Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2005

Особый ребенок

Оркестр без дирижера

Шизофрения – заболевание, вызывающее страх даже своим названием, – настолько многолика, что только перечисление ее основных проявлений в короткой публикации вызывает затруднения. Вот лишь самые важные сведения об этом недуге

Название этой серьезной болезни происходит от двух греческих слов: «схизис» – расщепление и «френ» – ум, разум. Обозначение указывает на ведущий симптом заболевания – диссоциацию, разлаженность мышления. Это главное свойство шизофрении дает основания метафорически сравнивать психическую деятельность больных с оркестром без дирижера, книгой без нумерации страниц, кораблем без штурвала и т.п.

Версий происхождения этого недуга выдвигается множество. Одна из гипотез – нарушение того или иного вида обмена веществ (белкового, углеводного, жирового). Предполагается, что продукты незавершенного обмена веществ действуют на мозг как яды, вызывая галлюцинации, бред и другие симптомы шизофрении. Еще одна версия – повреждение элементов нервных клеток особыми факторами сыворотки крови или серьезным нарушением иммунитета. Отдельные ученые считают возможной причиной возникновения шизофрении гормональные сдвиги в организме в переходном возрасте.

Полной ясности в этом вопросе нет. В настоящее время придается большое значение генетическому (наследственному) фактору, так как в семьях больных шизофренией происходит существенное накопление случаев повторных заболеваний. Если риск заболеть в целом для населения составляет 0,8%, то для детей в случае болезни одного из родителей – 16,5–17%, а если оба родителя нездоровы, то риск шизофрении увеличивается до 65–68%. К сожалению, мы, врачи, не знаем главного – каким образом вза¬имодействуют патологическая наследственность и условия жизни субъекта и как предупредить возникновение шизофрении.

Проявления болезни и закономерности ее течения изучены несравненно лучше. Установлено, что шизофрения может обладать злокачественным течением и быстро приводить к глубоким психическим изменениям, и вместе с тем в ряде случаев эта болезнь протекает относительно доброкачественно, что позволяет больным сохранять работоспособность, возможность учиться и даже профессионально расти.

«Злым» характером отличаются случаи заболевания с непрерывным, прогрессирующим течением. Шизофрения при этом начинается исподволь, постепенно появляются все новые, усложняющиеся нарушения, а со временем – заметный психический дефект. Более благоприятны те формы шизофрении, которые протекают в виде отдельных приступов.

Шизофрения характеризуется прежде всего замкнутостью пациентов, их отгороженностью от реальности. Больные погружены в мир собственных размышлений, не проявляя интереса к жизни окружающих или семьи. Благоприятное течение шизофрении позволяет сохранить интеллектуальные способности (некоторые наши пациенты – видные ученые). Страдающие этой формой шизофрении являются «генераторами идей», их высокий творческий потенциал по заслугам оценивается окружающими, однако в обществе они слывут «странными, чудаками, не от мира сего».

Второй кардинальный признак шизофрении – выраженное эмоциональное уплощение (от еле заметной холодности, черствости до полной эмоциональной «тупости»). Примечательно, что некоторые наблюдательные родители замечают происходящие перемены. О своих детях они говорят: «Стал чужим в семье», «Если кто-то заболеет – совершенно безразличен, равнодушен», «К собаке относится с большим теплом, чем ко мне, матери».

Наряду с этим у больных, как правило, наблюдаются разнообразные расстройства мышления – путаница мыслей, нелогичность суждений, склонность к абстрактным, оторванным от практических дел обобщениям. Мышление больных шизофренией зачастую функционирует по законам «кривой логики», вследствие этого пациенты продуцируют бредовые (ошибочные, не поддающиеся коррекции) идеи – от самых невинных (бреда изобретательства, реформаторства) до явно нелепых и опасных для общества (бреда преследования, воздействия и т.п.).

И наконец, основной признак шизофрении, объясняющий наличие огромного числа молодых инвалидов, – снижение активности, неспособность учиться или работать. В жалобах родителей это находит отражение в следующих выводах: «У него исчез интерес ко многому», «Ему не хочется что-либо делать, он находится в состоянии отупения», «Мой ребенок отказывается писать, читать, рисовать, играть, он быстро устает». Опытный врач понимает, что к истинной утомляемости эти проявления никакого отношения не имеют, дело в резком снижении энергетического потенциала, вызванного болезнью.

