительное время приходится находиться в позе сидя, поэтому очень важно, чтобы эта поза поддерживалась правильно:
Такая посадка обеспечивает необходимое число точек опоры (сиденье, спинка скамьи, пол или подножка), что уменьшает мышечное напряжение, предупреждает раннее утомление, сохраняет работоспособность учащихся и способствует сохранению их здоровья. Школьники нарушают посадку в основном в результате двух причин: или вследствие несоответствия мебели гигиеническим требованиям, или чаще – из-за отсутствия у них навыка правильной посадки. Для выработки этого навыка необходимо постоянно следить за своей рабочей позой. Основные правила правильной посадки
Неблагоприятно сказывается на состоянии позвоночника и положение полулежа (в котором многие часами просматривают телепередачи). При этом большая нагрузка приходится на передние части позвонков в шейном и поясничном отделах, из-за чего сдавливаются проходящие здесь нервы – в этом случае могут даже возникнуть болевые ощущения, головная боль и т.д. Для положения лежа также требуются определенные условия, обеспечивающие сохранение правильного положения позвоночника. Так, матрац должен быть полужестким, а высота подушки – не превышать 10–15 см. Нет необходимости строго контролировать свое положение во время сна (на спине, на боку, на животе), главное – чтобы лежать было удобно и не было неприятных ощущений. Однако после сна хороший эффект дает потягивание, которое способствует выпрямлению позвоночника и восстановлению тонуса мышц туловища. Рост является одним из показателей физического развития. Он зависит, прежде всего, от роста родителей (хотя, как правило, современные дети выше своих родителей). Однако есть много условий, которые как благоприятствуют росту, так и замедляют его. Особенно важен образ жизни человека в период полового созревания, отличающийся бурным ростом тела. Рост тела стимулируют прежде всего прыжки (например, со скакалкой), а также выполняемые в положении виса динамические упражнения. Сдерживают же рост тела упражнения с отягощениями, особенно выполняемые в положении стоя. В питании школьника должны быть все те пищевые вещества, которые необходимы для ускоренного роста: витамины А, D и Е, кальций и т.д. Для этого питание должно быть разнообразным, но с преобладанием натуральных продуктов. Следует учитывать и неблагоприятное влияние на рост тела у подростков вредных привычек, малоподвижности, избыточной массы тела и др. Практический раздел 1. Комплекс утренней гигиенической гимнастики Подсчет пульса.
Таблица 4 2. «Фотография» твоего обычного дняВывод:
3. Составление режима дня пятиклассника Согласно существующим нормативам, учебная неделя пятиклассника предполагает следующие виды деятельности: обязательные классные занятия – 29 часов, факультативные занятия – 3 часа, самостоятельная работа (приготовление домашних заданий) – 15 часов. Таким образом, учебная неделя пятиклассника составляет 47 часов, то есть при шестидневной рабочей неделе – около 8 часов в день. Естественно, что для обеспечения высокой работоспособности при таком напряженном режиме требуется жесткое планирование своей жизни, в котором должно находиться место не только для учебы, но и для интересных занятий, развивающих разные стороны личности. Это позволит каждому ученику, не упуская ничего важного, свести к минимуму непроизводительные затраты времени, сделать свою жизнь насыщенной и интересной и вместе с тем добиться высоких достижений в учебе. Основным требованием к режиму дня должно быть закономерное чередование периодов работы и отдыха, обеспечивающее поддержание высокого уровня здоровья и умственной работоспособности. Все обязанности и обстоятельства, в зависимости от определенных каждым конкретным человеком приоритетов, можно условно разбить на несколько групп:
Существующие гигиенические рекомендации предполагают следующее ориентировочное распределение видов деятельности для учащихся 5-го класса в сутках:
С учетом приведенного примерного перечня обязательств и обстоятельств, учащимся предлагается домашнее задание – разработать собственный режим дня. При этом рекомендуется составить его вместе с родителями, чтобы не только учесть особенности режима семьи, но и приобщить самих родителей к рациональному распорядку дня их ребенка. Таблица 5 Твой режим дняНа следующем уроке необходимо провести обсуждение двух-трех разработанных режимов с их детальным анализом. Желательно в дальнейшем периодически интересоваться у ребят – придерживаются ли они разработанного режима, какие возникают в связи с этим трудности и как их можно преодолеть. 4. Упражнения для физкультминутки Для улучшения мозгового кровообращения
Для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Для снятия утомления с туловища
Для предупреждения нарушений зрения
5. Задания для самостоятельной работы
6. Упражнения для формирования правильной осанки
Стремиться к постепенному увеличению количества повторений каждого упражнения. Для упражнений с резиновым бинтом подбирать такое расстояние от опоры, чтобы каждое упражнение можно было выполнить не более 8–10 раз, если больше – отойти дальше. В этой же группе между упражнениями перерыв в 40–60 секунд. Методические рекомендации При рассмотрении темы необходимо постоянно обращать внимание учащихся на индивидуальный подход к приготовлению домашних заданий, который может зависеть не только от их личных особенностей, но и от бытовых условий и режима семьи. Важно, чтобы по каждому из рассмотренных вопросов ученики имели возможность «примерить к себе» данное положение: по преобладающему у себя типу памяти, особенностям вхождения в умственную работу, быстроте наступления утомления и т.д. Для этого следует давать задания по самоанализу всех указанных обстоятельств и предложить учащимся на его основе составить свой режим учебной деятельности дома. Упражнения для активного отдыха лучше вводить постепенно, каждый из этих комплексов разучивать после повторения освоенных ранее. Желательно, чтобы вначале его показывал и пояснял учитель, а при повторении – класс воспроизводил под руководством своего соученика. Необходимо постоянно обращаться к учащимся с предложением вспомнить, соответствуют ли требования к рабочему месту организации их рабочего места дома; посоветовать привести это место, если есть такая возможность, в порядок. Контрольные вопросы
Тема 5. Предупреждение простудных заболеваний и закаливание (4 часа)Задачи
Теоретический раздел 1. Терморегуляция и закаливание организма Человек относится к теплокровным организмам, то есть таким, которые имеют постоянную температуру тела, что позволяет ему жить в самых различных климатических условиях. Эта способность обеспечивается сложной системой терморегуляции, обеспечивающей уменьшение выработки тепла и его повышенную отдачу при опасности перегревания и активизацию выработки тепла с ограничением его отдачи – при опасности переохлаждения. Терморегуляция организма включает два основных взаимодополняющих механизма – физиче¬ский и химический. Физическая терморегуляция преимущественно активизируется при опасности перегревания и заключается в отдаче тепла в окружающую среду. Основную роль в этом играет испарение пота. Химическая терморегуляция приобретает особое значение при опасности переохлаждения организма. Суть ее заключается в активизации обменных процессов в организме, так что при снижении окружающей температуры на 1°C у обнаженного человека в покое теплообразование возрастает на 10%. Особое значение для поддержания температуры тела играет тонус скелетных мышц, который возрастает при снижении окружающей температуры и снижается при потеплении. Так, при температуре воздуха 25–28 °C (и особенно в сочетании с высокой влажностью) мышцы заметно расслаблены и воспроизводимая ими тепловая энергия ничтожна. Наоборот, при опасности переохлаждения все большее значение приобретает дрожь, когда почти вся энергия сокращающихся мышечных волокон переходит в тепловую энергию. Благодаря этому при дрожи воспроизводство тепла организмом может возрасти более чем в три раза, а при напряженной физической работе – даже в 10 и более раз! Терморегуляция у человека работает довольно надежно при условии, что окружающая температура поддерживает ее активное состояние, то есть позволяет организму находиться при постоянной температуре тела около 36–37 °C. Одной из основных причин развития простуд является неправильное поведение человека при резких перепадах температур. Например, при выходе из теплого помещения на морозный воздух требуется не менее 5–7 минут для перестройки от режима теплоотдачи, свойственного организму для предупреждения перегревания, к режиму, предупреждающему переохлаждение при низких температурах. На самом же деле человек оказывается на морозном воздухе уже менее чем через 1 минуту
