Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2005

Из первых рук

Ученые-гигиенисты – детям

Окружающий мир постоянно меняется (не без нашего участия). Вслед за миром изменяемся и мы. Тяжелее всего приходится детям, ведь они приспосабливаются еще и к новым нагрузкам – учебе в школе, посещению спортивных секций, занятиям творчеством, освоению компьютерной техники. И все это на фоне проблем постоянно растущего организма

Адаптации детей и подростков к сегодняшней жизни была посвящена всероссийская научно-методическая конференция, состоявшаяся в Москве 31 мая – 1 июня в Институте гигиены детей и подростков РАМН.

Для обсуждения этой проблемы организаторы конференции – Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Российская академия медицинских наук, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН – пригласили российских ученых и представителей ближнего зарубежья из Украины, Республики Беларусь и Латвии.

За последние десятилетия жизнь в нашей стране изменилась. Упал уровень доходов значительной части населения, увеличилось число химических веществ в атмосфере и в продуктах питания, больше женщин испытывает осложнения во время беременности и родов. Это привело к тому, что у 23% детей физическое развитие отстает от паспортного возраста. Окружность грудной клетки и вес снижаются. Ряд тестов (прыжки с места, броски мяча…) свидетельствует, что физическая подготовка детей стала хуже. И еще медики констатируют, что изменились уровень и структура заболеваний.

Кому грозит аллергия?

На место ведущей патологии выходят аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, атопический дерматит, поллиноз.

Причина этого явления – новые факторы риска, провоцирующие аллергические реакции. Среди них: появление новых аллергенов, изменение характера питания, стрессы, воздействие токсичных отходов промышленности. Ученые обсуждают и так называемую «гигиеническую» гипотезу – взаимосвязь инфекционных агентов с риском возникновения аллергии. Речь идет о том, что перенесенные в детском возрасте тяжелые инфекционные заболевания могут в дальнейшем защитить организм от появления аллергических реакций.

Для эффективной борьбы с этим недугом необходимо проводить раннюю диагностику генетическими, иммунологическими и другими современными методами.

Еще одна проблема – «омоложение» сердечно-сосудистой патологии. Исследуя результаты массовых профилактических осмотров школьников, московские ученые пришли к выводу, что в основе функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы у подростков лежит дисфункция вегетативной нервной системы и системы кровообращения и проявляется она в виде астений различного типа.

Нет интереса – нет адаптации

Главное занятие детей – учеба. Но исследователи считают, что процесс обучения в школе сопровождается снижением адаптационных возможностей. В подмосковном городе Жуковском обследовали 400 дошкольников 4–6 лет и более 2000 школьников разного возраста. Провели оценку функционального состояния и состояния регуляторных систем, сделали электрокардио¬граммы, гистограммы и т.д., что позволило определить структуру здоровья детей. Оказалось, что по мере обучения уровень функциональной адаптации у детей падает с 85% до 36%. Самое высокое умственное напряжение и самая сильная утомляемость отмечены у самых младших и самых старших школьников. И, что любопытно, уровень заболеваемости выше у детей с неудовлетворительной адаптацией и никак не связан с группой здоровья, к которой относят ребенка.

«Один из самых сложных периодов – переход в старшие классы. Меняется окружающая среда, образовательный процесс, социальная среда, складывается новый коллектив учеников и учителей, – рассказывает профессор О.М. Филькина (Иваново), изучающая медико-психологические аспекты адаптации подростков к новым условиям обучения. – Процесс привыкания, приспособления проходят все, но по-разному. Организм подростка реагирует очень чутко, и в случае неблагоприятного течения адаптации возможны невротические реакции, ОРВИ, обострение хронических заболеваний, дисфункция, снижение темпов развития. Все это сопровождается личностными трудностями в обучении и низким уровнем самооценки ребенка».

Профессор Н.Н. Куинджи (Москва) уверена, что все системы организма мобилизуются за счет мотивации. Если у ребенка нет интереса к учебе и уверенности в успехе – то нет и адаптации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Черным по белому

В новом веке и способы подачи информации меняются – все чаще вместо традиционной учебной литературы используются электронные учебники. Однако эти средства обучения с точки зрения гигиены имеют ряд серьезных недостатков: сложность восприятия информации с экрана компьютера, отсутствие непосредственного контроля за режимом обучения, отсутствие специальных требований к оформлению текста на экране и т.д.

