В этом номере газеты мы предлагаем вам всего
одну работу: комплексную программу «Здоровье в
общеобразовательной школе», созданную
специалистами НИИ общественного здоровья и
управления здравоохранением Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова. Вернее,
даже не всю программу, а лишь вступительную ее
часть, где объясняется методология создания этой
программы; план расширенного курса по
медико-биологическому обучению учащихся
среднего и старшего школьного возраста в рамках
предмета ОБЖ, детально расписанный по темам и
учебным вопросам, и раздел, посвященный
профилактике заболеваний опорно-двигательного
аппарата (ОДА).
Программа опирается на исследования,
проведенные в московских школах. Ее разработчики
предлагают использовать учебную дисциплину ОБЖ
для обучения здоровью в школе, а также
интегрировать отдельные разделы ЗОЖ в
общеобразовательные предметы.
Прочитав предложенный раздел о профилактике ОДА,
вы узнаете, как научить детей следить за своей
осанкой и как объяснить им, почему это важно. А
если вы захотите познакомиться со всей
программой целиком, мы поможем вам связаться с ее
разработчиками.
Успехов вам в вашем нелегком труде!
Редакция
Здоровье в общеобразовательной школе
Комплексная программа
Научный руководитель проекта А.В.
ЛЯХОВИЧ – доктор медицинских наук, профессор,
заведующий отделом НИИ общественного здоровья и
управления здравоохранением Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова
Авторы:
коллектив лаборатории формирования здоровья
детей и молодежи отдела проблем формирования
общественного здоровья:
Н.Б. МИРСКАЯ – зав. лабораторией,
кандидат медицинских наук,
А.И. МАРКОВА – ведущий научный
сотрудник, кандидат медицинских наук,
А.Н. КОЛОМЕНСКАЯ – старший научный
сотрудник,
А.Д. СИНЯКИНА – ведущий научный
сотрудник, кандидат биологических наук,
Л.М. МЕДВЕДЬ – старший научный
сотрудник,
А.С. ПОЗОВСКАЯ – старший научный
сотрудник,
И.Ю. САМУСЕНКО – научный сотрудник
О нашем проекте
Комплексная программа «Здоровье в
общеобразовательной школе» создана на базе
концепции «Здоровье через образование», которая
была успешно внедрена в учебный процесс ряда
вузов страны.
Чтобы отработать методику
гигиенического обучения, на протяжении шести лет
в одной из школ ЮЗАО г. Москвы идет эксперимент, в
рамках которого преподавание ОБЖ в 9–11-х классах
проводится по авторской программе. Блок,
посвященный формированию здорового образа жизни1, в этой программе существенно
расширен. Оценка курса осуществляется при помощи
социологического опроса учеников четырех
старших классов.
Данные опроса позволили создать
картину образа жизни московских
старшеклассников, узнать их ритм сна и питания,
оценить двигательную активность, приобщенность
к психоактивным веществам, половое поведение,
наличие гигиенических навыков, их отношение к
здоровью и к роли здорового образа жизни в
сохранении и укреплении здоровья, выявить
распространенность хронических заболеваний и
потребность школьников в гигиенической
информации.
Также было получено статистически
аргументированное (в рамках исследуемой группы)
обоснование о необходимости грамотного полового
воспитания учащихся, подтвердившее адекватность
элементов нашей программы.
Один из вопросов был посвящен
приемлемым для школьников формам оценки
полученных знаний. Оказалось, что
старшеклассники отдают предпочтение защите
рефератов, то есть и письменной и устной форме
контроля. Часть опрошенных готовы разрабатывать
под руководством преподавателя индивидуальные
программы оздоровления (25,9%). Последующее
тестирование по таким программам дает
возможность не только выявить уровень
полученных в процессе обучения знаний, но и
оценить степень сформированности у школьника
индивидуальной системы гигиенических навыков.
Часть учащихся способна оценить прожитый ими
день, понять, какие поведенческие стереотипы
влияют на здоровье.
Обучение школьников по авторскому
курсу принесло хорошие плоды: дети осознали, что
правильный образ жизни важен для формирования
здоровья, 100% девушек и 85,2% юношей поставили его на
первое место по степени влияния на здоровье.
В результате обучения по курсу ЗОЖ 70,4%
юношей и 61,7% девушек стали более осознанно
относиться к своему здоровью. Позитивное
изменение ценностного отношения к здоровью у
молодежи является показателем высокой
эффективности гигиенического обучения.