Таким образом, перед выходом на холод из теплого помещения надо не запасаться излишками тепла, а заставить организм прекратить его отдавать и начать более активную его выработку. Для этого лучше всего подходит «холодовая разминка»: например, можно подставить кисти рук секунд на 10–15 под струю холодной воды, благодаря чему потоотделение прекратится, а тонус мышц возрастет. В теплой и тяжелой одежде человек на морозе двигается мало – ему и без того жарко; поступающий же в его легкие холодный воздух вызывает нарушение их деятельности. Поэтому одежда должна быть легкой, заставляющей человека при низких температурах окружающего воздуха активно двигаться; следует знать, что до тех пор, пока человек двигается, простуда ему не грозит. Для предупреждения простуды можно рекомендовать следующую систему закаливания:
Каждому человеку важно найти приемлемое именно для него средство закаливания (водные или воздушные процедуры, хождение босиком и т.д.), определить способ его применения и разработать программу закаливания. Но в любом случае надо помнить, что нельзя подвергаться охлаждению до озноба. Если оно все же наступило, следует немедленно принять горячую ванну или выполнить комплекс физических упражнений обязательно до появления пота. Эффективность закаливания для обеспечения высокой устойчивости к низким температурам снижают алкоголь, курение, кофе, малоподвижность, недомогание и др. Закаливание не является абсолютной гарантией против простудных заболеваний, но вероятность их возникновения у закаленных заметно ниже, чем у людей, не тренирующих свою терморегуляцию. 2. Причины возникновения простудных и простудно-инфекционных заболеваний Простудные и простудно-инфекционные заболевания в России являются одними из наиболее распространенных. Основной причиной их возникновения является снижение иммунитета, из-за чего безобидные при нормальном состоянии человека болезнетворные микроорганизмы активизируются. Чаще всего снижение иммунитета возникает из-за переохлаждения организма, хотя имеют значение и другие обстоятельства: переутомление, перегревание, недосыпание, хроническое психическое напряжение, вредные привычки и т.д. Причиной простуды может стать зашлакованность, связанная с поступлением в организм большого количества не имеющих природного происхождения веществ с пищей, водой, воздухом, а также с затруднением выведения из организма этих, а также образовавшихся в результате жизнедеятельности человека веществ. При низких температурах окружающей среды, когда затрудняется выведение шлаков с потом, очистка организма происходит через дыхательную систему – слизистая оболочка дыхательных путей становится отечной, появляются выделения, которые и выводят вредные вещества. Возникающая отечность и рыхлость делают слизистую легко проницаемой для болезнетворных вирусов. Именно выделения – в виде насморка, мокроты при кашле – и являются отличительными признаками простуды. Недостаточная двигательная активность не позволяет организму поддерживать нормальную температуру тела при угрозе переохлаждения, и, чтобы предупредить его, человеку приходится прибегать к искусственным условиям (теплая одежда, комфортная температура в помещении и т.д.), из-за чего нарушается устойчивость к низким температурам. Грипп является типичным представителем простудно-инфекционных заболеваний. Он почти всегда протекает в более тяжелой форме, чем простуда. Характерная для него и отличающая от простуды особенность – внезапное начало с высокой температурой и ознобом. При обычных методах и средствах лечения простуда проходит за 2–5 дней, а полное восстановление жизнедеятельности организма занимает 1–1,5 недели. Острая же фаза гриппа, сопровождающаяся указанными выше симптомами, обычно продолжается около недели, но остаточные явления – слабость, упадок сил, мышечные боли и др. – могут сохраняться еще 2–3 недели. Для активизации иммунитета можно заниматься закаливанием. Укрепляют иммунитет и некоторые природные продукты:
3. Поведение при простуде и простудно-инфекционных заболеваниях При возникновении простуды необходимо быстрое освобождение организма от шлаков. Помочь в этом случае может:
При насморке лучше воздержаться от применения тех препаратов, которые, подсушивая слизистую носовых ходов, уменьшают выделения из носа и тем самым затрудняют очистку организма от шлаков. В этом случае отечность опускается в более низкие отделы дыхательных путей – гортань и трахею, что ведет к возникновению кашля. Если же кашель появился, надо знать, что он направлен не только на очистку организма от шлаков, но и на освобождение дыхательных путей от возбудителей инфекции, механических и других вредных веществ. Поэтому кашель, сопровождаемый отхождением мокроты, является благотворным. При таком кашле также нецелесообразно применять препараты, вызывающие подсушивание слизистой дыхательных путей. Но если кашель сухой, «лающий», то он не способствует очистке дыхательного аппарата. Смягчает его обильное питье (вместе с медом, соком хрена, горчицей), полоскание горла (растворами соли, соды, меда и пр.). Подавление же кашля лекарственными препаратами также затрудняет очищение организма от шлаковых веществ – в этом случае отечность опускается в еще более низкие участки дыхательного аппарата. При возникновении простудно-инфекционных заболеваний режим должен быть постельным, а рекомендуемые при простуде физические упражнения и баня не должны использоваться. В отношении к пище прежде всего следует анализировать собственные ощущения: не следует заставлять себя есть, но если аппетит появился, его надо утолить, используя для этого лучше сырые растительные или другие натуральные продукты. Еще одной защитной реакцией организма, направленной против возбудителей простудно-инфекционных заболеваний, является лихорадка – повышение температуры тела. При ней размножение вирусов и их жизнедеятельность затрудняются, а воздействие защитных сил организма на них оказывается более эффективным. Поэтому прием жаропонижающих средств с самого начала болезни только увеличивает ее длительность. С другой стороны, влажные обертывания, холодный душ и т.п., выполняемые по специальной методике, дают исключительно быстрый – в течение нескольких часов или даже нескольких десятков минут – оздоравливающий эффект. Но даже после нормализации температуры человеку следует несколько дней побыть дома, потому что последствия простудно-инфекционных заболеваний могут быть очень серьезными для здоровья, а общая слабость, снижение иммунитета и работоспособности сохраняются относительно долго. Если же температура тела в самом начале болезни превышает 38,5 °C или температура до 38,5 °C сохраняется в течение двух суток, то необходимо обязательно обратиться к врачу. 4. Гигиена голосового аппарата Речь является исключительной особенностью людей и помогает им непосредственно общаться между собой или передавать информацию другим способом (телефон, радио и т.д.). Эта способность связана с особым строением голосового аппарата, расположенного в гортани. Гортань состоит из нескольких хрящей, к которым крепятся концы двух пар связок, одна из которых и участвует в голосообразовании.