Для сравнения уровня восприятия книжного и электронного текста в школах провели исследование. Ребята получили задание прочитать 7 тыс. знаков (причем текст был алогический), затем час поработать корректором. До и после работы у старшеклассников определили показатели состояния зрительной системы (острота зрения, объем аккомодации) и степень утомления. В ходе эксперимента изучалось воздействие цветового оформления электронной страницы, отслеживалась динамика работоспособности на каждую тысячу знаков текста. Сначала шел этап врабатываемости. Дальше у тех, кто читал книгу, наступала устойчивая работоспособность (до 7 тыс. знаков), а у тех, кто работал с компьютером, резко нарастало утомление (приблизительно с 3 тыс. знаков, в зависимости от цветового решения). Выяснилось, что с экрана компьютера читать намного труднее, да и количество ошибок достоверно выше. Сложнее всего с экрана воспринимаются черные буквы на белом фоне.

Читать с экрана будет легче, если использовать жидкокристаллический монитор, уменьшить объем текста на электронной странице и увеличить шрифт. Размер шрифта, цветовое решение и другие позиции регламентируются СанПиНами, которые составили ученые НИИ гигиены после проведенных исследований. Новые правила находятся сейчас на утверждении в Министерстве здравоохранения и социального обеспечения.

Любопытный эксперимент провели в Татарстане. Одна группа школьников занималась на компьютерах, а другая (контрольная) – нет. Для субъективно-самостоятельной оценки дети заполняли анкеты за 6 месяцев до начала исследований (есть ли головные боли, дискомфорт костно-мышечной системы и т.д.). С помощью анкет учитывалось время, проведенное дома за компьютером и перед экраном телевизора. Анализ полученных данных показал, что те ребята, кто занимался на компьютере, жалуются на головокружение и головные боли, на боли в кистях рук. Если просиживать за монитором больше 6 часов в неделю, начинает болеть левая половина груди, более 12,5 часов – спина и т.д.

Но вот парадокс! В конце учебного года у детей, занимающихся за компьютером, болевых ощущений оказалось меньше, чем у детей из контрольной группы. «Может быть, это происходит за счет адаптации», – подытожил А.Г. Долодаренко (Казань).

Дело за учителями

«Конференция еще раз показала, – резюмировал директор НИИ гигиены детей и подростков профессор В.Р. Кучма, – когда медики регистрируют изменения на уровне патологии или выраженные функциональные отклонения (гипертонические реакции, нарушения осанки…) – это уже далеко зашедший процесс. Мы по-прежнему обращаем внимание на достигнутый уровень здоровья, а не на его формирование». Современная гигиеническая наука располагает достаточным арсеналом средств и приемов, которые позволяли бы на ранних этапах выявлять степень приспособленности ребенка к нагрузкам, а значит, и риск появления различных заболеваний. По кардиоинтервалам, по вегетативным сдвигам, по обменным процессам и другим достаточно несложным методикам можно легко определить уровень адаптации ребенка. Главное, чтобы эти данные дошли как можно раньше до практического здравоохранения, до образовательных учреждений, чтобы учителя их использовали.

Институт гигиены разработал целый ряд документов для практического использования в образовательных учреждениях: пособие для врачей о профилактических и оздоровительных технологиях, перечень оснащения медицинских блоков, методику оздоровления детей с нарушениями зрения, избыточным весом.

В мае в Эдинбурге состоялась очередная ежегодная встреча национальных координаторов из 36 стран европейского проекта Всемирной организации здравоохранения «Школы, содействующие укреплению здоровья». Основная задача, которую сейчас решают эти школы, – проблема тучных детей. И американцы, и европейцы озабочены колоссальным количеством детей с избыточным весом и справедливо связывают это явление с экспансией фаст-фудов и уменьшением двигательной активности. В России только 4–6% детей страдают ожирением. Нас тревожит другое – почти 25% наших детей имеют дефицит веса. Проблема тучности для нас пока не актуальна. Но профилактические меры необходимы. Прежде всего, надо учить детей рациональному питанию, правильному выбору продуктов и, конечно, обеспечить соответствующее питание в школьных столовых. «Мы понимаем, что чипсы и кока-кола – это плохо, – говорят педагоги, – но что именно должно быть в школьном буфете?» Коллектив института в качестве ответа на подобные вопросы разработал пособие по биологически ценным продуктам питания.

Основной вывод, который гигиенисты сделали по окончании конференции: здоровье – это способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, тогда адаптационные возможности организма можно рассматривать как меру здоровья.

 

Нина Семина