Методология
Проект комплексной программы
«Здоровье в общеобразовательной школе»
базируется на следующих методологических
принципах:
– учебная дисциплина «Основы
безопасности жизнедеятельности» используется
для обучения здоровью в школе в сочетании с
межпредметным обучением по отдельным разделам
ЗОЖ. Педагоги-предметники используют
информационное поле своей учебной дисциплины
для «встраивания» в него вопросов здорового
образа жизни и гигиенического воспитания,
раскрытие и освещение которых достигается на
материале данного предмета;
– учебный процесс по ЗОЖ
осуществляется силами педагогогов школы с
подкреплением преподавания ряда приоритетных
тем2 учеными и специалистами
различных отраслей знаний;
– к формированию идеологии здоровья
привлекаются все члены школьного сообщества:
педагоги, воспитатели, медицинские работники,
родители;
– медицинский персонал школы участвует во всех
направлениях учебно-воспитательной,
профилактической и оздоровительной
деятельности;
– на базе кабинета здорового образа жизни создан
учебно-методологический комплекс, обеспеченный
образовательными программами и технологиями для
всех участников школьного сообщества;
– работает университет здоровья – идет обучение
здоровью вне рамок учебного процесса;
– разработан единый понятийный аппарат для
формирования адекватного представления о
здоровье и идеологии здоровья;
– идет обучение педагогов методологии
преподавания ЗОЖ;
– постоянно проводятся мониторинг здоровья,
психологическое сопровождение учащихся,
охраняется здоровье учителей;
– налажена работа с родителями;
– проводятся социологические опросы школьников,
педагогов, родителей для выявления потребностей
в информации и наиболее приемлемых технологиях
обучения.
Комплексная программа «Здоровье в
общеобразовательной школе» представляет собой
методологический модуль, успешное
взаимодействие структурных элементов и блоков
которого обеспечивает достижение требуемого
результата. Целью программы являются
формирование здоровья и профилактика
заболеваний школьного коллектива. Программа
также содержит критерии оценки эффективности и
ожидаемые результаты.
Концептуально комплексная программа
«Здоровье в общеобразовательной школе» – это
четко проработанная система основных блоков,
которая при условии единства главных
составляющих – идеология (научные знания и идеи);
технология (новейшие и традиционные методы и
методики, формы и способы); управление (волевые и
законодательные акты, принятие решений) и
практическая деятельность по внедрению идей,
технологий и решений (собственно работа всего
школьного комплекса) – способна функционировать
как хорошо отлаженный механизм. Иными словами,
концептуальная модель комплексной программы
отвечает на два главных вопроса: что и как
надо делать, чтобы все члены школьного
коллектива (педагоги, методисты, администрация и,
в первую очередь, учащиеся) могли не только
сохранить тот уровень здоровья, с которым пришли
в этот коллектив, но и добиться в этом процессе
позитивной динамики.
Учебно-методический комплекс
представлен содержательным блоком, в котором
продуцируется, отрабатывается, обновляется и
накапливается весь необходимый для
функционирования модели научно-информационный
потенциал, и технологическим блоком, включающим
в себя все новейшие и традиционные формы и методы
образовательной и дидактической деятельности
(компьютерные обучающие и тестирующие программы,
видео- и аудиоматериалы, учебные модули,
психологические методики, наглядные материалы и
малые формы, учебные пособия, лекции, беседы,
выставки и т.д.). При этом используются все
резервы классного, внеклассного и каникулярного
времени; активизация физкультурной работы,
осуществление разнообразных внеклассных
мероприятий: школьного университета здоровья,
научных конференций и исследовательской
деятельности учащихся, массовых акций,
тематических вечеров, соревнований и дней
здоровья – и все возможные информационные ниши,
например кабинет здорового образа жизни.
Блок носителей знаний и технологий,
важнейшее звено любой деятельности, и
педагогической в особенности, — это кадровый
потенциал школы: учителя, методисты,
администрация, медицинский и вспомогательный
персонал, а также работающие в тандеме с
учителями специалисты и ученые.