Связки находятся у входа в трахею, а рядом с ними располагается вход в пищевод. При разговоре или пении голосовые связки смыкаются, а в покое они разведены. Через образуемый ими треугольный просвет воздух попадает в трахею и дальше – в легкие. Во время глотательных движений вход в гортань перекрывается и пища направляется в пищевод. Поэтому следует знать, что при разговоре во время еды может произойти попадание пищи и в трахею, из-за чего могут быть серьезные последствия вплоть до удушья. Высота голоса зависит от степени натяжения голосовых связок, которая выше у женщин. От рождения строение гортани у мальчиков и девочек отличается мало. Изменения голоса, свойственные данному полу, начинаются в период полового созревания. Такие изменения – мутация – делают голосовой аппарат очень ранимым. У мальчиков они протекают более выраженно, чем у девочек. В период мутации следует ограничить нагрузку на голосовой аппарат – высокие ноты при пении, надрывный громкий голос, крик вызывают в нем такие изменения, которые могут остаться на всю жизнь. После мутации сформировавшийся у подростка тембр голоса остается практически до конца жизни. Звуки речи воспроизводятся не только голосовыми связками – в этом процессе участвуют ротовая и носовые полости (известно, как меняется голос, например, при заложенном носе); звуки зависят от положения языка, зубов, челюстей. Понятно, что любое нарушение в дыхательной системе в той или иной степени сказывается и на голосе. Поэтому следует обязательно выполнять гигиенические требования для ротовой полости. Кроме того, нужно приучать себя говорить спокойно, воздерживаться от излишних разговоров на морозном воздухе и т.д. Особенно опасно для дыхательной системы, в том числе и для неокрепшего голоса, курение. Содержащиеся в табачном дыме вещества, особенно табачный деготь, оказывают сильное раздражающее влияние на слизистые оболочки дыхательных путей, делая их рыхлыми. На их поверхности легко оседают и размножаются болезнетворные микроорганизмы. По этой причине простудные и простудно-инфекционные заболевания у курящих людей бывают заметно чаще. Нёбные миндалины (гланды) у них воспаляются, увеличиваются в размерах и развивается тонзиллит. У курящих подростков голосовые связки становятся более жесткими, из-за чего голос оказывается хриплым, а у девушек еще и более низким, похожим на мужской. Изо рта курильщика идет неприятный запах, разрушаются зубы. Изменения в дыхательной системе, вызванные курением, ведут к нарушениям усвоения кислорода организмом, из-за чего занятия спортом становятся ограниченными. Как показывают опросы, обычно подростки испытывают от курения неприятные ощущения, но продолжают курить, чтобы выглядеть в глазах других людей, как им кажется, более взрослыми. Однако на самом деле курящий подросток производит неприятное впечатление. Практический раздел Освоение точечного массажа по А.А. Уманской Для активизации иммунитета эффективным оказывается выполняемый по методике А.А. Уманской точечный массаж. Согласно этой методике осуществляется акупрессура – надавливание кончиками пальцев кистей девяти одиночных или симметричных биологически активных точек кожи (рис. 5). При этом не только стимулируется иммунитет, но и оказывается нормализу¬ющее влияние на деятельность различных органов и систем организма. Хороший результат дает и точечный массаж тех областей тела, которые являются «входными воротами» инфекции: верхних дыхательных путей, глаз, рта, носа и др. Для активизации иммунитета в целях предупреждения простуд каждую точку следует массировать 9–10 раз в одну и столько же – в другую сторону 2–3 раза в день. Уже при возникновении заболевания частота выполнения массажа возрастает до ежечасной. Хороший результат дает смазывание биологически активных точек после их массажа вьетнамским бальзамом «Золотая звездочка».
Методические рекомендации Учитывая широкую распространенность простудных и простудно-инфекционных заболеваний среди детей, тема имеет исключительно актуальное значение. Практически все учащиеся в той или иной степени регулярно сталкиваются с этими группами заболеваний. Поэтому в процессе рассмотрения темы следует как можно чаще предлагать школьникам проанализировать те ситуации, которые провоцируют возникновение простудных и простудно-инфекционных заболеваний. С другой стороны, необходимо подчеркивать, что сами эти заболевания не являются неизбежными, а чаще всего становятся следствием неправильного образа жизни: низкого уровня иммунитета, неправильного питания, нерегламентированного режима жизнедеятельности, вредных привычек и т.д. При ведении же здорового образа жизни устойчивость организма к действию низких температур практически безгранична. Особое внимание следует обратить на ту часть темы, которая связана с особенностями поведения при возникновении простудных и простудно-инфекционных заболеваний. При этом необходимо подчеркивать значительные резервные возможности организма, направляемые на борьбу с наступившим нарушением, отражением чего и являются симптомы. В таком случае организму следует помогать, а не подавлять эти симптомы неконтролируемым приемом фармакологических препаратов. Исключительно важно, чтобы отдельные положения темы периодически напоминались учащимся, особенно в периоды, наиболее опасные для развития простудно-инфекционных эпидемий. Контрольные вопросы
Тема 6. Рациональное питание школьника (4 часа)Задачи
Теоретический раздел 1. Роль питания в жизни человека Питание является одним из важнейших условий жизнедеятельности человека. Правильная организация питания позволяет поддерживать и укреплять здоровье, а его нарушение ведет к возникновению многих заболеваний. Особенно важно обеспечить нормальный рацион и режим питания для подростка, который быстро растет. Существует много различных теорий правильного питания. Но в большинстве из них мало учитывается роль биологической энергии. Но ведь все понимают, что от свежесорванного фрукта организм получает больше пользы, чем от неживого, лежалого или обработанного высокой температурой. Поэтому правильнее оценивать пищевые вещества по общему количеству «живой» энергии, которое они несут. Особое значение в питании человека имеют растительные продукты. Прежде всего, они являются в рационе современного человека единственными натуральными, созданными самой природой. Кроме того, в них содержится много воды, причем она находится здесь в естественной связи с другими биологически активными веществами, поэтому легче усваивается организмом. Дело в том, что употребление преимущественно очищенной и обезвоженной пищи (хлеб, макароны, сахар, выпечка и пр.) ведет к обезвоживанию организма и постоянному чувству жажды. В растительных продуктах содержится много клетчатки, которая имеет важное значение для организма. Так, именно из клетчатки микроорганизмы толстого кишечника создают целый ряд витаминов, аминокислот и ферментов; она же обеспечивает своевременное продвижение пищевых и каловых масс; разложение клетчатки в кишечнике способствует выделению необходимого для организма тепла и т.д. Растительная пища требует тщательного и активного пережевывания, что обеспечивает необходимую нагрузку на зубы. Недостаток натуральных растительных продуктов уменьшает приток крови и сокращает доставку к зубам необходимого для их восстановления строительного материала. 2. Рациональный режим питания В построении рационального режима питания следует учитывать особенности человека, его возраст, пол, характер жизнедеятельности, привычки, двигательную активность и т.д. С учетом этих обстоятельств питание подростка необходимо построить таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить всем необходимым процессы роста и развития, а с другой – предупредить возможные в будущем нарушения здоровья. Главным условием для выполнения этих требований является положительный баланс «прихода» и «расхода», то есть пищевой рацион должен не только обеспечивать текущие потребности организма, но и накопление массы тела. Это не означает, что следует как можно больше есть, но нельзя допускать ограничений в виде всевозможных диет или голодания. Уже говорилось о значении натуральных продуктов. В их наборе должно быть достаточно белка, необходимого для построения тканей организма. К ним относятся прежде всего орехи (грецкие, фундук, арахис и др.). 