Жизнь в большом городе напрягает нервы и истощает душу своим темпом и обилием информации. Вокруг не хватает гармонии, чтобы можно было расслабиться.
Поэтому для городского человека важно выразить себя в танце и найти гармонию в музыке
Музыка, которую мы выбираем
Каждый из нас в душе носит неповторимую музыку. Об этом впервые сказал Корней Чуковский в одной из статей о Л. Толстом: «Толстой первый понял, что, кроме всяких свойств, у человеческой личности есть как бы своя душевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собою, и что если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства, а этой душевной мелодии не изобразим, – то изображение наше будет ложь и клевета».
У каждого из нас есть своя любимая музыка. Кто-то ловит кайф от лирических баллад ансамбля «Битлз», кто-то находит себя в искрометной музыке Россини и Вивальди, кто-то «балдеет» от тяжелого рока. Как говорят – «на вкус и цвет...» Но все же есть в наших музыкальных вкусах и предпочтениях закономерности, которые имеют определенные психологические основания.
Еще древние отметили, что подобное стремится к подобному. Из этого можно сделать вывод, что больше всего человеку будет нравиться та музыка, которая соответствует его природному темпераменту. И любимыми композиторами у человека будут те, которые имеют тот же психологический склад темперамента, что и слушатель, пришедший на концерт.
При всем многообразии наших переживаний существуют четыре основные эмоции – это радость, страх, гнев и печаль. Преобладание одной из этих эмоций определяет тот эмоциональный тон, в котором живет человек. Отсюда родились классические типы темпераментов, которые были определены еще древнегреческим врачом Гиппократом, – холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.
Холерики в своем поведении часто нетерпеливы, суетливы и вспыльчивы, они обладают резкими, порывистыми движениями и страстной речью со сбивчивыми интонациями. Они склонны к резким переменам настроения и прямолинейны в отношениях с людьми. Они любят риск и находчивы в споре. И музыка им нравится такая же – бурная, энергичная и порывистая. Таким темпераментом обладали и такую музыку писали Бетховен, Берлиоз, Лист.
Сангвиники веселы, жизнерадостны и общительны. Они – душа любого общества, балагуры и весельчаки, легко переживают неудачи и неприятности. Они отзывчивы и не чувствуют скованности в общении с новыми людьми. Они могут быть выносливы и работоспособны, если дело, которым они занимаются, им интересно. Однако однообразная и кропотливая работа их утомляет и быстро наскучивает. Их речь – быстрая и громкая, с живыми жестами и выразительной мимикой. Им по нраву музыка живая, веселая и энергичная. Такую мы найдем у композиторов Моцарта, Россини, Прокофьева, Вивальди.
Флегматики неторопливы, обстоятельны, спокойны не только в обычных, но и в самых трудных ситуациях. Они последовательны в делах, их речь плавна и размеренна, без резких выражений эмоций, без яркой жестикуляции и мимики. Флегматикам легко сдерживать свои порывы, ибо они придерживаются принципа экономии сил. В общении они ровны и рассудительны. Им подходит музыка замедленных темпов и ровная по настроению – без драматических вспышек и неистовств. Среди композиторов флегматического темперамента можно назвать Бородина, Глазунова, Лядова.
Меланхолики считаются людьми застенчивыми и стеснительными, скрытными и малообщительными. Они болезненно чувствительны и легкоранимы, при неудачах склонны уходить в себя и заниматься самобичеванием. Речь их тиха, с просительными и извиняющимися интонациями. Им свойственно искать сочувствия и помощи у окружающих. Они легко переносят одиночество, предпочитая шумным компаниям общение с одним-двумя близкими друзьями. Но благодаря своей высокой чувствительности к окружающей жизни именно меланхолики создают наиболее тонкие и проникновенные произведения искусства. К меланхоликам можно причислить Чайковского, Шопена, Сибелиуса.
Все эти данные можно ввести в удобную схему, разработанную на основе теста английского психолога Ганса Айзенка (см. таблицу).
Карл Юнг ввел в психологическую практику широко известные ныне понятия «интроверты» и «экстраверты». К первому типу он отнес людей, которые в переживаниях обращены больше в свой внутренний мир, к своим собственным чувствам. Интроверты ведут преимущественно уединенный и замкнутый образ жизни. Шумным компаниям они предпочитают собственное общество, общение с книгой, природой или искусством. У них небольшой круг друзей, но дружеские связи интроверта глубоки и продолжительны. Среди великих музыкантов к интровертам психологи относят Чайковского, Шопена, Скрябина, Шостаковича. Эти композиторы считаются признанными лириками, которые смогли в своем творчестве раскрыть самые тонкие грани человеческой психики.