Блок охраны и укрепления здоровья
учителя включает в себя девять подсистем,
или модулей: организационный модуль с функциями
планирования и организации работы по охране и
укреплению здоровья учителя;
социально-психологический — по выявлению
основных параметров образа и стиля жизни,
отношения педагогов к своему здоровью и здоровью
учащихся и осуществлению диагностики
психологического климата в школьном коллективе;
психодиагностический, осуществляющий
комплексную психодиагностику, на основе которой
разрабатываются групповые и индивидуальные
формы психопрофилактической работы;
медико-диагностический — по оценке количества
здоровья; информационно-познавательный — для
осуществления различных форм активного обучения
по медицинским проблемам охраны, укрепления и
поддержания здоровья; психопрофилактический —
для проведения комплекса мероприятий по снятию
эмоционального напряжения и совершенствованию
коммуникативной компетенции;
рекреационно-оздоровительный, обеспечивающий
спортивно-оздоровительные мероприятия; модуль
для оказания социальной
помощи и поддержки учителям, нуждающимся в них по
состоянию здоровья; педагогический модуль по
формированию у педагогов готовности быть
«учителем здоровья»3.
Блок обеспечения
медико-профилактического центра школы и
мониторинга здоровья учащихся
предусматривает финансирование и создание
материально-технической базы с необходимыми
помещениями и оборудованием для работы всех
структурных элементов этого отделения: кабинета
функциональной диагностики, комнаты
психологической разгрузки, тренажерного зала,
фитобара, ингалятория, врачебных кабинетов.
Блок стратегии и управления
процессом обучения здоровью объединяет и
координирует все вышеуказанные блоки, является
идейно-руководящим звеном, представленным, с
одной стороны, учеными (лаборатория НИИ
общественного здоровья и управления
здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова) и, с другой
стороны, лицами, принимающими решения, и
властными структурами (Управление образования
ЮЗАО г. Москвы, дирекция и администрация школы,
члены координационного совета), тесное
сотрудничество которых позволяет разрабатывать
и стратегию деятельности по реализации
комплексной программы «Здоровье в
общеобразовательной школе», и
научно-методическое, информационное,
материально-техническое обеспечение этой
деятельности.
Всеобъемлющая
задача создания «поддерживающей среды», в
которой «здоровый выбор станет легким выбором»,
актуальна также и для таких подсистем общества,
как семья и школа. Поэтому необходима постоянная
работа с родителями, от которых во многом зависит
создание среды, обеспечивающей возможности и
потребности в здоровом выборе. Опосредованно
родители учащихся, так же как и их дети-школьники,
становятся членами школьного сообщества,
поэтому выработка единого представления о
здоровье и путях его сохранения и укрепления
становится важной методологической задачей
Комплексной программы, которая предусматривает
самые разные формы работы с родителями, такие как
индивидуальное консультирование, лекции, беседы,
привлечение родителей к различным
оздоровительным мероприятиям, которые
проводятся в школе, и многое другое.
Достоинством нашей программы является
наличие в ней блока охраны здоровья учителя. Этот
блок представляет собой научно обоснованную и
успешно проверенную в ряде школ систему
комплексных мероприятий, состоящую из девяти
модулей.
Методически различные формы
деятельности по охране здоровья учителя
включены во все структурные элементы программы.
В учебно-методическом комплексе они
представлены специальными образовательными
программами университета здоровья для учителей,
заседаниями круглого стола с участием ведущих
специалистов по актуальным для педагогов
проблемам, индивидуальным консультированием,
персонифицированными программами ЛФК для
педагогов. В рамках медико-профилактических
мероприятий на базе медицинского центра
экспериментальных школ осуществляется
уникальный скрининг факторов риска для здоровья
учителей («Эскиз» – экспертная система контроля
индивидуального здоровья), который позволяет
составить прогноз возможного развития состояния
здоровья на ближайшие 8 лет. Данная методика
является составляющей блока охраны здоровья
учителя4.
Условия реализации
Недостаточно просто декларировать в
школе приоритетной ту или иную тематику, ее
необходимо, во-первых, внедрить в уроки здоровья
как в рамках ОБЖ, так и междисциплинарно и,
во-вторых, дополнить эту тематику всем
комплексом методических средств. Школы,
участвующие в эксперименте (№ 539 – базовая, 523, 1205
ЮЗАО, 1726 ЗАО г. Москвы), в которых внедрена
Комплексная программа, уже располагают таким
инструментарием (книги, памятки, компьютерные
обучающие программы с тестированием знаний по
профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции,
видеоматериалы, серии плакатов по профилактике
курения, наркомании, разработки уроков по
профилактике заболеваний опорно-двигательного
аппарата и памятки для учащихся и родителей).