Шизофренией можно заболеть в любом возрасте – в 1–2 года, 14–16, 60 лет. Дети болеют шизофренией гораздо реже, чем взрослые. Риск заболевания увеличивается в периоды известных возрастных кризов – 2–3 года, 6–7 и 14–16 лет. Вместе с тем не следует забывать, что у некоторых взрослых шизофрения «тянется» с детского возраста, примерно 5% от общего числа страдающих шизофренией нездоровы с детства. Мальчики болеют в 3–4 раза чаще, чем девочки, примерно такие же половые различия и среди взрослого населения.

Наряду с тяжелыми, катастрофически протекающими вариантами шизофрении в детской практике нередки случаи благоприятного, вялого течения болезни. В периоды возрастных кризов становится заметным некоторое изменение, как говорят родители и педагоги, «характера ребенка». Он становится более замкнутым: с детьми не играет, мало обращает внимания на воспитателей, неохотно выходит на улицу. Меняется также эмоциональность ребенка: холодность в отношениях с родителями и знакомыми сочетается с повышенной чувствительностью и ранимостью. Игры и занятия детей отличаются однообразием и стереотипностью – ребята могут «с головой увлечься» коллекционированием, изобретательством, сочинительством. Нередки при этой форме шизофрении колебания настроения, немотивированные страхи, навязчивые движения и мысли, патологические фантазии. В ряде случаев на первый план выступают трудности в поведении, связанные с вспыльчивостью, конфликтностью, агрессивностью детей. Однако никогда при вяло текущей форме не бывает таких, к примеру, симптомов, как галлюцинации и бред.

Примером подобной формы является следующая «история болезни».

Жене 11 лет. К своему поступлению в клинику относится как к недоразумению. Лишь много позже, в ходе длительной беседы, объяснил, что «плохо ведет себя»: угрожает маме ножом, разжигает костры в подъезде, «залезает в чужие автомашины».

В шестилетнем возрасте появилась несвойственная ему ранее жестокость: мог ткнуть учительницу ножницами, дернуть бабушку за волосы. С первого класса при недовольстве ломал ручки, карандаши, швырял портфель, мог разорвать учебник. Отношение к маме двойственное: однажды в гневе пытался ударить ее молотком и в то же время очень тревожится, если она где-то задерживается. При этом «представляется», как ее сбивает машина («слышится» визг тормозов и «видится» кровь на асфальте).

Год тому назад потребовал, чтобы мама постоянно присутствовала в школе из-за его «гнусного настроения», а позже отказался от обучения, так как «в школе его тошнит». Учится на дому. Очень избирателен в еде, иногда (после просмотра соответствующих телефильмов) появляется мысль, что «кто-то может подсыпать яд в пищу». Неохотно меняет одежду, заявляя, что «скрипят новые носки и ботинки». Отказывается мыть руки, чистить зубы, в ванну мама «загоняет с боем». Иногда «в голове слышится голос отца», предупреждающий его об опасностях (к примеру, при переходе улицы) или подсказывающий правильный ответ при решении трудной задачи.

Занятиям в школе Женя предпочитает конструирование: из старого, найденного на свалке телевизора пытается создать прибор, чертит схемы, делает расчеты, роется в журналах по физике и т.п. Засыпает только при свете (из-за страха темноты).

Итак, имеющиеся у Жени психические нарушения постепенно, с годами усложняются: свойственная ему всегда вспыльчивость сменяется изощренной жестокостью в отношении близких, склонность к изобретательству – односторонним увлечением в ущерб занятиям в школе. Появляются колебания настроения с преобладанием пониженного, злобного. С годами возможность нормально приспособиться к реальным условиям у Жени все больше нарушается: он не учится «как все дети», высказывает отрывочные идеи отравления, с трудом владеет своими эмоциями. Женя явно меняется, но происходит это, к счастью, не стремительно, исподволь, грубых изменений (возможных при шизофрении) не наблюдается. При таком развитии заболевания, как у Жени, можно говорить о вялом, медленном, незлокачественном течении шизофрении.

Рассказывая о вяло текущей шизофрении, я назвал такую форму «благоприятным» вариантом заболевания. Это так. Однако наиболее оптимистичный прогноз предполагается в тех случаях, когда шизофрения протекает в виде перемежающихся приступов.

