Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2005

Технология

Создадим систему сами

В современной системе школьного образования сложилось противоречие между учебной нагрузкой и психофизиологическими возможностями учащихся различных возрастных групп. С одной стороны, педагогическая теория призывает учитывать индивидуальные особенности ученика, а с другой – интенсификация учебного процесса требует от растущего организма школьника повышенных энергозатрат.

Выход из сложившейся ситуации мы видим в создании в школе школьной программы психолого-валеологического образования детей, педагогов и родителей.

Цель данной программы – достижение определенного уровня валеологической компетентности субъектами образовательного процесса. Имеется в виду не только знание способов сохранения здоровья, но и анализ поступков и образа жизни с точки зрения их влияния на состояние здоровья.

«Единая программа сопровождения и поддержки процесса адаптации учащихся 1–11-х классов» призвана объединить усилия педагогов, психологов и медработников для создания личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.

Одно из направлений программы – медицинская поддержка и оздоровление учащихся без отрыва от учебы. Другое направление – психологическое сопровождение образовательного процесса.

В рамках этого проекта освобожденные классные воспитатели в классах компенсирующего обучения реализуют программу «Здоровье». В учебный план этих классов включены коррекционные психологические и логопедические занятия, индивидуальные занятия учителей-предметников, дополнительные уроки физвоспитания, занятия оздоровительной и лечебной физкультурой.

Наша программа выстроена так, чтобы формировать у детей базисные навыки и знания по возрастной анатомии, физиологии, психологии и гигиене, постепенно, на каждом возрастном этапе, расширяя их спектр.

В начальной школе на классных часах ребята знакомятся с основами гигиены и способами оказания первой медицинской помощи. Лекторская группа из учащихся 10-х, 11-х медицинских классов проводит занятия с детьми 1–4-х классов по профилактике вредных привычек. Руководитель медицинского центра и педагог-психолог организуют занятия для учителей начальной школы и лекторий для родителей.

За счет часов учебного плана в 5-х классах проводятся психологические занятия с группами ребят, испытывающих трудности в адаптации, повышенную тревожность, имеющих низкую учебную мотивацию.

Для учащихся 5-х и 6-х классов, интересу¬ющихся вопросами взаимоотношений человека с природой, работает кружок «Комнатное цветоводство с элементами фитотерапии». Его ведет учитель биологии З.В. Миронова. Цель курса – привить учащимся любовь к живой природе, развивать познавательные интересы, познакомить с целительными свойствами комнатных растений.

Для учащихся 7-х классов работает факультатив «Основы валеологии» (руководитель О.А. Ильина) и кружок «Живые организмы – друзья здоровья» (руководитель З.В. Миронова). Факультатив продолжает формирование представлений учащихся о ЗОЖ, навыков по предупреждению и профилактике заболеваний. Программа кружка способствует углублению знаний о живой природе, учит практическому применению их для профилактики и лечения различных заболеваний, в питании, косметике. Кружок помогает школьному медицинскому центру в заготовке лекарственного сырья.

В программе биологии 8-го класса выделены часы для изучения различных факторов, влияющих на здоровье человека, и способов сохранения здоровья.

В 9-х классах реализуется программа «ОБЖ с основами валеологии», разработанная учителем биологии и экологии Е.В. Ивановой. В ее задачи входит привлечение внимания учащихся к собственному здоровью, оказание моральной и психологической помощи подросткам.

В учебные планы школы 1-й и 2-й ступени введены также дополнительные часы физвоспитания, ритмики, плавания, корригирующей гимнастики.

Для учащихся 7-х классов работает факультатив «Психология бесконфликтного общения» с целью развития у ребят коммуникативных навыков, профилактики дезадаптации, связанной с повышенной агрессивностью, акцентуированными чертами характера. Кроме того, в 9-х классах проводятся психологические тренинги по выявлению профессиональных предпочтений, помогающие ученикам в выборе профиля дальнейшего обучения в школе.

В 10–11-х классах психологи продолжают работу на классных часах по программе «Психология самопознания и саморазвития». Основными целями программы являются актуализация собственного «Я», поиск своего места в системе человеческих взаимоотношений, профилактика дезадаптации, особенно среди учащихся 10-х классов.

Таким образом, психологическая служба является существенным компонентом системы образования и способствует формированию культуры здоровья школьников.

Данное направление работы осуществляется и через внеурочную деятельность учащихся. Это – ежемесячные спортивные соревнования, дни здоровья, осенние и весенние туристические слеты, экологические ринги, КВНы, викторины, устные журналы, проводимые в классных коллективах, предметные недели.

Пропаганда знаний о культуре здоровья осуществляется и через ежемесячные выпуски стенгазет «Валеологический вестник» и «Санпост» с приложением «Спрашивайте – отвечаем». В редколлегию входят учащиеся медицинских классов. Грамотность педагогов и родителей повышается на специальных совещаниях, семинарах и конференциях. Результаты медико-психолого-педагогических исследований доводятся до сведения учителей на совещаниях, МО, педсоветах, через методический бюллетень в учительской.

В школе организована работа по оздоровлению самих учителей (посещение групп здоровья, сеансы массажа, используются бассейн, сауна, тренажерные залы).

Создание системы психолого-валеологического образования привело к перестройке всего учебно-воспитательного процесса. Творческий коллектив единомышленников (педагоги, психологи и медицинские работники) реализует комплексную задачу по сохранению физического, интеллектуального и нравственного здоровья учащихся.

 

Н. Кузнецова