Успешная реализация программы
возможна только в том случае, если работают все
ее направления и структурные элементы.
Прежде всего это касается
организационного обеспечения программы с четкой
системой взаимосвязей ее отдельных блоков. В
структуре самой модели организационное
обеспечение программы представлено блоком
управления, частью которого является
координационный совет – руководящий орган
школьного комплекса. Координационный совет
утверждает годовой план работы школы в рамках
Комплексной программы.
Невозможно реализовать комплексную
программу «Здоровье в общеобразовательной
школе» без материально-финансового обеспечения.
Поэтому в представленной нами модели есть блок
материально-технического оснащения школы с
медицинским центром.
Но лишь взаимодействие всех блоков
может обеспечить интегрирование здоровья в
учебный процесс, что возможно только при едином
отношении всего школьного коллектива к здоровью.
Мы рассматриваем это как своего рода
идеологическое обеспечение комплексной
программы.
Эти структуры позволяют осуществлять
динамическое наблюдение за состоянием здоровья
учащихся, проводить лечебно-профилактические и
оздоровительные мероприятия непосредственно в
стенах школы. Благодаря созданию медицинского
центра в экспериментальной школе медицинская
служба максимально приближена к школьному
коллективу. Работе центра помогают ученые НИИ
общественного здоровья и управления
здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова.
Новизна и эффективность
Комплексность и новизну данной
программы необходимо рассматривать в трех
важнейших плоскостях:
1. Объектом исследования является все
школьное сообщество: учащиеся, педагогический
состав, методические, административные звенья,
медицинский и вспомогательный персонал школы,
родители учащихся.
2. Работа охватывает и учебный процесс,
и свободное время учеников, все имеющиеся в школе
информационные ниши, используется широкий круг
медицинских, психологических и образовательных
методов, методик, технологий с привлечением
специалистов и ученых разного профиля.
3. Важнейшим результатом работы должно
явиться достижение ценностного и смыслового
единства в идеологии здоровья, которое
охватывает все уровни школьной иерархии –
администрацию, педагогический коллектив,
медицинскую службу, родителей, учащихся.
Ожидаемые результаты станут
реальностью, если все члены школьного коллектива
будут одинаково относиться к проблеме
«человек–образ жизни–образование–здоровье».
Когда в данной социальной группе произойдет
осознание важности собственных усилий для
сохранения здоровья, продвижение в этом
направлении можно будет признать успешным.
На общем фоне формирования единства
взглядов, отношений и действий выстраивается
целый ряд более конкретных результатов, которые
подлежат измерению и являются одновременно
критериями оценки успешности работы. В качестве
важнейших критериев мы рассматриваем повышение
уровня гигиенических знаний; формирование
мотивации, практических навыков и умений;
формирование сознательного гигиенического
поведения; улучшение показателей здоровья.
Приоритет профилактики
Структура заболеваемости определяет
приоритетность мероприятий при проведении
профилактической и оздоровительной работы.
Среди патологических нарушений
опорно-двигательного аппарата (ОДА), т.е.
непосредственно заболеваний, выделяют
артропатии, остеопатии, хондропатии, ревматизм, а
также такие наиболее распространенные среди
детей и подростков деформации костно-мышечной
системы (КМС), как сколиоз, кифоз, лордоз,
плоскостопие. Среди функциональных нарушений
ОДА выделяют нарушения осанки (сутулую, круглую,
кругло-вогнутую, плоскую, сколиотическую). В
структуре функциональных отклонений, выявляемых
у учащихся младших и средних классов, нарушениям
осанки принадлежит первое место. Поэтому одним
из приоритетных направлений сегодня является
профилактика и коррекция нарушений
опорно-двигательного аппарата у школьников. К
сожалению, до сих пор немало врачей считают
нарушения осанки у детей явлением, не
заслуживающим серьезного внимания, поскольку
они якобы и без каких-либо
лечебно-профилактических мероприятий с
возрастом бесследно исчезнут.
