Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2005

Взгляд физиолога

Грозный пубертат

Подростковый возраст обычно рассматривают как период, предшествующий созреванию. К началу этого этапа развития – в 10–11 лет достигают своеобразного расцвета и слаженно работают все функции организма, кроме одной – готовности к размножению. На новом этапе развития начинаются бурные процессы полового созревания, приводящие в итоге к половой зрелости. В результате неравномерных изменений в различных тканях происходит разбалансировка большинства функций, которая продолжается обычно до 13–14 лет.

Сроки вступления в период полового созревания и его темпы зависят от многих причин. В нормальных условиях, вне болезни, процесс физического развития человека связан с взаимодействием многих наследственных, природных, социально-экономических и культурных факторов. Взаимное влияние их приводит к тому, что развитие каждого ребенка протекает по общим законам, но по индивидуальному сценарию.

Россия – страна многонациональная, ее население относится к различным расовым группам и проживает в существенно различающихся климатических, экологических и социальных условиях, что требует учета влияния этих факторов при оценке уровня физического развития. Примечательно, что женский организм генетически более стабилен по сравнению с мужским, он медленнее реагирует на изменение среды обитания. На практике это означает, что при переезде семьи в регион с сильно отличающимися от прежних климатическими условиями (например, с Кавказа на Кольский полуостров) дети, родившиеся на новом месте, будут по-разному адаптироваться к новым условиям. Дочери будет труднее адаптироваться, чем сыну.

Пусковым механизмом перестройки является центральная нервная система, управляющая всеми системами организма с помощью желез внутренней секреции, которые часто называют эндокринными. Самые первые, внешне пока незаметные изменения касаются подкорковых структур головного мозга и гипофиза. По команде гипофиза активизируются эндокринные железы, которые вырабатывают химические вещества – гормоны, выбрасываемые в кровь и с ней попадающие в разные ткани организма. Под их влиянием изменяется деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, пищеварительной систем, по-новому строится их совместная работа.

В этот период происходит резкое увеличение скорости роста (пубертатный ростовой скачок, в отличие от «полуростового» скачка в 5–6 лет). Подростки практически достигают своей «взрослой» длины тела. В зависимости от индивидуальных особенностей этот процесс может начаться и в 10, и в 15 лет. У девочек этап взросления начинается приблизительно на 2 года раньше и завершается быстрее (за 3–4 года), чем у мальчиков (4–5 лет). Вот почему в 4–6-х классах школы девочки растут быстрее мальчиков. А через пару лет мальчики их догоняют и перегоняют, хотя среди мальчиков встречаются и такие, которые «не торопятся» расти, причем это не связано с какими-либо нарушениями здоровья. Через полтора-два года рост замедляется, но небольшое увеличение длины тела может продолжаться еще некоторое время даже после завершения полового созревания, в зависимости от индивидуальных особенностей.

Рост тела происходит более всего за счет удлинения конечностей, причем сначала быстрее растут руки, а потом – ноги. По мере роста конечностей изменяются пропорции тела, то есть соотношение общей длины тела и конечностей, обхватных размеров (окружности грудной клетки, талии, сегментов конечностей).

Под действием гормонов изменяется структура мышечной системы: состав, количество и толщина мышечных волокон и свойства нервов, по которым доставляются управляющие мышцами сигналы. В подростковом и юношеском возрасте развиваются энергетические механизмы, обеспечивающие взрослый уровень проявления силы и быстроты движений, ранее организму не требовавшиеся.

С увеличением массы (веса) мышц и мышечной силы растет и нагрузка, приходящаяся на кости скелета. Скелет не только удерживает на себе вес тела, кости служат также и рычагами для прикрепленных к ним мышц, сила тяги которых значительно повышается. Так что кости не только растут в длину, но и становятся более широкими и крепкими. В этот период формируются типичные для мужчин и женщин пропорции.