3–4 раза в неделю не помешают рыба, мясо (в том числе и птицы), но лучше нежирное и отварное. Вообще отдавать предпочтение следует растительным жирам, которые лучше усваиваются организмом и не дают тех неблагоприятных последствий в обмене веществ и в системе кровообращения, которые могут проявиться позднее. В организации питания следует придерживаться следующих правил: 1. Время и частота приема пищи должны увязываться с режимом учебы. Надо помнить, что после приема пищи кровь притекает к органам пищеварения, но оттекает от головного мозга и мышц. Поэтому заниматься напряженной умственной или физической работой следует не раньше чем через 2,5–3 часа после еды. 2. При малой двигательной активности каждому приему пищи должны предшествовать хотя бы 10–15-минутные физические упражнения. Поэтому, возвратясь из школы или закончив приготовление домашних заданий, необходимо, прежде чем сесть за обеденный стол, немного подвигаться. Не обязательно это должны быть, например, гимнастические упражнения, но могут быть ходьба, танцы, выполнение каких-либо домашних дел (приборка квартиры) и пр. 3. Автор считает, что в каждом приеме пищи желательно преобладание однородной по составу основных питательных веществ пищи. Особенно необходимо разделение во времени преимущественно углеводистой (мучные и макаронные изделия, картофель) и белковой (животной) пищи. Такое условие связано с особенностями деятельности пищеварительного аппарата человека. Оно означает, что не следует при данном приеме пищи употреблять много разнообразных блюд, да и в каждом блюде нет необходимости смешивать, например, рыбу с картофелем или мясо с макаронами. Это не только затрудняет деятельность желудочно-кишечного тракта, но и провоцирует переедание из-за предвкушения удовольствия от новой вкусной пищи. При однородной же пище (например, только растительной или только рыбной) быстрее наступает чувство насыщения и пропадает желание есть снова и снова. 4. Пищу следует «заслужить», то есть питание должно не создавать «запасы», а лишь восполнять уже сделанные затраты и поддерживать жизнедеятельность необходимыми веществами. Такое требование соответствует известному правилу – из-за стола надо вставать с чувством легкого недоедания. Это чувство недоедания обманчиво, оно отражает опять-таки желание продлить удовольствие от вкусной пищи, поэтому уже через несколько минут, занявшись своими повседневными делами, человек перестает его ощущать. В то же время переедание является причиной многих заболеваний человека, так как избыточная масса тела извращает обмен веществ (вызывая ожирение, а со временем часто и сахарный диабет), затрудняет деятельность сердечно-сосудистой системы и физическую активность, снижает умственную работоспособность. Для того чтобы не переедать, надо проанализировать ту обстановку которая обычно бывает в семье при приеме пищи. Чаще всего к окончанию трапезы на столе остается некоторая часть недоеденной пищи, которую приходится доедать («чем в таз – лучше в нас»). После такого анализа становится ясным, что с самого начала на стол следует ставить меньше и блюд, и пищи в целом, чтобы не провоцировать переедание. 5. Напряженной работе должна предшествовать легкая пища, а за напряженной работой – плотная еда. Как уже отмечалось, при плотной еде кровь перераспределяется от мозга и мышц к органам пищеварения, поэтому и умственная, и физическая работоспособность в течение 2–3 часов после такой еды оказывается сниженной. Кроме того, затрудняется само пищеварение, а у человека (при физической нагрузке) могут возникать неприятные ощущения (изжога, отрыжка, одышка и др.) не только из-за перераспределения крови, но и потому, что переполненный желудок мешает нормальной работе сердца и легких. После же напряженной работы, когда мозг и мышцы отдыхают, плотная еда не только восполняет уже затраченные резервы человека, но и способствует лучшему усвоению работавшими органами пищевых веществ. 6. Следует стараться принимать больше пищи, в которой содержатся все необходимые элементы для переваривания, усвоения пищевых веществ и выведения продуктов жизнедеятельности. Крайне нежелательны «вкусные» (из-за обилия сахара, соли, пряностей, различных химических добавок) продукты, возбуждающие аппетит. При злоупотреблении такими продуктами накапливается жировая масса, нарушается обмен веществ, портятся зубы. 7. Общий порядок приема пищевых веществ должен быть следующим: жидкости – фрукты, овощи, салаты – вторые блюда. Нельзя начинать прием пищи с жирных продуктов, так как при этом слизистая оболочка пищеварительного тракта покрывается тонкой жирной пленкой, которая нарушает процессы выделения пищеварительных соков и всасывания. Нежелательно начинать и со сладких продуктов, которые вызывают напряжение в деятельности тех желез желудочно-кишечного тракта, которые вырабатывают пищеварительные соки. Особенно следует отметить вред употребления продуктов, изготовленных на основе чистого сахара. Последствия злоупотребления ими многочисленны, потому что эти продукты отличаются двумя особенностями, делающими их опасными: во-первых, они вкусны и их можно есть много, а во-вторых – в них заключено много «пустой» энергии, из-за чего накапливается масса тела. Известно, какое влияние сладости оказывают на зубы. Кроме того, именно с ними специалисты связывают широкое распространение сахарного диабета, причем особенно заметно он распространяется у детей. 3. Правила рационального питания Каждый прием пищи рекомендуется начинать с сырых растительных продуктов: фруктов, овощей, салатов. Такая пища богата биологическими стимуляторами энергетики человека и выделения пищеварительных соков. Кроме того, она требует тщательного, а следовательно – длительного пережевывания. С одной стороны, это создает достаточную нагрузку для зубов, а с другой – растягивается сам процесс приема пищи. Это очень важно, так как чувство насыщения связано не столько с количеством съеденной пищи, сколько именно со временем ее потребления: при тщательном пережевывании оно наступает примерно через 20 минут, даже независимо от объема съеденной пищи. Поэтому пищу следует тщательно пережевывать до тех пор, пока она, хорошо измельченная и смоченная слюной, не превратится в кашицу и легко не перейдет через пищевод в желудок. Существуют определенные приемы, помогающие человеку нормализовать свое питание. Для этого следует:
Не следует:
4. Оценка некоторых продуктов и блюд с точки зрения здоровьесбережения Рассмотрим значение и влияние на организм некоторых блюд, которые являются обязательными в рационе многих семей. Вода выполняет в организме важные функции, поэтому она должна быть обязательным компонентом пищевого рациона человека – до 1–1,5 литров в сутки. Но точный объем необходимой жидкости зависит от образа жизни и питания человека. Например, если человек много двигается, то за сутки он теряет много жидкости с потом, поэтому и воды ему требуется больше. Если в питании человека значительную часть составляют продукты, богатые сахаром, солью, выпечкой, мясом, но практически не содержащие воды, то уже в процессе еды или сразу после нее у него появляется потребность запивать такую пищу. Однако при запивании пищи тормозится ее переваривание в желудке и нарушается вообще весь механизм пищеварения. Поэтому предпочтительнее употреблять жидкости (лучше всего в виде воды, в меньшей степени – свежеприготовленных соков) не позже чем за 20–30 минут до еды. Если же в рационе человека достаточно растительных продуктов, содержащих значительное количество жидкости, то и потребность в употреблении дополнительной воды заметно снижается. Суп. Есть много доказательств того, что суп – в общепринятом понимании приготовленное на основе мясного (куриного) бульона горячее жидкое блюдо с овощами (или макаронными издели¬ями), приправленное специями, – не является полезным для организма. В природе супы вообще не встречаются и являются изобретением кулинарного искусства человека лишь спустя тысячелетия после того, как он научился пользоваться огнем и изготавливать посуду. Поэтому организм человека, который мало отличается от первобытного по своим анатомо-физиологическим особенностям, и не рассчитан на такую пищу. В процессе варки большинство натуральных продуктов разрушается и