Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2005

Школьный возраст

Баллы за бал

Долгий звонок соловьем пропоет в тишине,
Всем школярам перемену в судьбе обещая.
Б. Окуджава

У каждого из нас свое представление о том, каким должен быть праздник: многолюдным и шумным или камерным и спокойным. И в нашей власти провести праздничные дни так, чтобы они запомнились и сделали наши повседневные заботы не столь однообразными и обременительными. Воспоминания о прошлом празднике, планирование и подготовка будущего в прямом и переносном смысле скрашивают наши будни.

Все детские праздники в известном смысле – отражение нашего понимания этого события. И ответственность за праздничное настроение детей тоже лежит на окружающих взрослых.

Как создать настроение

Нередко приходится слышать, что современные дети сильно отличаются от своих сверстников 20–30-летней давности. Их ничем нельзя удивить, и устроить для них настоящий праздник практически невозможно. Попробуем разобраться, насколько верно это утверждение.

В качестве основных факторов, отрицательно влияющих на современных подростков, в числе первых называют экономическую нестабильность и средства массовой информации. Причем культурные традиции определяют не только особенности перехода от детства к взрослости, но и его длительность.

Что касается необходимости удивлять – то надо ли? Разве праздник сводится к получению новых сильных впечатлений? А может быть, просто положительных? И совсем не обязательно тратить время и силы на поиск чего-то необычного!

Еще четверть века назад набор фломастеров или пластинка с любимой мелодией казались царским подарком, а путешествие в Прибалтику – верхом мечтаний.

Наше время – время больших, и прежде всего материальных, возможностей – явственно показывает, что праздничное настроение не создается ни дорогим угощением, ни яркими фейерверками, ни заморскими презентами. Не нужно быть психологом, чтобы утверждать, что только особая атмосфера радости, общение с дорогими и близкими людьми делают нас на короткое время счастливыми и беззаботными.

На протяжении десяти лет обучения у детей бывает немало праздников, и в каждой школе сложились свои традиции. Наряду с Днем учителя или Новым годом в ряде школ появились дни культуры, иностранных языков... Полученные во время таких событий символические подарки бережно хранятся и после окончания школы как память о чем-то очень дорогом.

Со слезами на глазах

Среди всех этих памятных мероприятий, повторяющихся из года в год, в жизни каждого школьника есть несколько уникальных. Всего один раз мы впервые переступаем порог школы, и один раз для нас звенит последний школьный звонок.

Последний звонок носит скорее знаковый характер и символизирует начало иной, самостоятельной жизни. Одиннадцатиклассникам изрядно надоело жить по «детскому» сценарию, предполагающему подчинение воле взрослых. Они хотят свободы – действий, мыслей, чувств. Все это они получат сполна, а вдобавок к этому и многое другое, далеко не всегда приятное.

В школе одиннадцатиклассников называют выпускниками, да и они чувствуют себя совершенно по-особому. Педагоги не на словах, а на деле относятся к ним как к взрослым людям: им поручают ответственные задания и доверяют детей помладше, с ними советуются, к их мнению прислушиваются.

Вопрос о критериях взрослости обсуждается специалистами разных наук – медиками, педагогами, психологами. По мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, понятия зрелости и взрослости – социально-исторические. Психологи расходятся во мнении относительно взрослости современных выпускников: кто-то обращает внимание на их чрезмерно раннее вхождение во взрослую жизнь, а кто-то, наоборот, готов уличить их в инфантильности и несамостоятельности. Весьма вероятно, что правы и те и другие – вопрос состоит в том, что выбрать в качестве критериев взрослости.

Сто лет назад американский психолог Дж. Болдуин заметил, что надежным показателем наступления взрослости является личностная зрелость, а не такие общепринятые критерии, как самостоятельный заработок, вступление в брак, появление детей или завершение образования. Вероятно, это относится и к современным молодым людям.

Ни у кого не вызывает сомнений, что нельзя стать взрослым за один день. Однако есть некий социальный рубеж, который отделяет детство от взрослости – окончание школы. Два праздника – последний звонок и выпускной бал – знаменуют прощание со школой и детством.

Одиннадцатиклассники ждут последнего школьного звонка как особого события в своей жизни. При этом у многих из них двойственное отношение и к самому празднику, и к окончанию школы в целом: к желанию почувствовать себя взрослыми примешивается переживание потери привычного общения с педагогами и одноклассниками. Мне несколько раз приходилось присутствовать на последнем школьном празднике и в роли школьного психолога, и в привычной для большинства людей роли мамы. Это – праздник со слезами на глазах. Каждый год в нашей гимназии проводится анонимное анкетирование одиннадцатиклассников, с тем чтобы выяснить их отношение к школе и учителям. Многие выпускники, не скрывая, заявляют, что чем ближе последний школьный звонок, тем дороже становится школа и все связанное с ней.