Показатели интенсивности обмена веществ и обеспечивающих его функций (масса и объем сердца и крови, частота пульса и частота дыхания) изменяются с возрастом, зависят от массы тела и эффективности функций. Например, частота сердечных сокращений у новорожденного составляет 130–140 уд/мин, к 5 годам она уменьшается до 100 уд/мин, а к подростковому возрасту обычно не превышает 80–90 уд/мин. У девушек и женщин в одинаковом возрасте и при равных размерах тела частота сердечных сокращений выше по сравнению с юношами и мужчинами – как в покое, так и при стандартной физической нагрузке. Нормативные показатели размеров тела, жизненной емкости легких и других параметров физического развития для подростков разного возраста, разных национальностей, проживающих в разных регионах, можно найти в регулярно обновляемых таблицах, учитывающих климато-географические и этнические особенности.

В течение довольно продолжительного периода формируется взрослый тип пропорций и состава тела. У мальчиков – сильно развитая грудная клетка, широкие плечи и спина; таз существенно уже, чем плечи; сравнительно длинные конечности; центр тяжести тела выше пояса. Мышечная ткань развита лучше, чем жировая; выражен рельеф мышц. У девочек – четко выраженная талия и развитый таз; центр тяжести тела ниже пояса. Содержание жира в теле у девочек выше.

Некоторые вторичные половые признаки могут развиваться несколько раньше или позднее обычного срока, это индивидуальные особенности роста и развития. Если сам по себе половой признак единичен и нормален, хотя и появился не совсем вовремя, это не считается патологией при условии, что общее состояние организма не отличается существенно от возрастной нормы. В случае сомнений лучше обратиться к врачу.

Обычно выделяют пять стадий с характерными для каждой из них изменениями.

На I стадии наружные и внутренние половые органы развиваются малозаметно, вторичных половых признаков пока нет. У мальчиков эта стадия обычно наблюдается до 10–13 лет, у девочек – до 8–10 лет.

II стадия – начало пубертатного скачка роста. Сначала ускоряется рост рук, затем ног. Временно тормозится рост сердца и легких, уменьшается выносливость и работоспособность.

В этот период у мальчиков (с 11 до 14 лет) происходит увеличение размера яичек. У девочек (9–12 лет) набухают молочные железы, приобретающие коническую форму. И у тех, и у других начинается оволосение – лобка у мальчиков, около больших половых губ у девочек.

III стадия – пубертатный скачок роста, происходит с 13 до 16 лет у мальчиков; в 11–¬14 лет у девочек. В это время несколько замедляются темпы роста конечностей, зато ускоряется рост туловища. Кости растут в длину быстрее, чем мышцы и жировая прослойка. Увеличиваются физические возможности, особенно выносливость. Перестройка сердечно-сосудистой системы повышает риск вегетососуди¬стой дистонии и подростковой гипертонии.

У мальчиков наблюдается увеличение яичек и полового члена, небольшое временное набухание и болезненность молочных желез (гинекомастия) на III–IV стадиях полового созревания. Длится несколько месяцев и требует лишь соблюдения чистоты.

Пубертатное увеличение наружных половых органов опережает развитие вторичных половых признаков (оволосения).

У девочек грудь приобретает округлую форму. Развитие больших половых губ. Постепенно увеличиваются малые половые губы, появляется лобковое оволосение. Иногда развитие молочных желез опережает развитие других вторичных половых признаков.

IV стадия – период максимальной выработки половых гормонов. Усиливается лобковое и подмышечное оволосение, увеличивается размер гениталий. Завершается пубертатный скачок роста. С увеличением широтных размеров туловища формируются характерные признаки типа телосложения. Под влиянием половых гормонов происходит окончательное становление свойств мышц. Исчезает угловатость движений.

На этой стадии у мальчиков (в 14–16 лет) наблюдается мутация голоса, развитие гортани, интенсивный рост полового члена, волос под мышками и на лобке, начало поллюций. Сохраняется высокий уровень гормона роста, продолжается интенсивный рост тела в длину.