не представляет особой пищевой ценности. Сам бульон вызывает чрезмерное выделение пищеварительных соков, что истощает и разрушает железы желудка и раздражает его слизистую оболочку. Высокая температура еще больше усиливает такое влияние. Поэтому горячие супы считают важной причиной нарушений обмена веществ, желудочного пищеварения и развития таких заболеваний, как катар, гастрит и язва желудка. Кофе и чай. Вред регулярного их потребления в настоящее время уже не вызывает сомнения, хотя при употреблении кофе и чая человек ощущает прилив сил, повышенную активность, у него улучшается настроение. Но содержащиеся в кофе и чае соответственно кофеин и теин являются самыми настоящими наркотиками, что особенно остро человек ощущает в первое время после того, как он бывает вынужден отказаться от них. У него появляется головная боль, отсутствие аппетита, подташнивание, слабость и др. Содержащие кофеин напитки (кофе, кола и др.) и продукты (шоколад, конфеты) вызывают повышенное выделение желудочного сока, что может привести к язве желудка и другим заболеваниям. Кофеин и теин нарушают усвоение организмом многих важных веществ. Неудивительно, что регулярное употребление этих привычных для многих напитков ведет к нарушению деятельности центральной нервной системы, развитию бессонницы, раздражительности, беспокойства, дрожания пальцев рук. Разумеется, описанные изменения являются следствием чрезмерного употребления чая или кофе. Вряд ли повредит человеку, не имеющему противопоказаний, одна чашечка таких напитков в день. Молоко – это один из самых спорных продуктов. Некоторые считают, что молоко нужно только младенцам, а остальным наносит вред. Другие готовы даже чай пить с молоком или вообще сидеть на молочной диете. Автор этой работы считает, что молоко – это пища детенышей, и взрослые особи его обычно не употребляют. Уже у дошкольников пищеварительные ферменты не в состоянии расщеплять содержащиеся в материнском молоке вещества, поэтому в желудке молоко сворачивается и обволакивает другую пищу, изолируя ее от действия желудочного сока и задерживая ее переваривание. Взрослый человек употребляет в пищу молоко жвачных животных, в котором содержится много казеина (например, в коровьем молоке – 2,8–3,5%). У человека потребность в казеине, нужном лишь для построения волос и ногтей, невелика. Содержание его в женском молоке всего 0,3–0,9%. Обычно цельномолочную продукцию употребляют в кипяченом виде. Но при кипячении большинство содержащихся в молоке нужных веществ практически полностью разрушается, поэтому оно не только не представляет для организма никакой ценности, но может вести к возникновению многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, дисбактериозу кишечника, к образованию камней в почках и желчевыводящих путях, нарушениям обмена веществ и т.д. Более приемлема для человека кисломолочная продукция, получаемая при скисании молока под влиянием специальных молочнокислых микроорганизмов. Такие продукты хорошо усваиваются организмом и нормализуют состояние пищеварительной системы. Но их лучше употреблять отдельно от других пищевых веществ и не более одного стакана в день. Поваренная (пищевая) соль довольно широко используется в приготовлении продуктов. Она придает пище определенный вкус и способствует лучшему ее сохранению. Однако в организме соль вызывает многие нарушения в кровообращении, в суставах, в почках, в обмене веществ; способствует накоплению массы тела. Все эти изменения связаны с тем, что меняется состав крови, а сама соль задерживает в организме воду (1 грамм соли задерживает около 120 граммов воды!), из за чего и возникает жажда после приема соленой пищи. Специалисты считают, что если человек питается правильно и в его рационе содержится достаточно натуральных продуктов, то и нет необходимости добавлять соль в пищу – эта необходимость возникает лишь при кулинарной обработке пищевых продуктов, сопровождаемой нарушением ее состава и ценности. 5. Гигиена полости рта Рот, или ротовая полость, – это начало пути, по которому питательные вещества попадают в организм. Здесь пища измельчается, смачивается слюной и начинается ее первичная обработка. Для этого во рту есть язык, который перемещает и перемешивает пищу; зубы, которые ее пережевывают, а также слюнные железы. Рот, и особенно язык, – излюбленное место обитания микробов. Сюда они попадают с немытыми фруктами, грязными семечками, немытыми руками, а также с вдыхаемым воздухом. Болезнетворные бактерии, попавшие в ротовую полость, могут стать причиной многих заболеваний. Кроме них, неблагоприятны для здоровья горячая пища (особенно чередуемая с холодной), спешка во время еды, недостаток определенных витаминов, заболевания желудка, больные зубы, курение. Недаром говорят, что «через рот ста болезням вход». Поэтому надо соблюдать правила гигиены полости рта. Сюда входит чистка зубов, чистка языка и полоскание ротовой полости. Зубы испытывают большие нагрузки, когда работают как мельничные жернова, перемалывая пищу во рту. Поэтому они должны быть твердыми и надежно защищенными. Такая защита у зубов есть – это эмаль. В эмали нет живых клеток, она состоит из твердого кристаллического вещества, которое защищает расположенные под ней ткани зуба. Под эмалью находится дентин. Вместе эмаль и дентин покрывают пульпу, включающую в себя кровеносные сосуды и нервные волокна. Расположенная над десной часть зуба называется коронкой, а непосредственно в десне – корнем. Но как ни тверды наши зубы, они часто разрушаются и болят. Среди заболеваний зубов самым распространенным считается кариес. Если кариес не лечить, разрушение может пойти дальше, воспаляется пульпа, что, собственно, и вызывает острую боль. Воспаление может захватывать не только область коронки, но и корень зуба – в этом случае часто зуб приходится удалять. Первые враги зубов – микробы, обитающие в полости рта, особенно те из них, которые в результате своей жизнедеятельности выделяют кислоту, растворяющую эмаль зубов. Много кислоты эти бактерии вырабатывают, когда человек ест сладкое и мучное. Поэтому вторым врагом зубов являются продукты, содержащие в себе большое количество углеводов. Вредны, прежде всего, карамель, тянучки, леденцы, ирис, пряники, так как они прилипают к поверхности зубов и застревают между ними. Опасен для зубов и зубной налет – пленка, которая образуется из слюны, остатков пищи и микробов. Под этим налетом чаще всего и начинает развиваться кариес. Опасно для зубов грызть твердые орехи, раскусывать какие-либо металлические предметы и др. Очень вредно есть мороженое и запивать горячим чаем или компотом, то есть совмещать холодную и горячую пищу. Зубы быстрее разрушаются, если в пище не хватает витаминов (особенно В и С) и минеральных веществ (фосфора, кальция, железа, фтора). При плохом, вялом пережевывании пищи не обеспечивается достаточная нагрузка на зубы и десны, из-за чего к ним притекает мало крови, несущей для них строительный материал. Основным условием поддержания хорошего состояния зубов является систематический – не менее двух раз в году – их осмотр у стоматолога. Это обязательное требование, и совсем не надо ждать, пока зубы начнут болеть. При таком осмотре можно выявить начавшиеся изменения в состоянии зубов и принять меры к предупреждению дальнейшего развития нарушений. Для обеспечения хорошего состояния зубов важное значение имеет каждодневный уход за ними. Основные правила ухода за зубами
Гигиена полости рта предполагает уход не только за зубами, но и за всеми находящимися здесь органами и тканями: языком, миндалинами, слизистой оболочкой, открывающимися здесь протоками слюнных желез и др. Каждый из них выполняет важные функции и связан с другими органами и системами организма (именно поэтому, например, при воспалительном заболевании какого-либо внутреннего органа или всего организма язык покрывается белым налетом). Правила гигиены полости рта
