Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2005

Школьный возраст

Задержка психического развития – не приговор

Ребенку, которому поставили диагноз «задержка психического развития» (ЗПР), нелегко приходится в нашем мире. Зачастую такие дети становятся «мальчиками для битья» как для учителя, так и для одноклассников, а ведь известно, что дети бывают очень жестокими. Такая травля еще больше замедляет развитие ребенка и может привести к необратимым последствиям. Что в таком случае делать родителям?

Картина болезни

Прежде всго необходимо выяснить причину возникновения ЗПР, установить, что повлекло за собой серьезные изменения в психике ребенка.

Основными причинами ЗПР являются:

  • слабовыраженное органическое поражение головного мозга, которое может быть врожденным или возникнуть во время внутриутробного развития, при родах, а также в раннем периоде жизни ребенка; приобретенным в результате травм, инфекционных поражений головного мозга и ЦНС, в результате интоксикации, а также генетически обусловленной недостаточности ЦНС;
  • неправильное воспитание ребенка: дефицит материнской ласки, внимания, тепла, общения, недостаточный уход за малышом, недополучение им информации;
  • педагогические ошибки: некомпетентность, некорректное поведение педагогов, унижение в детском саду или в школе.

У детей с ЗПР наблюдается неоднородность нарушенных и сохраненных звеньев психической деятельности, ярко выраженная неравномерность формирования различных сторон психики. У них плохо развито восприятие, они с трудом узнают предметы, буквы, сочетания букв, лишены тонких форм зрительного и слухового восприятия, их двигательные навыки недостаточно согласованы. Поэтому им трудно выполнять привычные действия, переключаться с одного рода деятельности на другой.

Возникают сложности в формировании школьно-значимых функций: внимания, памяти, логического мышления, пространственного представления, ориентации. Оказываются вовремя не скомпенсированы эмоционально-личностные и поведенческие связи. Это может выражаться в рассеянности, низкой концентрации, заторможенности или неусидчивости, затруднении в устной и письменной речи, низком уровне интеллекта, отсутствии чувства юмора. Появляются проблемы в общении со сверстниками, взрослыми, преобладает эмоциональная лабильность.

Причины разные, итог один

Миша П., 16 лет. Диагноз ЗПР врачи поставили мальчику в раннем детстве. Миша находится под наблюдением невролога, состоит на учете в психоневрологическом диспансере. При рождении произошло обвитие пуповиной, возникла гипоксия, в результате – органическое поражение головного мозга и ЦНС. Уже в раннем возрасте мальчик отставал в развитии. Детский сад не посещал, воспитывался дома. Сейчас учится в классе коррекции специализированного интерната. У Миши – выраженное нарушение двигательных функций, мелкой моторики; сложность в переключении; нарушение внимания, мышления, логики; на вопросы отвечает односложно, малоактивен, заторможен; сложности в общении со сверстниками и взрослыми; неуравновешен, эмоционально лабилен.

Безусловно, такие дети должны наблюдаться врачами, проходить ежегодное обследование, они должны получать регулярную медикаментозную терапию. При этом дети с таким диагнозом нуждаются в индивидуальной психологической коррекции под наблюдением психолога и логопеда.

В течение одного года Миша проходил курс коррекционных нейропсихологических занятий в Центре нейропсихологии (по 15 занятий через 2–3 месяца в течение года). К концу года Миша свободно общался не только со своим психологом, но и с другими сотрудниками центра, учителями в школе и одноклассниками. Со слов мамы, за это время он научился спорить, отстаивать свою точку зрения. Теперь Миша свободно составляет рассказы по картинкам, пересказывает тексты; у него увеличился словарный запас; повысилась концентрация внимания. Ребенок стал заниматься с репетиторами по математике и русскому языку, улучшилась успеваемость в школе, появились пятерки по устным предметам. Совместная работа психологов центра, врачей и родителей дала успешный результат.

Тимофею 7 лет, он ученик 1-го класса общеобразовательной школы. Выделяется среди одноклассников слабым развитием: недостаточный запас знаний, интеллекта. В начале учебного года Тима даже не знал, как зовут его родителей, где они работают, не знал свой адрес, телефон, дни недели, времена года, путал цвета. Мальчик очень тихий, боязливый, плаксивый, речь у него бедная, односложная. С рождения до четырех с половиной лет он жил у бабушки в деревне, бабушка его развитием не занималась. В четыре с половиной года мама привезла ребенка в Москву. К шести годам он почти не разговаривал, и мама отвела его к логопеду. За один год ребенка научили устной речи в пределах элементарного общения. В 7 лет Тима пошел в 1-й класс. Через некоторое время учительница заметила, что он не знает букв, не умеет читать, у него проблемы с арифметикой, логикой и общением. По совету школьного психолога мама Тимы обратилась в психологический центр, где ребенку назначили курс индивидуальных коррекционных занятий с психологом, на которых его обучали элементарным навыкам и познанию окружающего мира.

Хотя органического поражения мозга и ЦНС у Тимы не было, дефекты воспитания послужили почвой для задержки психического развития. Поэтому работа психологов центра была направлена не только на развитие ребенка, но и на длительные, обучающие беседы с его родителями. Полугодовая работа психологов привела к хорошим результатам: Тима начал догонять одноклассников и удовлетворительно справляться со школьной программой.

Будьте всегда на стороне малыша!

Какие же методы работы с ребенком, имеющим ЗПР, наиболее эффективны? Что можно посоветовать родителям?

Прежде всего, не отчаиваться! Надо проконсультироваться у детского психоневролога, исключить органическую патологию. Затем обратиться за помощью к психологам и семейным консультантам-психологам, они окажут психологическую помощь не только ребенку, но и родителям.

Обратите внимание, как ваш ребенок учится, устает ли, нравится ему школа или нет. Познакомьтесь с учителями, узнайте, как и с кем общается ваш ребенок. В любых ситуациях будьте на стороне своего малыша! Пусть он знает, что вы его любите, вы рядом, вы справедливы к нему и хотите ему помочь. Занимайтесь ребенком, следите не только за его успеваемостью, но и за эмоционально-личностным состоянием. Только тогда можно избежать тех проблем, о которых мы здесь рассказали.

 

Ольга Должанская