У девочек (12–14 лет) рост тела в длину замедляется, расширяются кости таза. Половое созревание девушек наступает примерно через год после того, как масса их тела проходит пик скорости роста. Увеличивается лобковое и подмышечное оволосение. На границе IV и V стадий появляются менструации – периодические кровянистые выделения из матки вследствие отторжения слизистой, свидетельство окончательного созревания репродуктивной функции. Первая менструация может сопровождаться болезненностью, слабостью, иногда повышением температуры, головокружением, тошнотой, расстройством пищеварения.

V стадия – окончательное развитие половых органов и вторичных половых признаков, достижение половой зрелости. Резкое увеличение резервных возможностей и экономичности функций организма, физической работоспособности. Формируется система восприятия зрелого типа. В этом периоде имеются многие особенности, к которым самим молодым людям надо еще привыкнуть и приспособиться. В то же время со стороны педагогов и воспитателей требуются понимание и такт, недостаток которых весьма негативно сказывается на отношениях молодежи со взрослыми.

Особенности этого периода у юношей – в 16–18 лет – формирование «адамова яблока», завершение подмышечного и лобкового оволосения, оволосение лица (к 20–22 годам) – сначала верхняя губа, затем подбородок, щеки, шея. Формируется мужской тип фигуры – ширина плеч больше ширины таза. Быстрое увеличение размеров полового члена вначале создает неприятные ощущения, особенно при ношении облегающей одежды. Вследствие активности блуждающего нерва во сне при просыпании утром бывает эрекция полового члена, проходящая через 2–3 минуты.

Поллюция – непроизвольное извержение семени, чаще происходящее во сне, – свидетельство выработки у подростка зрелых сперматозоидов. Это нормальное физиологическое явление для мужчин, не живущих половой жизнью, обычно начинается в 15 лет, происходит 1–3 раза в месяц.

У девушек в 14–16 лет – становление регулярного цикла менструаций. В это время не следует ограничивать движения, но нужно исключить нагрузки, связанные с натуживанием, переохлаждением и перегревом, а также чрезмерно длительные нагрузки. Завершается оволосение. У 90% девушек прекращается рост тела в длину. С этого времени возможным становится наступление беременности, которая для неокрепшего организма представляет большую нагрузку, сопровождается более частыми, чем у взрослых, токсикозами и более высокой смертностью новорожденных.

Приведенные сроки и соответствующие им признаки подросткового возраста, как и табличные нормы размеров тела, не следует считать чрезмерно жесткими правилами. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, так что календарный (паспортный) возраст и уровень морфофункционального развития (биологический возраст) ребенка могут различаться. Возрастная норма ориентирована на среднестатистические значения показателей морфофункционального развития для детей одного возраста, а границы нормы достаточно широки и учитывают возможность такого разброса, связанного с влиянием самых разных факторов.

Физическое развитие гармонично, если отклонения всех его показателей однонаправленны, а пропорции между ними не нарушены. Вот если физическое развитие подростка дисгармонично, это может быть связано с какими-либо нарушениями здоровья, в частности с работой желез внутренней секреции, и требует незамедлительного обращения к врачу.

Но даже при самом «мягком» варианте подросткового периода происходящие в организме перестройки переносятся нелегко. Это в равной мере относится как к самому физическому состоянию, так и к восприятию подростком происходящих с ним перемен. Формируются новые поведенческие реакции, связанные с изменением самооценки и осознанием своей социальной роли. Функциональная неустойчивость сочетается в этот период с психологической неустойчивостью, так как процесс взросления самим подростком ощущается острее, чем окружающими его взрослыми. В этом причина возникновения межличностных конфликтов между родителями и подростками, школьниками и педагогами, подростков между собой. Вот почему воспитателю так важно в этот сложный период оказать им психологическую поддержку, быть тактичным, терпимым, внимательным, но ненавязчивым.

Процесс взросления самим подростком ощущается острее,
чем окружающими его взрослыми

 

Валентина Зайцева