Практический раздел Задание для самостоятельной работы Проанализируй указанные выше правила ухода за зубами и полостью рта и запиши, какие из них ты выполняешь_______________________________________________________________ – Почему не выполняешь остальные?______________________________________________ – Когда у тебя в последний раз болели зубы?________________________________________ – Когда ты в последний раз был у стоматолога?______________________________________ Методические рекомендации Тема, как правило, вызывает живой интерес учащихся, однако трудна для рассмотрения в связи с тем, что многие положения действительно рационального питания расходятся с существующими взглядами и традициями (которые, кстати, довольно часто противоречат одна другой в кухнях различных национальностей). В связи с этим необходимо каждую рекомендацию обязательно подкреплять убедительным объяснением. Следует обратить внимание на значение питания для вступающего в пору полового созревания человека. Надо не только рассказывать учащимся о необходимости правильного питания, но и показывать последствия неправильного отношения к еде, особенно злоупотребления рафинированными, высококалорийными, содержащими много синтетических пищевых добавок веществами. Контрольные вопросы
Тема 7. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ (2 часа)Задачи Теоретический раздел 1. Вредные привычки и здоровье Привычка – это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью. Вредные привычки – это привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни полностью использовать свой потенциал. Особую группу вредных привычек составляют употребление алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ. Их относят к так называемым пагубным пристрастиям:
Почему учащиеся начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики? Чаще всего из-за стремления подражать взрослым (родителям, любимым киногероям), из-за любопытства или баловства, желания выглядеть модным и т.д. Определенная категория детей и подростков прибегает к подражанию из-за нежелания показаться слабыми. Они скрывают от товарищей неприятные ощущения при выкуривании первых сигарет или употреблении первых доз спиртного. Учащиеся даже не предполагают, к чему могут привести эти вредные привычки. Влияние табака на молодой организм очень неблагоприятно, потому что чувствительность человека к его токсическому действию тем выше, чем он моложе. Табак – травянистое растение. В табачном дыму содержится более 4200 различных веществ, из которых свыше 200 опасны для организма человека. Среди них особенно вредны никотин, окись углерода (угарный газ), табачный деготь, тяжелые металлы и др. Сильными отравляющими и разрушающими организм подростка свойствами обладают радиоактивные вещества. У курильщиков они накапливаются в бронхах, легких, печени и почках. До трети общей токсичности табачного дыма приходится на никотин. Это маслянистая прозрачная жидкость с неприятным запахом и горьким вкусом. Никотин является наркотиком – именно он вызывает пристрастие к табаку и является одним из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином; кролик погибает от 1/4 капли никотина, а собака – от 1/2 капли. Для человека смертельная доза составляет от 50 до 100 мг, или 2–3 капли, – именно такая доза и поступает в кровь после выкуривания 20–25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20 000 сигарет, поглощая в среднем 800 г никотина, каждая частичка которого наносит непоправимый вред его здоровью. Обезвреживание никотина происходит в основном в печени, почках и легких, а продукты его распада выделяются из организма на протяжении 10–15 часов после курения. Табачный деготь является исключительно сильным канцерогеном, то есть веществом, вызывающим раковые заболевания. Поэтому рак легких у курящих встречается в 67 раз, а рак желудка – в 12 раз чаще, чем у некурящих. После выкуривания сигареты табачный деготь хорошо виден на фильтре в виде коричневого налета. Но, выкуривая в день по пачке даже так называ¬емых «легких» сигарет (в которых содержание табачного дегтя понижено), за год человек вводит в свой организм до 700–800 г табачного дегтя. Угарный газ нарушает способность крови переносить кислород от легких ко всем органам и тканям, из-за чего у человека наступает удушье. При курении регулярное поступление в организм угарного газа ведет к снижению возможностей дыхательной системы и ограничению физической активности. По этой причине при курении мозговые клетки получают меньше кислорода и умственная работоспособность снижается. Понятно, что курение несовместимо с занятиями физической культурой и спортом. 2. Влияние курения на организм В организме человека нет ни одного органа, ни одной системы, на которые бы не оказывали вредного влияния табачный дым и его составные части. Основные осложнения, связанные с курением:
Кроме этих общих влияний необходимо отметить пагубное воздействие табачного дыма на дыхательную систему. Так, имеющиеся в табачном дыме вредные вещества вызывают раздражение слизистых оболочек полости рта, носа, гортани, трахеи и бронхов. В результате развивается хроническое воспаление дыхательных путей. Кроме того, они затормаживают действие маленьких ресничек, которые своим быстрым мерцанием выгоняют вредные вещества, попавшие в дыхательные пути. Продолжительное курение приводит к раздражению голосовых связок и сужению голосовой щели, из-за чего изменяются тембр и окраска произносимых звуков, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым. Типичная примета курильщика – кашель с выделением слизи темного цвета, особенно мучающий по утрам. Кашель вызывает расширение легких, проявляющееся в виде одышки, затруднения дыхания. Легкие курильщика менее эластичны, более загрязнены и раньше стареют. Длительное хроническое воспаление дыхательных путей и легких приводит к понижению их сопротивляемости и появлению острых и хронических заболеваний, например воспаления легких и бронхиальной астмы, повышает чувствительность организма к гриппу. Частота сердечных сокращений во время курения возрастает на 10–18 ударов в минуту и восстанавливается лишь через 15–20 минут. Но даже когда курильщик не курит, частота пульса у него больше, чем у некурящего, и за сутки сердце делает около 10–15 тысяч лишних сокращений. Если учесть, что последствия выкуривания одной сигареты сохраняются в течение 30–40 минут после прекращения курения, то это означает, что, выкуривая каждые полчаса новую сигарету, курильщик постоянно держит систему кровообращения в состоянии напряжения. Изо рта курильщика неприятно пахнет, язык обложен серым налетом (один из показателей неправильной деятельности желудочно-кишечного тракта). Раздражая слюнные железы, никотин вызывает усиленное слюноотделение. Курильщик не только выплевывает излишнюю слюну, но и проглатывает ее, усугубляя вредное действие никотина на пищеварительный аппарат. Во время курения сосуды желудка сужаются, количество желудочного сока повышено, а его состав изменен; аппетит снижается, пищеварение задерживается. Именно эта причина часто приводит к развитию язвенной болезни желудка. Табачный дым снижает остроту обоняния и вкусовых ощущений, поэтому курящие нередко плохо различают вкус горького, сладкого, соленого, кислого. Лишь 25% табачного дыма поступает в легкие курильщика, остальные 75% отравляют воздух, нанося вред окружающим. Это явление получило название пассивного курения. Опасная для здоровья некурящих концентрация табачного дыма в воздухе закрытых помещений создается при выкуривании всего нескольких сигарет, и некурящие члены семьи, в которой курит лишь один человек, пассивно «выкуривают» до 10 сигарет в сутки. Практический раздел Демонстрационный опыт «Физиологические последствия курения» Оборудование: прибор для «курения», вата, медицинская груша, сигареты, спички, стакан со слабым раствором марганцовки, комнатное растение. Ход работы Вставить сигарету в прибор для «курения» (как показано на рисунке) и подсоединить резиновую грушу без воздуха. «Прикурить» сигарету грушей, дым будет собираться в груше. Затем дым резко выпустить на белый лист бумаги, будет видно пятно грязно-коричневого цвета – это табачная смола и деготь. Следующую порцию дыма пропустить через раствор марганцовки – наблюдается его осветление. Сделать вывод. Достать из прибора ватный шарик и протереть им стебель растения, сделать вывод. Рекомендации к демонстрационному опыту Для того чтобы сделать прибор для «курения», необходимы следующие составляющие: стеклянная трубочка длиной 20 см, две резиновые трубочки для соединения длиной 7 см, резиновая медицинская груша. Все эти приборы подсоединить, как показано на рисунке.