У детей заболевание нередко характеризуется приступообразно возникающими депрессиями (пониженным настроением) или маниями (болезненно повышенным настроением). Депрессии, как правило, сопровождаются двигательной заторможенностью, страхом смерти, убежденностью в наличии неизлечимой болезни. Повышенному настроению сопутствуют различные трудности в поведении – конфликтность, повышенная возбудимость, агрессивность. Отдельные вспышки заболевания чередуются с периодами полного или частичного благополучия.

У подростков проявления периодической шизофрении ничем по сути не отличаются от взрослых. Возможны приступы с преобладанием депрессии и так называемых бредовых идей самообвинения, самоуничижения. При этом пациенты убеждены в своей виновности: они якобы совершили тяжкие преступления, постыдные поступки, недостойные действия. Мы, врачи, знаем, что для доказательства своей вины или греховности больными привлекаются реальные события прошлого, приобретающие в болезненном состоянии преувеличенное значение. К примеру, подросток обвиняет себя в болезни близких, неудаче спортивной команды, разводе родителей. При нормализации настроения уходят и идеи самообвинения, ребята начинают понимать, что наговаривали на себя.

Иллюстрирует сказанное следующий пример.

Юра, 13 лет, был доставлен в клинику машиной «скорой помощи». Летом отдыхал в деревне у бабушки. Через два дня после возвращения домой поведение мальчика резко изменилось. Стал мрачным, хмурым, отказывался выходить на улицу, так как «ребята изменили к нему отношение», он замечает, что они мимикой, жестами «показывают свое пренебрежение, на что-то намекают». Слышал, как взрослые во дворе говорили своим детям, что «дружить с Юрой нельзя».

Обстановка кажется подозрительной, враждебной, необычной. Улицы по вечерам как-то «чудно освещаются», обстановка в собственной квартире чужая, малознакомая. Утром состояние Юры относительно неплохое, а к вечеру нарастает тревога, чувствует себя не в своей тарелке. Мальчик в большом смятении, с трудом понимает происходящее, жалуется на путаницу, обрыв мыслей.

В беседе с врачом неоднократно повторяет, что «вел себя в деревне плохо: пил водку, курил сигареты и одуванчики». Делал это под влиянием старших ребят. Уверен, что ему нет прощения, он – страшный, порочный человек. Неслучайно раньше (до каникул) он «мучил учительницу» и «довел» своим поведением маму «до болезни».

Для шизофрении с приступообразным течением характерны острые психозы с развитием особого, сновидного помрачения сознания – онейроидных состояний. При этом окружающая обстановка воспринимается пациентами неполно, фрагментарно, они всецело поглощены грезами, мечтами. Перед их мысленным взором разворачивается феерическая картина невероятных, причудливых, «неземных» событий. Примечательно, что пациенты чувствуют себя участниками происходящего. Они вместе с экипажем подводной лодки совершают погружение в морскую пучину, на космическом корабле достигают далеких галактик, встречаются с инопланетянами, участвуют в кровавых баталиях и т.п. Картины, созерцаемые больными, разнообразные коллизии, в которые они попадают, воспринимаются как чудесный сон.

В заключение несколько советов родителям.

Первый – самый бесспорный и категоричный. Шизофрения нуждается в лечении психотропными препаратами. Различные виды внушения, модное снятие порчи, особые упражнения, большой спорт – ничто не способно устранить болезнь. Привитый населению страх перед психиатрической больницей в случае шизофрении неоправдан, отказ от предлагаемой врачами госпитализации неизбежно приведет к ухудшению состояния. «Страшные» методы лечения в детской практике сейчас применения не находят, употребляются лишь апробированные, хорошо известные лекарства.

Второй совет. Надо быть готовым к тому, что больному будет назначено длительное (на месяцы и годы), «поддерживающее» амбулаторное лечение. Эти меры уменьшают риск обострения болезни.

Третий. Применение лекарств ничуть не снижает значения воспитательных мер: обучение ребенка в соответствующих его возможностям условиях, привитие определенных трудовых навыков, содействие его адаптации в коллективе.

И последнее. Шизофрения чаще обостряется и протекает тяжелее в неблагоприятных бытовых условиях. Родители, проявляющие беспокойство о здоровье своих детей, должны прежде всего позаботиться о гармонизации отношений в семье.

 

Владислав Брагинский