Между
тем все более подтверждается мнение, что
различные нарушения осанки в детском возрасте
представляют большую опасность, если
своевременно не приняты меры для их устранения. В
таких случаях они становятся той почвой, на
которой формируются более стойкие и серьезные
нарушения и заболевания. Правильная осанка в
детском возрасте является одним из необходимых
условий нормального формирования КМС, так как
неправильное положение тела при повышенной
эластичности детского скелета приводит к
различного вида деформациям и нарушениям его
развития. Нарушения осанки создают условия для
развития заболеваний ОДА и многих внутренних
органов и систем.
Процесс развития ОДА регулируется как
биологическими факторами (прежде всего,
наследственными), так и факторами внешней среды.
Из факторов внешней среды следует выделить
негативные психоэмоциональные ситуации,
длительные статические нагрузки, нерациональное
питание, неудовлетворительную организацию
физического воспитания, отсутствие мотивации к
здоровому образу жизни. Среди факторов
внутришкольной среды, оказывающих
неблагоприятное влияние на состояние ОДА, до сих
пор значимыми остаются нарушения условий
освещения и подбора мебели в классах.
В современных условиях все эти
вышеперечисленные факторы дополнились новыми.
Это:
– интенсификация обучения и
использование технических средств;
– переход на новые формы и методы обучения;
– снижение двигательной активности и как
результат – выраженная гипокинезия школьников.
Существует прямая зависимость между
правильным физическим воспитанием, двигательным
режимом и формированием хорошей осанки. Однако
коммерциализация спортивных организаций и
сооружений привела к тому, что занятия спортом
перестали быть массовыми. Кроме того, сейчас,
когда помимо телевизоров появились столь
притягательные для детей компьютеры, опасность
гипокинезии возрастает еще больше.
Малоподвижное времяпрепровождение становится у
детей привычным.
Школа в данной ситуации остается
основным звеном в системе физического
воспитания. Но, как показали результаты
исследований, физическое воспитание в школе до
сих пор не обеспечено ни организационно, ни
материально.
Два урока физкультуры в неделю
удовлетворяют двигательные потребности
школьников только на 10–15%.
Принятая в школах организация
учебного процесса, когда доминирует сидячая
рабочая поза, требует специальных
профилактических мер, направленных на
сохранение осанки учащихся. Одна из таких мер –
физкультурные минутки на занятиях в классе, а
дома – возможность для более существенной
разминки. Но, к сожалению, в обследованных нами
школах физкультминутки не проводятся ни на
уроках, ни дома.
Необходимы инновационные технологии,
направленные на профилактику нарушений ОДА у
учащихся. В рамках комплексной программы
«Здоровье в общеобразовательной школе» мы
проводим исследования по этой тематике.
Чтобы предотвратить нарушения ОДА,
необходимы определенные профилактические
мероприятия:
– ранняя диагностика нарушений ОДА и
их своевременная коррекция;
– оптимизация суточной двигательной активности
и рациональное физическое воспитание с
использованием корригирующей гимнастики;
– обучение учителей, родителей и детей основам
ЗОЖ.
Для определения уровня
информированности учащихся по вопросам
нарушений ОДА и их предупреждения был проведен
опрос 397 учащихся средних классов базовых
общеобразовательных школ ЮЗАО г. Москвы. Уровень
знаний учащихся оценивался по следующим
позициям: что такое осанка, строение КМС
человека, различия КМС детей и взрослых; влияние
на формирование осанки походки, посадки за
учебным столом, ношения тяжестей, положения тела
во время сна, а также физической культуры,
питания, одежды, обуви и образа жизни в целом.
Результаты анкетирования показали,
что большинство опрошенных не знают, как
формируется осанка. Ни один из учащихся не указал
всех признаков правильной осанки, походки и
посадки за учебным столом. Более половины
респондентов не знают, что детский ОДА
значительно отличается от такового у взрослых.
То, что неправильная осанка делает
человека малопривлекательным, считает
большинство учащихся (85%). Однако из предложенных
признаков неправильной осанки ни один из
ответивших не назвал все. Наибольшее число
опрошенных выделили сгорбленную спину (86,1%),
опущенную голову (30,3%) и сведенные плечи (30,3%).
Более половины школьников считают, что
положение тела во время сна не влияет на
формирование осанки, а 15,8% вообще не ответили на
этот вопрос. О влиянии походки на осанку знают 78%
учащихся. Из предложенных условий, которые
способствуют правильному развитию стопы, никто
не отметил все необходимые. Правильно
подобранную обувь выделили 59,4%, гимнастику для
ног – 49,7%, правильную походку – 41,2%, питание – 7,3%.