Методические рекомендации Учитывая широкое распространение вредных привычек в молодежной среде и то обстоятельство, что основным контингентом вновь приобщившихся к ним являются подростки, тема имеет исключительную актуальность. При ее рассмотрении следует особое внимание обращать на те причины, которые приводят подростка к пагубным пристрастиям, и на несовместимость их с реальным представлением о здоровом и красивом взрослом человеке. Особое внимание следует обратить на поведение подростка, которого провоцируют к вредным пристрастиям. Для этого необходимо моделировать соответствующие ситуации и предлагать учащимся искать правильную линию поведения. Тема 8. БУДЬ ОСТОРОЖЕН (2 часа)Задачи
Теоретический раздел 1. Причины возникновения опасных ситуаций Жизнедеятельность подростка протекает в самых различных условиях быта, учебы, досуга. К сожалению, часто его поведение сопряжено с определенными опасностями не только для его здоровья, но даже для жизни. Чаще всего это бывает связано с недостаточной его информированностью о возможных опасных последствиях тех или иных условий или же с неправильным поведением в этих условиях. Но при анализе подобных случаев становится ясно, что зачастую опасных последствий можно было избежать. Конечно, дать конкретные рекомендации на все случаи жизни нельзя, но каждый человек должен знать основные правила безопасного поведения в наиболее часто встречающихся ситуациях. Поэтому сейчас так остро стоит вопрос о воспитании у человека способности сознательно соблюдать определенные правила поведения в быту, общественных местах, в школе. Рассмотрим правила поведения в наиболее часто встречающихся ситуациях, которые могут привести к нарушениям здоровья школьника и даже более тяжелым последствиям. Бытовые условия наиболее часто являются источниками опасности для учащихся. Причинами самой опасности чаще всего становятся любопытство, плохая осведомленность о возможных опасностях, нарушение дисциплины, неосторожность и т.д. Например, бытовая техника, электроприборы, различные инструменты привлекают внимание подростков, но, не имея достаточных знаний и опыта, они нередко становятся жертвой современных благ человека. Поэтому прежде чем попытаться впервые воспользоваться бытовым прибором или инструментом, следует обязательно посоветоваться с родителями или другими людьми, разбирающимися в правилах пользования ими. К сожалению, довольно часто, даже зная о правилах и возможных опасных последствиях пользования приборами, учащиеся пренебрегают ими, считая, что они являются лишь мерой перестраховки. Несомненную опасность представляют собой и многие хранящиеся дома вещества (например, уксус), лекарства, спички и другие предметы повседневного пользования. Глядя, с каким умением пользуются ими взрослые, подросток приходит к выводу, что это вполне доступно и ему. Результатом могут быть травмы и даже несчастные случаи. Поэтому, как и в случае с бытовыми приборами, прежде чем воспользоваться ими, необходимо посоветоваться с родителями. Если же родители пытаются оградить своего ребенка от таких действий (по принципу «мал еще»), следует постараться объяснить им, что подросток достаточно грамотный человек, а его незнание может привести к нежелательным последствиям. Но ни в коем случае нельзя выполнять такие действия вопреки запретам взрослых. В быту очень важно соблюдать те условия, которые обязательны для предупреждения отравлений. Для этого следует помнить об опасности употребления сырой животной пищи (рыбы, птицы, мяса, молока или яиц) из-за содержащихся в ней микроорганизмов, способных вызвать серьезные инфекционные заболевания. Следует избегать употребления в пищу долго хранившихся или вызывающих подозрение продуктов. То же относится и к грибам: даже если вы уверены в их съедобности – их следует предварительно (и обязательно вместе со взрослыми) перебрать, а затем приготовить по известным рецептам. Никогда не следует пробовать пищу, которая плохо пахнет или выглядит; употреблять в пищу содержимое треснувших стеклянных банок, вздувшихся консервных банок, банок, которые хлопают при открывании или плохо пахнут. Поражения электрическим током представляют серьезную опасность для здоровья. Для их предупреждения следует придерживаться определенных правил безопасности:
Во дворе, на улице подросток проводит много времени. Несмотря на то что правила поведения на улице, в общественном транспорте и других общественных местах хорошо известны, подростки часто пренебрегают ими (переходят проезжую часть в неположенных местах, играют или ведут себя недисциплинированно вблизи опасных мест, неправильно обходят общественный транспорт). К сожалению, последующий анализ показывает, что возникшего несчастного случая или травмы в каждой данной ситуации можно было избежать – необходимо было лишь выполнить известные правила поведения. Опасные ситуации на воде возникают, как правило, из-за нарушений элементарных правил поведения. Основные правила таковы:
2. Правила поведения в опасных ситуациях и первая помощь Травмы, то есть повреждения тканей организма разнообразных видов и сложности, возникают у людей в различных ситуациях. У учащихся наиболее часто встречаются те, при которых они сами могут оказать себе помощь. Но, с другой стороны, если помощь не оказана или проведена неправильно, то это может привести к определенным нарушениям здоровья. Рассмотрим некоторые из таких травм и правила самопомощи при них. Ушибы – это повреждение подкожных мягких тканей без нарушения целостности кожи. Обычно они возникают в результате резкого механического воздействия (удара, при падении и т.д.). В результате повреждения подкожных сосудов в месте повреждения скапливается кровь, здесь появляются боль, припухлость и покраснение. Первая помощь заключается в остановке кровоизлияния и снижении ощущения боли. Для этого лучше всего приложить к ушибленному месту холод (холодная вода, лед, холодный металлический предмет). Следует знать, что чем скорее будет оказано холодовое воздействие, тем легче будут последствия травмы. Ссадины и царапины представляют собой повреждения кожи, но подкожные ткани не поражены. Обычно при них кровь слабо сочится и быстро останавливается, но остается опасность проникновения инфекции. Поэтому место травмы следует сразу же промыть водой с мылом, чтобы удалить все мельчайшие частицы грязи. После этого следует обязательно смазать ссадину или царапину йодом и наложить повязку, что поможет предотвратить инфицирование. Можно для этих же целей воспользоваться и специальными медицинскими клеями, которые и дезинфицируют место повреждения, и изолируют его. Но если затем появятся признаки инфицирования, следует обратиться к врачу. Раны и порезы – это открытые повреждения мягких тканей, сопровождаемые кровотечением. Как и при ссадинах и царапинах, инородные тела (частицы земли, песка, растительная пыль и пр.) могут вызвать воспалительную реакцию. Поэтому первая помощь при ранах и порезах заключается в остановке кровотечения и наложении стерильной повязки. Почти во всех случаях кровотечение можно остановить с помощью непосредственного давления. Для этого кусок чистой материи или марлевую салфетку накладывают прямо на пораженное место и надавливают с такой силой, которая может обеспечить остановку кровотечения. Если такого материала нет, можно надавить просто рукой. Если остановить кровотечение самостоятельно нельзя, следует обратиться за медицинской помощью. После остановки кровотечения рану или порез следует очистить, промыв их перекисью водорода или чистой водой, смазать края антисептическим средством, но нельзя мазать йодом мягкие ткани внутри раны, так как это может привести к ожогам пораженных тканей. Затем по возможности следует сблизить края и закрыть их поверхность тканью или пластырем. Перевязать. Если в походных условиях необходимо промыть рану, а холодной кипяченой воды нет, можно бросить в емкость с любой водой горсть древесного угля или окунуть в нее горящую головешку. Вода при этом приобретет слабые антисептические свойства. В качестве антисептиков для обработки раны можно также приложить к поврежденному месту чистый лист подорожника или кашицу из крапивы. Кровотечение из носа. Причинами могут быть травма или врожденная хрупкость сосудов носа. Первая помощь заключается в том, чтобы остановить кровотечение. Для этого в положении сидя следует немного наклонить вперед голову (но ни в коем случае не запрокидывать назад – в таком положении кровь будет затекать в глотку, а не вытекать наружу). Нет необходимости пытаться немедленно остановить кровь, если она вытекает по капле: при такой кровопотере кровотечение может остановиться самостоятельно. Ноздрю, из которой идет кровь, следует заткнуть ватным тампоном, а переносицу сильно пережать большим и указательным пальцами до полной остановки кровотечения. Если же оно не прекращается более 10 минут, следует вызвать врача. Укусы насекомых и животных бывают при непосредственном контакте с ними. Первая помощь. В стакане воды растворить столовую ложку