Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2005

Школьный возраст

Экзамены: наука побеждать

Одни литрами пьют кофе, другие глотают валерианку, но это не помогает. Лучшая профилактика предэкзаменационного стресса – равномерные занятия в течение всего учебного года

Сколько бы ни оставалось времени до экзаменов – год, месяц или неделя, мы должны использовать его по максимуму. Прежде всего составим план – им пользуются и школьные учителя, и бизнесмены, и просто умные люди. Оценим время, которое сможем выделить для того или иного предмета. Сделаем на каждый день недели настоящее расписание занятий, которому строго будем следовать. Если по какой-то причине потратим отведенное время на что-то другое – пойдем дальше по графику, а когда найдется минута, наверстаем упущенное. Первыми пунктами в план впишем самые малознакомые параграфы, чтобы не оставалось уязвимых мест. И прислушаемся к советам тех психологов, которые рекомендуют обязательно найти в своем графике день для того, чтобы прочесть весь сдаваемый курс целиком. Что-то в памяти да останется!

Многие пытаются «заглотнуть» за один присест целые разделы и больше к ним не возвращаются до самого экзамена. Это неправильный подход: человеческий мозг плохо воспринимает эмоционально неокрашенную информацию, если ее не повторять. Только повторяя пройденное, можно достичь желаемого результата. И не нужно зубрить все темы сразу на «пять», сперва убедимся-ка, что знаем вопросы хотя бы на «трояк».

Тратить ли время на шпаргалки? Да! Так советуют и сами педагоги. Будучи изложен на бумаге, материал систематизируется и лучше запоминается. А вот брать шпаргалки с собой советуют не все: конечно, она поможет, если совсем ничего не знаете, но ведь если вы сами ее писали, должны же были хоть что-то запомнить?! К тому же имейте в виду, что надежда на шпаргалку на экзамене нередко приводит к ступору мыслительных процессов. Лучше поискать подсказки в формулировках вопросов, они часто содержатся там.

Полезно иметь краткий план ответа с опорными словами по каждой теме. Развить их на экзамене будет несложно.

Любой устный экзамен предполагает разговор с преподавателем, а не монолог. Порой, правда, это может не отвечать вашим планам.

Как бы то ни было, и здесь не обойтись без краткого наброска ответа. Помните, что самая важная информация должна быть заключена в начале и в конце, поэтому заранее продумайте каждое слово своего вступления и заключения – к ним приковано наибольшее внимание. Убедились, что ясно и точно поняли, о чем идет речь в вопросе? Тогда – вперед! Не оставляйте вопросы без ответов. Это повысит шансы на успех. В процессе ответа пытайтесь говорить без пауз, чтобы экзаменатор не начал путать вас заковыристыми вопросами, и избавляйтесь от слов-паразитов.

В завершение уверенным голосом еще раз обобщите все, что было сказано ранее, и сделайте какие-то пояснения к своему ответу. Если вам удастся продемонстрировать преподавателю заинтересованность в теме, должно получиться.

При сдаче письменного экзамена помните, что половина из всего отпущенного времени должна остаться на переписывание из черновика и на проверку. Черновик – это важный документ, к нему обратятся в случае затруднения с выставлением оценки.

Поход на экзамены довольно сильный стресс. Не станем усугублять его напитками-энергетиками. Валерианка – другая крайность! – тоже может сослужить плохую службу. Глотающих валидол родителей лучше оставить дома. Как и прикупленный к торжественным случаям костюм с вечно жмущими туфлями.

А вера в свои силы, амбиции, наконец? Куда ж без них? Берем с собой!

Не мы первые сдаем. И мы не последние!

 

Татьяна Журавлева