Большинство опрошенных (79,4%) считают,
что занятия физкультурой и спортом необходимы
для формирования правильной осанки. Однако 15%
учащихся на этот вопрос дали отрицательный
ответ.
У большинства учащихся отсутствуют
знания о влиянии питания на формирование осанки,
лишь 21,8% дали на этот вопрос утвердительный
ответ. Большая же часть (64,2%) ответили
отрицательно, а 13,9% не ответили. Низкий уровень
знаний по этому вопросу продемонстрировали как
мальчики, так и девочки.
Более 20% респондентов считают
возможным принятие самостоятельных мер как при
начальных нарушениях осанки, так и (что особенно
тревожно) при заболеваниях ОДА. Такой точки
зрения придерживаются больше мальчики (27,5%), чем
девочки (14,1%). Кроме того, 10% мальчиков считают
возможным вовсе не выполнять рекомендации врача.
Среди опрошенных 20% не знают о влиянии
осанки на положение внутренних органов, а 13%
считают, что положение внутренних органов от
осанки не зависит.
С целью изучения состояния ОДА нами
было проведено (в условиях школы) врачебное
обследование 397 учащихся среднего школьного
возраста. Мы использовали соматоскопическую
оценку, включающую следующие параметры:
скручивание туловища в горизонтальной
плоскости, строго горизонтальное положение
плечевого и тазового пояса, асимметричное
расположение лопаток, крыловидные лопатки,
коническая форма грудной клетки, плоская форма
грудной клетки, выпрямленная осанка,
кифотическая осанка, лордотическая осанка,
сутулая осанка, искривление позвоночника,
уплощенная стопа, плоская стопа, а также
остаточные явления рахита, x- и о-образная форма
ног и избыточная масса тела, которые существенно
дополняют комплексный показатель состояния КМС
учащихся.
Соматоскопическая
оценка ОДА является достаточно информативным,
доступным, легко выполнимым и экономически
выгодным методом, который может быть использован
при скрининговом осмотре учащихся врачом в
условиях школы.
Результаты осмотра показали, что
только 4% учащихся не имеют нарушений со стороны
ОДА. У 53,6% школьников нарушение осанки выявлено в
виде: скручивания туловища вокруг вертикальной
оси (29,5%), отсутствия строго горизонтального
расположения плечевого и тазового пояса (77,1%),
асимметричного положения лопаток (51,8%),
крыловидных лопаток (27,7%), плоской формы грудной
клетки (9%), конической формы грудной клетки (3,6%),
нарушенной осанки: сутулой (20,5%), лордической (15,1%),
кифотической (10,8%), выпрямленной (7,2%).
Остаточные явления рахита выявлены у
38,5% учащихся в виде деформаций грудной клетки –
«куриная» грудь, грудь «сапожника» (38,6%) и в виде
варусной и вальгусной деформаций ног (41,6%). Дети с
избыточной массой тела составили 23%, что является
несомненным фактором риска нарушений ОДА.
Мальчиков с избыточной массой тела оказалось в 1,5
раза больше, чем девочек (13,3 против 9,6%).
Среди заболеваний ОДА сколиоз
составляет 14,5%, причем у девочек он встречается
почти в 2 раза чаще, чем у мальчиков. Плоскостопие
выявлено у 48,2% школьников, среди них мальчиков в
1,5 раза больше, чем девочек. Кроме того,
плоскостопие у мальчиков в 100% случаев сочетается
с избыточной массой тела.
Модульный принцип
В последние годы наиболее эффективным
методом повышения мотивации для укрепления
здоровья стали профилактические обучающие
программы, построенные по модульному принципу.
Мы впервые разработали такой
обучающий модуль для учащихся среднего
школьного возраста «Профилактика и коррекция
нарушений и заболеваний ОДА учащихся
общеобразовательных учреждений».
Модуль представляет собой
структурированный набор
информационно-методических материалов.
Гигиеническая обучающая программа для
школьников средних и старших классов по
профилактике заболеваний ОДА адресована
специалистам и методистам, занимающимся этой
проблемой, а также преподавателям основ
безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в школе.
Программа содержит информационно-методические
материалы и рекомендации для проведения занятий
со школьниками, а также дидактические материалы
для учащихся в виде типичных жизненных ситуаций,
отражающих варианты поведения, вредного и
опасного для КМС. Детям предлагается оценить
описанные ситуации и выбрать правильные ответы.