К экстравертам К. Юнг отнес шумных и общительных людей, любящих большие компании, грандиозные события и празднества. Экстраверты не терпят скуки и монотонности, не могут долго сидеть на одном месте, не могут жить без притока сильных и ярких впечатлений. Знакомства и связи у экстравертов бесчисленны и многообразны, но в них нет той трогательной глубины и интимности, которой отличается дружба интровертов. Интроверты предпочитают работать в одиночестве, а экстраверты – в группе.
Если сравнить интровертов и экстравертов с классификацией Гиппократа, к интровертам относят меланхоликов и флегматиков, а к экстравертам – холериков и сангвиников.
Среди больших композиторов к экстравертам следует отнести Бетховена, Листа, Россини, Мейербера.
Танцевальная
терапия
Тело и его разнообразные движения, как и голос человека, были самыми первыми инструментами для выражения чувств. Первобытные танцы наших предков – военные, трудовые, бытовые, обрядовые – психологически готовили людей к нужной деятельности, нормализовали их эмоциональное состояние. Музыкальные ритмы и интонации, сопровождавшие танец, давали этим движениям необходимую энергетику и пластику. Танцы сплачивали племя в единый коллектив и тем самым способствовали его выживанию. Издревле танцы делились на мужские и женские, помогали на психологическом уровне решить задачу половой идентификации.
Если мы посмотрим на музыкальную жизнь Древней Греции, то увидим там два больших музыкальных праздника. Один – в честь бога вина Дионисия, а второй – в честь покровителя муз Аполлона.
Дионисий, как свидетельствуют легенды и мифы, играл на авлосе – так называли деревянный духовой инструмент типа гобоя, который издавал резкий и громкий звук.
Аполлон играл на кифаре – прародительнице нынешней гитары, которая была ему подарена самим Гермесом, посланником богов. Своей музыкой, строгой и возвышенной, Аполлон исцелял людей и предсказывал их будущее.
Праздники Дионисия устраивались осенью, после сбора винограда, когда поспевало первое молодое вино. Шествия в честь Дионисия совершались под грохот барабанов и визг авлосов. Танцы на дионисийских праздниках носили очень свободный характер, чего нельзя было сказать об аполлонических танцах.
Тогда же мы видим разделение музыки на два разных по своему характеру направления – авлетику и кифаристику. Соответственно и танцы разделились на аполлонические и дионисийские.
Танцы в честь Аполлона – строгие и размеренные, движения в них совершались по заданным канонам и правилам. Танцы в честь Дионисия – свободные, раскованные и необузданные. Каждый мог в этом танце делать все, что он захочет. Существуют и другие классификации, но мы ограничимся этими двумя разновидностями танца – с правилами и без правил. В первых обобщается система высших ценностей общества, и они впоследствии перемещаются на сцену. Вторые служат для эмоционального самовыражения и используются в быту. Они спонтанны, экспрессивны и выражают индивидуальность танцующего.
Танцы делят также на гармоничные и негармоничные (конвульсивные), интровертные и экстравертные.
Гармоничные танцы выражают радость жизни танцующего от избытка позитивных чувств. В негармоничных (свободных) танцах танцующий выплескивает негативные чувства и страдания, освобождаясь от них. В психотерапевтической практике именно этот вид танца привлекается для достижения катарсической разрядки от тяжелых аффектов.
В интровертных танцах, получивших свое название от известной классификации К. Юнга, человек пытается при помощи движений выразить свой внутренний мир. В экстравертных – впечатления и переживания внешнего мира.
В телесно-ориентированной терапии танец привлекается для интеграции основных сегментов тела. У невротика эти сегменты, как было выявлено в исследованиях по биосинтезу Дэйвида Боаделла, голова и позвоночник, грудь и туловище, позвоночник и внутренние органы разъединены мышечными зажимами. Биоэнергия из-за этого не может свободно протекать из одной части тела в другую. Поэтому движения невротика скованны, угловаты и плохо скоординированы. В танце эти мышечные зажимы устраняются, и раскрепощенное тело становится основой для раскрепощения личности.
В парном танце люди учатся без слов чувствовать и понимать друг друга, и эта коммуникация оказывается важнее слов.
В групповой танцевальной терапии участники группы могут выражать свои чувства не только в свободном танце, но и осваивать движения различных животных, что расширяет их репертуар. В своей практике я предлагаю участникам группы танцы птиц и животных, направленные на активизацию различных групп мышц. Это могут быть танцы бабочек и ласточек, где требуются свободные взмахи рук; танцы дельфинов и змей, в которых требуются свободные движения в бедрах; танцы цапель и газелей, в которых требуются свободные движения ног. Три-четыре человека танцуют, а остальные смотрят и выявляют, у кого какие имеются зажимы в теле.
Спонтанная танцевальная терапия осуществляется сегодня на дискотеках. Ответы многих любителей дискотек на вопрос: «За что вы любите дискотеку?» – звучат примерно одинаково: «Танцы на дискотеках повышают настроение». Многие молодые любители танцев отмечают у себя после них усиление сексуального влечения. И это – закономерное следствие устранения мышечных зажимов.
|