Между последним школьным звонком и выпускным вечером лежит ответственная пора экзаменов, что не мешает повзрослевшим подросткам готовиться к последнему школьному балу: девочкам – шить красивые платья и думать о прическе, а мальчикам – примерять вместо привычных джинсов строгий костюм с галстуком.

Выпускной вечер, как и последний школьный звонок, вызывает неоднозначные чувства: здесь и радость торжества, и грусть, и тревога за будущее. Аналогичные чувства испытывают и учителя, так как со многими из учеников у них сложились добрые отношения.

Всем – и педагогам, и самим выпускникам, и их родителям – хочется, чтобы последние школьные праздники запомнились на всю жизнь. Как этого добиться?

По сценарию

По традиции и последний звонок, и выпускной вечер начинаются в школе. К сожалению, события последних лет заставляют нас быть особенно внимательными к выполнению обязательных инструкций, рекомендаций и правил по технике безопасности. Как предотвратить возникновение пожара, как вести себя при чрезвычайных происшествиях – эти и другие сведения хорошо известны всем школьным работникам.

Чтобы праздник не превратился в свою противоположность, необходимо обязательное присутствие во время его проведения взрослых – педагогов, администрации школы, родителей. Еще лучше – не ограничиваться контролем за каждым шагом выпускника, так как эта задача не только неблагодарная, но и невыполнимая, а позаботиться об организации торжества. Тщательно продуманный сценарий не только делает этот вечер запоминающимся, но и в известном смысле страхует от неприятных неожиданностей.

Былое нельзя воротить…

В течение всех лет школьного обучения детям внушали, что их готовят к взрослой жизни, которую каждый из них понимает по-своему. В последний день поздно давать надоевшие подросткам советы, а уж тем более переучивать. Однако мудрое напутствие директора школы или кого-нибудь из пользующихся авторитетом учителей в данном случае очень уместно. Взволнованы все – и педагоги, и теперь уже бывшие ученики, и их родители, и потому не всякие слова запомнятся, оставят след на всю жизнь. Еще более повзрослевшие и готовые вырваться на волю 16–17-летние выпускники надеются услышать не дежурные фразы и принятые в таких случаях пожелания доброго пути, а слова, обращенные именно к ним из уст человека, любящего их и любимого ими.

Мне как маме запомнилось выступление директора московской гимназии на Юго-Западе Ю.В. Завельского. Очень немолодой человек находил слова, которые были понятны ребятам, несмотря на большую разницу в возрасте. Его неторопливая и негромкая речь, лишенная пафосных восклицаний, настроила на умиро¬творенное и даже философское отношение ко всему происходящему.

Былое нельзя воротить,
и печалиться не о чем,
У каждой эпохи свои подрастают леса…

Известная песня Б. Окуджавы, хорошо знакомая тем, чье взросление пришлось на 60–70-е годы, точно передает переживание человека, размышляющего о своей судьбе и предстоящих переменах.

Оценивают дети

Пока дети учились в школе, учителя ставили им отметки. Теперь настало время ученикам оценивать, насколько удалось взрослым сделать эти два прощальных школьных торжества по-настоящему интересными и запоминающимися. И принятая в нашей школе пятибалльная система оценивания в данном случае явно недостаточна – истинной оценкой будет то отношение, которое на протяжении последующих лет сохранят выпускники к школе. Придут ли они в школу в будни и праздники, расскажут о своих победах и поражениях во взрослой жизни, захотят или нет помочь родной школе – эти и другие их поступки и будут той отметкой, которую бывшие выпускники выставят школе и учителям.

Дети привыкли, что контрольные можно переписывать, неоконченное в классе сочинение дописывать дома и исправлять отметки, поставленные в журнал карандашом. Взрослые, в данном случае педагоги и родители, находятся в ином положении, и далеко не всё могут переписать или исправить. И последний звонок, и выпускной вечер в жизни каждого школьника бывает один раз. И от того, как взрослым удастся их организовать, будет зависеть и атмосфера этих знаменательных событий, и те впечатления, с которыми наши выпускники выйдут из школы. Верным свидетельством любви и признательности к школе будет желание перешагнуть ее порог уже в качестве родителей и доверить своим бывшим учителям самое дорогое – своих детей.

Ну а пока что желаю всем школьным педагогам и психологам, выпускникам и их родителям, чтобы в вашей жизни стало на один праздник больше. Даже если это потребует дополнительных усилий – они окупятся.

 

Марина Степанова ,
доктор медицинских наук, НИИ гигиены детей и подростков РАМН