Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2005

Из первых рук

Отдых активных и любознательных

Приходит лето, и родители вновь начинают ломать голову – куда им отправить детей из душного города. Не у всех есть бабушки в деревне, собственные дачи или возможность купить путевку в лагерь. Администрация московской школы № 539 не пытается решить этот вопрос за родителей, но дает возможность своим ученикам провести лето с одноклассниками, выбрать интересное занятие, проявить характер и продемонстрировать способности...

В школе работает детское научное общество – филиал межрегионального молодежного общественного объединения «Молодежное географическое общество». Это всероссийское общество было организовано еще Папаниным, правда, тогда оно называлось «Планета».

Теорию ребята проходят на уроках в лицейских классах с углубленным изучением географии, а практику – во время летней экспедиции. «Каждый год мы выезжаем в Рязанскую область на весь июль, – рассказывает руководитель школьного научного общества учитель географии Владимир Пилипчук. – Первая экспедиция на «Белую поляну» состоялась десять лет тому назад. Так что в этом году у нас юбилей».

«Белая поляна» на Оке

В красивом сосновом бору на берегу реки участники экспедиции, обычно около 30 детей и пятеро взрослых – Владимир Пилипчук, школьный психолог Лидия Зверобоева, научные сотрудники (географ и ландшафтовед) и учитель физкультуры, он же завхоз, – разбивают палаточный лагерь. За эти годы быт продуман до мелочей. Воду берут из родника. Дрова – из леса. Палатки, спальники, коврики и другое снаряжение собиралось школой постепенно. Районная Черемушкинская управа оплачивает автобус, который довозит ребят до места, хозяйственные расходы и питание (родители вносят только по 1,5 тысячи рублей). Подростки сами усовершенствуют снаряжение. Придумали «подушки» – наволочки на молнии из плащевки, в которые складывают личные вещи, чехольчики для мелочей.

Все по очереди готовят еду и моют посуду. Кстати, мальчики капризничают по поводу мытья посуды меньше, чем девочки. Каждый вечер происходит сдача дежурства. Это целый ритуал, и если посуда плохо вымыта, дежурство могут не принять, придется работать на кухне и следующий день.

Вечером ребята играют в волейбол, поют у костра под гитару. Любимая игра – «Дракон», это когда «голова» ловит «хвост»…

В экспедицию берут всех желающих, специальной подготовки и пятерок в дневнике не требуют. Ребенок, неуспешный в школе, зачастую проявляет себя в походных условиях, становится активным и организованным.

Юные географы и краеведы

«Режим дня зависит от планов, ведь мы не только отдыхаем, но и работаем. Скорее наоборот – работаем, но еще и отдыхаем», – смеется психолог Лидия Зверобоева.

Ребята занимаются научно-исследовательской деятельностью по целому спектру направлений. Первое – это география и ландшафтоведение. Понятия, пройденные на уроках географии, приобретают реальные черты – становится понятным, что такое малая речка или карстовые процессы, что представляет из себя овраг и по каким законам он живет. По методике, разработанной в МГУ, проводятся наблюдения за ежегодным изменением ландшафта.

Второе направление – краеведение. На большом планшете под названием «Изменение социально-экономических объектов на территории бассейна среднего течения реки Оки с неолита и до современного периода» ребята объединили все краеведческие работы за несколько лет. Рисунки-реконструкции изображают неолитическую стоянку, селище и городище железного века. В прошлом году школьники работали на раскопках вместе с археологами из Рязани. Самые интересные находки: наконечник стрелы времен неолита, грузик от вертикального ткацкого станка (II тысячелетие до нашей эры), кусочки керамической утвари. Ребята уже научились различать среди множества найденных глиняных осколков древнюю лепную керамику без следов гончарного круга.

Еще в экспедиции изучают местные названия – топонимы, составляют топонимические схемы.

По заказу Касимовского краеведческого музея была выполнена работа «Структура дворянских усадеб Касимовского района Рязанской области». Когда-то в Истомино была усадьба, принадлежащая Олениным. Пушкин посвятил Анне Олениной знаменитые строки: «Я вас любил, любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем…» Среди потомков Олениных были известные люди, например, литератор, друг Константина Паустовского и Аркадия Гайдара Оленин-Волгарь, певица Мария Алексеевна Оленина-Дольги. После революции она эмигрировала во Францию, а в 60-е годы вернулась в СССР, приезжала в Истомино. Имение было разорено, парк превратился в лес, дом сгорел. Певица в своем дневнике (уже в 90 лет) описала, какой усадьба была раньше. На основании этих записей, а также опроса местного населения и подеревной съемки (это глазомерная съемка с помощью веревки и компаса, при которой рассто¬яние определяется шагами) ребята восстановили план усадьбы, определили, что все аллеи парка начинались от старой ели, которая сохранилась до сих пор, составили проект реконструкции.

Касимовский музей дал «белополянцам» список еще семи мест, где были усадьбы. Работы по уточнению их планов будут продолжены.

