Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2005

Игровая площадка

«Быстро шагай, оглянусь – замирай...»

История современных подвижных игр уходит своими корнями в фольклор. Многие игры, в которые сегодня играют дети, трансформировались из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития

Лапта

Эта русская народная игра формирует жизненно важные двигательные навыки бега и метания, а также развитие скорости реакции, точности движений, быстроты и координации.

Понадобится небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см.

На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м друг от друга. С одной стороны площадки находится «город», с другой – «кон».

Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в «город», а другая команда водит. Команда «города» начинает игру. Метальщик лаптой бьет по мячу, бежит за линию «кона» и снова возвращается в «город». Водящие ловят мяч и стараются мячом осалить бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать ведущего, они переходят в «город». В ином случае игроки поля остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все игра¬ющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в «город». В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Нередко случается, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию «кона». Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок. Тогда за линию «кона» бегут двое игроков.

В игре может создаться ситуация, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией «кона», тогда игроку, который еще не бил, разрешается ударить трижды. Если он промахнется, то игроки «города» уступают свое место водящей команде.

Подавальщики не должны переступать черту «города». Команда «города» переходит в поле и становится водящей, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию «кона».

«Филин и пташки»

Русская народная подвижная игра для детей дошкольного и младшего школьного возра¬ста. Развивает воображение, внимание, наблюдательность, произвольность движений.

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу и движениям которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются, приседают.

На сигнал руководителя «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только правильно названная птица становится филином.

Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении.

«Не давай мяч водящему»

Подвижная игра средней интенсивности. Произошла от русской народной игры «Собачка». Способствует формированию навыков ловли и передачи мяча, развитию скорости реакции на движущийся объект, быстроты движений.

Понадобится волейбольный мяч.

Все играющие встают в круг на расстоянии 1–2 м друг от друга. Выбирается один водящий. Он идет в середину круга. Стоящие в кругу перебрасывают волейбольный мяч в разных направлениях так, чтобы водящий не мог коснуться мяча. Водящий, передвигаясь посередине круга, стремится дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на земле или в руках у кого-либо из играющих. Если водящему это удается, то на его место идет игрок, при броске которого мяч был запятнан. Водящий же становится на его место.

«Быстро шагай»

Подвижная игра высокой интенсивности. Способствует развитию внимания, двигательной реакции, зрительного и слухового восприятия, произвольности действий.

На площадке проводят линию, за которой располагаются игроки. Выбирается водящий. Он становится спиной к игрокам на расстоянии 15–20 шагов от линии, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, оглянусь – замирай… раз, два, три, четыре… Стой!» Водящий может после любой цифры сказать слово «Стой!» и быстро оглянуться. Остальные ребята во время счета быстро продвигаются по направлению к водящему. Когда водящий кричит «Стой!» и поворачивается лицом к играющим, они замирают на местах. Игрока, который не успел вовремя остановиться или пошевелился после остановки, водящий посылает назад за черту.

После этого водящий закрывает глаза и повторяет речитатив. Все снова продвигаются вперед со своих мест, в том числе начинающие движение от черты. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не подойдет к водящему вплотную, коснется его рукой и, повернувшись кругом, как можно быстрее устремится за черту. Все игроки делают то же самое. Водящий бежит за ними, стараясь осалить кого-нибудь до черты. Осаленный становится новым водящим. Если догнать никого не удалось, водящий возвращается на прежнее место, игра продолжается с этим же водящим.

 

Марина Малыхина