поваренной соли, смочить раствором несколько слоев мягкой ткани и приложить к месту укуса. Некоторые насекомые на месте укуса оставляют не только ранку – там может находиться как само насекомое, так и его жало. Если они находятся под кожей, не надо пытаться удалить их самостоятельно, а следует обратиться к медицинской помощи. Укушенные животными раны обрабатывают так же, как и все остальные. Если рана обширна, не следует проводить ее обработку, а надо наложить повязку и как можно скорее обратиться к врачу. Но при любой ране нужно помнить, что они всегда инфицированы слюной животного, поэтому обязательны госпитализация и обследование животного на наличие бешенства. Термические ожоги возникают в результате непосредственного контакта тела или его частей с открытым огнем, горячим воздухом, горячей жидкостью или другим горячим предметом. При термических ожогах первая помощь заключается в устранении действия высокой температуры на организм (потушить горящую одежду, убрать с тела горячие предметы, жидкости), после чего обожженная поверхность обильно промывается холодной водой. Нельзя бежать в горящей одежде, так как при этом из-за движения воздуха усиливается ее горение. В таком случае, чтобы прекратить доступ к очагу горения кислорода, на пламя необходимо набросить пальто, одеяло или другую плотную ткань. После тушения пламени одежду следует быстро снять или облить холодной водой. Первая помощь. Если речь идет о небольшом поражении – приложить к обожженному месту лед или холодную подсоленную воду. Хороший эффект дает прикладывание к обожженному месту среза сырого картофеля, а затем – накладывание листа белокочанной капусты. На раны накладываются повязки. Надо знать, что если поверхность ожога больше, чем половина ладони, или имеется глубокое поражение кожи, сопровождаемое кровотечением, следует немедленно обратиться за медицинской помощью. Солнечные ожоги. Знаешь, почему кожа темнеет на солнце? Так она защищает организм от палящих лучей. Но если загорать несколько часов подряд, кожа не выдерживает. Она становится красной и начинает болеть, на ней появляются пузыри. Это ожог. Первая помощь. Обмыть обожженное место слабым (светло-розового цвета) раствором марганцовки. Обморожение
Отравление пищей, ядовитыми веществами и лекарствами Отравление наступает через несколько часов после употребления испорченной или зараженной пищи (мяса, колбасы, рыбы, ядовитых грибов, молока и других продуктов), приема слишком большой дозы лекарства или (по ошибке) каких-то ядовитых веществ. Признаки отравления: боль в животе, сильная тошнота, рвота, понос, головокружение; в тяжелых случаях – потеря сознания. При отравлении лекарствами человек становится сонливым, безразличным или, наоборот, чрезвычайно возбужденным. Первое, что нужно сделать при отравлении, – это как можно быстрее вывести яд из организма. Для этого нужно промыть желудок: дать больному выпить большое количество теплой воды или слабого раствора (бледно-розового цвета) марганцовки и вызвать у него рвоту. Это надо повторить 2–3 раза. Пострадавшего согреть. Вызвать врача. Отравление газом и дымом Отравление газом и дымом случается в помещениях, которые не проветриваются. Источники газа: газовая плита, если она неисправна или включена, но не зажжена; работающий мотор автомобиля (в гараже). Дымом можно отравиться, если раньше времени закрыть дымоход печи. Признаки отравления: головная боль, головокружение, шум в ушах, тошнота, рвота; в тяжелых случаях могут быть судороги и потеря сознания. Первая помощь. Выключить источник газа. Открыть окна. Расстегнуть пострадавшему воротник, вынести или вывести его из помещения. Дать понюхать нашатырный спирт. Растереть виски. Положить к ногам грелку. Сделать искусственное дыхание (в тяжелых случаях). Напоить чаем или кофе. Вызвать врача. Методические рекомендации Тема очень важна, так как практически все учащиеся встречаются с теми или иными опасными ситуациями, грозящими их здоровью, а иногда и жизни. Поэтому при рассмотрении материала следует пристальное внимание обратить на те ситуации, которые могут привести к возникновению опасности, и проанализировать необходимое для их предупреждения поведение. Контрольные вопросы
ЗаключениеПрограмма здоровьесберегающих технологий в пятом классе преимущественно ориентирована на подготовку учащихся к вступлению в наиболее активную фазу полового созревания. В связи с этим при рассмотрении каждой темы необходимо подчеркивать, что от того, как подготовятся ученики к этому важному периоду индивидуального развития человека, во многом зависит их здоровье на всех последующих этапах жизни. Наш предмет по сравнению с другими учебными дисциплинами имеет ту принципиальную особенность, что практически каждый рассматриваемый в ней вопрос отражает различные стороны повседневного бытия человека. В связи с этим, с одной стороны, это вызывает интерес учащихся, а с другой – требует от педагога постоянно увязывать учебный материал с поведением учеников, обращаясь к ним, выясняя их реальное отношение к этим вопросам. Как показывает практика, при высоком интересе к рассматриваемым проблемам школьники неохотно используют полученные знания. В связи с этим следует как можно чаще предлагать им самостоятельно анализировать свое поведение и делать правильные выводы. В этом отношении весьма эффективны такие формы работы, как подготовка школьниками докладов, рефератов, сообщений, причем особенно важно, чтобы они строились не столько на литературных источниках, сколько на примерах известных им людей из числа родственников, знакомых или даже на собственном опыте. Спонсор публикации статьи – интернет-магазин «2 халата». Дом дает нам ощущение комфорта и защищенности, и это не только стены и привычный интерьер, но и домашняя одежда. В интернет-магазине халаты представлены в большом ассортименте – женские халаты: уютные и теплые махровые, банные, велюровые, легкие хлопковые, кокетливые шелковые, мужские и детские халаты, а так же одежда для дома. Качественная одежда по приемлемым ценам сделает ваше пребывание дома по-настоящему приятным. Вы можете купить халат себе или в подарок с доставкой по Санкт-Петербургу. Литература1. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. – Новосибирск, 1996. 2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Киев, 1990. 3. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. – СПб., 1996. 4. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997. 5. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. – М., 1993. 6. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. – М., 1999. 7. Брегг П. Чудо голодания. – М., 1987. 8. Брегг П. Системы оздоровления. – М., 1993. 9. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1990. 10. Вайнер Э.Н. Основы рационального питания. – Липецк, 1999. 11. Вайнер Э.Н. Двигательная активность и здоровье. – Липецк, 1999. 12. Вайнер Э.Н. Терморгуляция и закаливание. – Липецк, 1999. 13. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – М., 2001. 14. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. – М., 2002. 15. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988. 16. Грезнева О.Ю., Бекетова Л.М. Валеологические аспекты работы с родителями. – Липецк, 1998. 17. Грезнева О.Ю. Профилактика вредных привычек у школьников. – Липецк, 2000. 18. Грезнева О.Ю. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – Липецк, 2001. 19. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СПб., 1998. 20. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. 21. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М., 1991. 22. Колбанов В.В. Валеология. – СПб., 1998. 23. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 1992. 24. Куинджи М. В. Валеология в школе. – М., 2000. 25. Медведев В.И. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха. – Л., 1984. 26. Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. – М., 1990. 27. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание: Кн. для учителя. – М., 1993. 28. Педагогика здоровья. – М., 1990. 29. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии (составитель Р.И. Айзман). Ч. 1. – Новосибирск, 1997. 30. Светов А.А., Школьникова Н.В. Физическая культура в семье. – М.,1981. 31. Торохова Е.И. Валеология. Словарь. – М. 1999. 32. Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. – М., 1991. 33. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.,1990. 34. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.,1988. 35. Чайцев В.Г. Практическая валеология. Принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия. – Рязань, 1997. 36. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1988. 37. Мир детства: подросток // Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.,1989. 38. Мир детства: юность // Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.,1991. 39. Одаренные дети: пер с англ. – М., 1991. 40. Педагогика здоровья. – М., 1990. 41. Рабочая книга школьного психолога // Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
Эдуард Вайнер ,
|