Как выглядит головоногий моллюск из космоса

В стеклянной витрине находятся первые экспонаты будущего школьного музея. Керамика. Гербарий. Коллекция фауны Белополянского полигона. Вот современные представители: заспиртованные гадюка, уж, рыбы. А этот морской еж, головоногий моллюск и одиночный коралл жили там 300 млн лет назад.

Каждую осень в школе проходит научная конференция. Все по-настоящему, как у взрослых: в актовом зале – пленарное заседание, в кабинетах работают секции, ребята делают доклады и научные сообщения. В жюри кроме педагогов-предметников – ученые научно-исследовательских институтов, доктора и кандидаты наук. Вот, например, какие темы обсуждались на секции медицины и экологии: «Влияние фитотерапии на здоровье человека в условиях экспедиции», «Адаптация организма человека к условиям экспедиции», «Лекарственные растения Касимовского р-на Рязанской области», «Экологическое состояние подземных вод». Наиболее интересные работы отсылаются на конкурсы более высокого уровня: на окружную «Ярмарку идей на Юго-Западе», на Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского и т.д.

В следующем году школьники примут участие в эксперименте «Космический патруль» – с участием ракетно-космической корпорации «Энергия» будут изучать земной ландшафт по фотографиям из космоса.

А в июне еще одна группа ребят с учителем географии Михаилом Белкиным во второй раз выезжает в Геленджик. Палаточная экспедиция под эгидой Всемирного фонда охраны дикой природы приближена к условиям похода.

«Зубры» покоряют Саяны

В школьном музее есть композиция из мхов, лишайников, кустарников и карликовой березы. Этот кусочек тундры привезли участники клуба «Зубры» из похода по Кольскому полуострову. Туристическому клубу школы уже 25 лет, и все эти годы им бессменно руководит учитель физики кандидат в мастера спорта по туризму Лариса Гармаш.

Подготовка туристов начинается с 6-го класса. Тренировки по ориентированию (нужно уметь читать карту), однодневные походы в выходной день, потом – с ночевкой. Постепенно нагрузки увеличиваются, например, весенние каникулы в этом году школьники младшей группы провели в Краснодарском крае – покоряли километровую гору в предгорьях Кавказа. Затем начинаются походы на категории сложности по удаленным районам: за определенное время нужно пройти маршрут, где есть разные препятствия – перевалы, пороги на горных реках, ледники. Старшая группа выполняет походы третьей, максимальной для школьников, категории сложности, покорила Центральный Кадар (Забайкалье), Западные Саяны, Алтай. Ребята просто «заболели» горами. Красота чистой нетронутой природы, кедровых и пихтовых лесов, цветущих рододендронов, ледниковых озер никого не оставила равнодушным. «Вот в каких условиях иногда приходится ночевать», – Лариса Гармаш показывает фотографию палатки, стоящей на наклонном уступе горы над пропастью.

Детский туризм – это продуманная, хорошо проработанная система, созданная еще в 30-е годы. К сожалению, сейчас она разрушается из-за отсутствия финансирования. Требования к безопасности и дисциплине очень жесткие – нельзя выйти в поход более высокой категории сложности, не пройдя все предшествующие ступени. За подготовкой ребенка, за тем, как он овладел определенными навыками, следит маршрутно-квалификационная комиссия (МКК). А руководитель похода, чтобы получить штамп МКК на маршрутный лист и, соответственно, финансирование, должен иметь зачет предыдущей категории.

«Зубры» ходят в походы и зимой, и летом. А в промежутках тренируются. Преодолевают овраги – в Битцевском лесопарке, лазают по скалам – на крутых берегах Москвы-реки под Звенигородом, сплавляются по рекам – в Подмосковье.

«Наши ребята ежегодно участвуют в первенстве Москвы по туризму, – рассказывает руководитель клуба. – На деньги, которые выделяет мэрия, мы приобретаем необходимую экипировку и снаряжение, которые холим и лелеем. Вот недавно пришли из воскресного похода насквозь промокшие. Пришлось стирать палатки и сушить их ночью в школьном коридоре, а рано утром собирать». Активным участникам соревнований проезд и питание в походах оплачивают, ребята бесплатно ездили даже на Камчатку. Родители добавляли только по 500 рублей на непредвиденные расходы. В эти летние каникулы запланирован поход на Байкал.

Вечерами у костра или на тропе Лариса Гармаш проводит прикладные уроки физики. Объясняет ребятам, какая подошва ботинка обеспечивает хорошее трение и зачем нужны шерстяные носки; почему горы осыпаются (контраст температур); почему горную реку надо переходить рано утром (потому что сверху ледник, он будет таять, и к 12 часам уровень воды может быть на метр выше, чем утром). Так что нет ничего удивительного в том, что ребята, оканчивающие эту школу, увереннее входят во взрослую жизнь, они к ней лучше подготовлены.

 

Нина Семина