Учащиеся старшего школьного возраста могут
заниматься по этой программе самостоятельно.
Обучение с использованием
ситуационных проблемных задач является
достаточно эффективной формой работы, так как
активизирует интерес учащихся к поставленной
проблеме, способствует выработке навыков
самостоятельного получения знаний, обеспечивает
формирование более стойких привычек безопасного
поведения, а также готовности и умения ученика
самостоятельно применять их на практике.
На уроках ОБЖ учащиеся знакомятся со
строением скелета человека, возрастными
особенностями КМС ребенка и подростка, экзо- и
эндогенными факторами, на нее влияющими:
обучаются тому, как следует правильно стоять,
ходить, сидеть, лежать. Кроме того, уроки здоровья
способствуют исправлению неправильно
сформированных навыков непосредственно в
процессе занятий.
В
формировании стереотипа правильной осанки
первичным оказывается овладение
мышечно-суставным чувством, характерным для
такой осанки. Это чувство становится эталоном
нормы, на который можно равняться в процессе
самоконтроля за своей осанкой. Однако правильная
осанка относится к двигательным навыкам, которые
трудно формируются и могут быть утрачены при
отсутствии самоконтроля.
Занятия по содержательной части
модуля на уроках ОБЖ логично встраиваются в
сетку учебного процесса, не требуя при этом
дополнительного времени и не увеличивая
нагрузки ни на педагогический коллектив, ни на
учащихся. Школьные занятия сочетают в себе
психическую, статическую и динамическую
нагрузки на отдельные органы и системы, а также
на весь организм в целом. Эти нагрузки (особенно
статическая) отрицательно сказываются на
состоянии КМС школьников. Профилактика этих
негативных последствий – физкультминутки.
Предлагаем упражнения для
физкультминуток, которые разделены на 8 групп в
зависимости от назначения:
1-я – упражнения для улучшения
мозгового кровообращения;
2-я – для снятия зрительного утомления;
3-я – для снятия утомления с мелких мышц кисти;
4-я – для снятия утомления с плечевого пояса и
рук;
5-я – для снятия утомления с туловища;
6-я – для снятия утомления с ног;
7-я – для мобилизации внимания;
8-я – дыхательные упражнения.
Эти упражнения рекомендуется
выполнять в определенном порядке и
установленное количество раз как на уроках, так и
на переменах. Учитель физкультуры организует
подготовку учащихся (волонтеров), которые в
дальнейшем проводят ФМ в своих классах.
Целесообразно в каждом классе подготовить
трех-четырех волонтеров для их чередования при
проведении занятий.
Детям с изменениями осанки и стопы
показаны регулярные спортивно-коррекционные
занятия. Для их оздоровления предлагается
создать в школе специальные физкультурные
группы, которые занимались бы корригирующей
гимнастикой. Занятия в этих группах может
проводить врач-методист по лечебной физкультуре
(ЛФК) из поликлиники или врачебно-физкультурного
диспансера, а также школьный преподаватель
физкультуры после предварительной подготовки
(под контролем врача по ЛФК). Организованные на
базе школьного медицинского центра кабинет ЛФК и
тренажерный зал делают удобными и доступными
занятия по ЛФК для школьников с выявленными
нарушениями и заболеваниями КМС.
Поддержка родителей
Кроме занятий ЛФК в школе необходимо
разучить упражнения для домашних занятий и в
последующем проверять их выполнение. Домашние
занятия позволят эффективнее работать над
нарушениями со стороны ОДА, а также воспитать
здоровые привычки, создать правильную осанку и
красивую походку.
Компьютерная программа «Профилактика
болей в спине у детей и подростков» содержит
наиболее эффективные по результатам воздействия
на позвоночник и мышечный корсет комплексы
упражнений, которые выполняются в положении лежа
на спине, на животе и стоя на четвереньках.
Особенностью этой методики является то, что для
занятий ЛФК методист или учитель физкультуры
может разработать индивидуальный комплекс для
каждого ребенка с учетом его физических
способностей.
Введение в школьную образовательную
программу основ ЗОЖ позволит каждому ребенку
получить необходимые знания и навыки в этой
области. Однако реальность такова, что знания,
которые дети получают в школе, могут вступать в
противоречие с тем образом жизни, который ведут
их семьи. Для детей из семей, где бытует
нездоровый образ жизни, полученные знания
становятся абстрактными, оторванными от
действительности. Ребенку приходится отстаивать
собственную позицию, что ему не по возрасту, это
может привести к невротизации и нарушить
здоровье. Кроме того, исследования показывают,
что уже до поступления в школу у подавляющего
большинства сформировались поведенческие, часто
неправильные стереотипы в отношении осанки.
Поэтому наши обучающие программы направлены не
только на привитие правильного здорового
поведения, но и на коррекцию уже сложившихся
вредных привычек.
Важным аспектом восприятия получаемой
информации, предложенной в модуле, является
выработка у школьников позитивной мотивации к
овладению и закреплению предлагаемых знаний и
навыков. Партнером в этой работе должна стать
семья. Родителям необходимо осознать
необходимость совместной и согласованной работы
школы и семьи, чтобы обеспечить единые взгляды на
значение гигиенических требований и норм
поведения в жизни человека, в семейных условиях
продолжить закрепление полученных в школе
знаний и умений, трансформировать их в навыки и
привычки. Только единство гигиенических
требований к ребенку в школе и семье может дать
положительные результаты.
Эффективное осуществление этих
принципов в значительной мере зависит от
медико-гигиенических знаний и навыков родителей.
Чтобы повысить грамотность родителей, надо их
обучить, а также сформировать мотивацию к
получению медико-гигиенических знаний. Мы
разработали семинары и лекции для проведения их
на классных родительских собраниях. Кроме того,
на этих собраниях мы информируем родителей о
результатах нашей научно-исследовательской
работы, где в качестве испытуемых участвовали их
дети. С родителями детей, у которых мы выявили те
или иные отклонения ОДА, проводятся
индивидуальные беседы и медицинские
консультации.
Для родителей мы подготовили брошюру
«Выпрямись!» о воспитании правильной осанки у
школьников и две памятки: «Профилактика и
коррекция нарушений осанки и искривлений
позвоночника у школьников» и «Плоскостопие у
школьников: профилактика и лечение».
На первом этапе занятия с коллективом
школьного комплекса (учащиеся, педагоги,
родители) ведут авторы методик обучающего
модуля: ученые, разработчики, которые
впоследствии становятся аналитиками и
экспертами в этой работе. Затем обучение
проводят преподаватель ОБЖ и
учителя-предметники (биологии, физики,
физкультуры) после соответствующей подготовки.
Наиболее приемлемой формой общения в
социуме, особенно среди школьников, являются
отношения «ученик в роли учителя». Для обучения
учащихся в рамках предлагаемого модуля мы
рекомендуем привлекать наиболее активных
школьников, у которых есть положительная
установка на сохранение и улучшение
собственного здоровья, высокий уровень знаний по
вопросам ОБЖ, а также желающих поделиться своими
знаниями со сверстниками. После соответствующей
подготовки ученики-волонтеры выступают в роли
инструкторов при проведении физкультминуток и
уроков здоровья.
Модуль является содержательной
составляющей комплексной программы, но может
рассматриваться и как самостоятельное обучающее
пособие для внедрения в систему
профилактической работы учреждений не только
системы образования, но и здравоохранения.
Тиражирование и распространение модуля как
учебного пособия, а также отдельных его
структурных составляющих позволит снизить
факторы риска нарушений ОДА у учащихся
общеобразовательных учреждений. специалисты
системы здравоохранения и образования могут на
основе анализа и обобщения результатов работы по
предлагаемому модулю своевременно проводить
коррекцию отдельных его составляющих для
повышения его эффективности.
1 Автор программы
– доктор медицинских наук, профессор А.В.
Ляхович, руководитель отдела проблем
формирования общественного здоровья НИИ ОЗиУЗ
ММА им. И.М. Сеченова. Программа утверждена
научно-методическим советом по ОБЖ Департамента
образования г. Москвы.
2 Такими темами являются в
первую очередь профилактика наркомании, половое
воспитание и формирование сексуальной культуры,
профилактика ИППП, в том числе ВИЧ-инфекции,
детский травматизм, самопомощь.
3 Раздел
Программы по охране здоровья учителя
выполняется силами лаборатории
медико-социальных и психологических проблем
здоровья под руководством кандидата философских
наук В.З. Когана.
4 Авторами данного
раздела являются доктор медицинских наук,
профессор И.А. Гундаров и кандидат философских
наук В.З. Коган.
|