Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2005

Школьный возраст

Кто сказал, что конец четверти не праздник?

Теоретики и практики школьной педагогики сходятся в выводе о том, насколько важно для сохранения здоровья школьников развитие у них творческой жилки.

Будем отталкиваться от привычных условий урока и посмотрим, как может творчески настроенный педагог реализовать эту идею в собственном классе.

А почему бы не превратить последний урок в конце четверти в конкурс, викторину или КВН? Не стоит пугаться несоответствий с программой или необходимости подготовки к таким нестандартным занятиям. Во-первых, возникает возможность использовать качественно новый уровень мышления. Во-вторых, педагог и сам сможет получить истинное наслаждение от процесса подготовки и результатов подобной деятельности. У учащихся появится дополнительная мотивация к дальнейшему обучению.

Прежде всего нужно продумать организационные моменты, чтобы такой урок прошел максимально успешно и интересно для всех. По возможности постараться пригласить на это мероприятие зрителей-болельщиков (это могут быть ученики из других классов, учителя, родители), а также выбрать помощников и жюри из числа учеников других классов, другого педагога. Если вы решили провести конкурс, можно пригласить параллельный класс для участия в нем. Если классы слишком большие, можно предварительно предложить (на предыдущих уроках) задания для отбора участников. Это разовьет дополнительный интерес к процессу обучения.

При подготовке и проведении конкурса нужно учесть один из принципов идеального обучения, который гласит: «Ученик соревнуется только с самим собой, побеждая и преодолевая свои собственные барьеры». Поэтому надо тщательно следить за тем, чтобы никто не чувствовал себя униженным, ущербным. Педагогу нужно суметь найти, за что похвалить или отметить каждого. Для этого можно назначить несколько номинаций, например: «За сообразительность», «За лучшую память», «За аккуратность», «За партнерское поведение», «За выносливость», «За оригинальность» и так далее. Соответственно и подбирать конкурсы, даже в рамках какой-либо одной темы.

Начать, конечно, лучше с КВН, как более мягкой формы соревнований. Тем более что юмор – одна из эффективнейших форм создания благоприятной обстановки и проявления креативности человека. Здесь можно использовать игру в командах, где особо поощрять взаимодействие участников, совместные обсуждения.

Задания могут быть тематическими, но при этом должны включать в себя широкий спектр смежных вопросов и заданий.

Обязательными должны быть психологические моменты в виде установочных игр, задания на смену деятельности в виде физической разрядки или музыкально-театрально-художественных элементов. Смена впечатлений – необходимое условие для нормальной работы как мозга, так и всего организма в целом.

Успешность подобного мероприятия во многом будет зависеть от того, насколько непохожим будет такое завершение четверти на обычные уроки. Это может проявиться в оформлении класса, одежде участников, расстановке столов и стульев, расположении участников и гостей.

Можно предложить домашнее задание: каждой команде приготовить небольшие призы, сделанные своими руками. В конце игры ими будут награждать победителей в разных номинациях. Команде, набравшей большее количество очков, предлагается первой выбрать любой приз.

А теперь приведем один из возможных вариантов такого урока.

КВН
(юмористическая викторина)
для учеников 5–6-х классов

Сценарий с комментариями

Понадобятся магнитофон, кассеты с веселой музыкой, часы с минутной стрелкой, валдай¬ский колокольчик, доска, мел, тряпка, бумага, ручки. (Мелодичный звон валдайского колокольчика поможет ненавязчиво напомнить зрителям о необходимости тишины в нужные моменты.)

Участники в произвольном порядке сидят в кругу. Зрители – в стороне. Жюри – отдельно.

Помощники (один-двое желающих) – для включения музыки, подготовки конкурсов, записей результатов конкурсов на доске и т.п.

Жюри подводит итоги конкурсов и оглашает их после выполнения каждого задания.

Учащиеся заранее выбирают капитанов команд.

Звучит запись песни «С одной стороны – мы дома сидим, с другой стороны – мы едем».

Ведущий (перефразирует слова прозвучавшей песни).

С одной стороны – мы в классе сидим,
С другой стороны – мы едем (летим).

Итак, приглашаем вас в виртуальное путешествие. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, расслабьтесь. Чтобы путешествие оказалось удачным, надо взять с собой необходимые вещи. Хотя путешествие будет виртуальное, вещи нужны самые настоящие, правда – нематериальные. Итак, закройте глаза и представьте каждый свой виртуальный рюкзак (он может быть каким угодно), полюбуйтесь им мысленно... Теперь представляем хорошенько то, что пригодится в пути, и кладем в рюкзак. Начали: воображение... смекалка... память... выдержка... внимание... чувство юмора... быстрота реакции... положительный настрой... спокойствие.

А теперь открываем глаза и внимательно слушаем правила игры:

  • условия конкурсов и задания читаются только один раз;
  • за варианты ответов, юмористические ответы начисляются дополнительные баллы;
  • за помехи в ходе игры и повторы ответов баллы вычитаются;
  • капитаны команд выполняют организующую роль (выбирают представителей команд для конкурсов) и имеют решающее слово в спорных ситуациях.

Приглашаем всех зрителей бурно поддерживать участников (не мешая им), а участников приглашаем встать в один общий круг. Для вас общая игра на внимание, скорость реакции и чувство юмора. Правила: игрок, на которого я укажу, быстро называет любое слово. Затем он быстро указывает на любого игрока. Тот повторяет это же слово и добавляет свое, чтобы получилось осмысленное предложение. Затем указывает на следующего участника, который повторяет прозвучавшие слова и добавляет свое. Постарайтесь, чтобы предложение получилось смешным, шутливым, веселым. (Если указанный участник не называет слово в течение трех секунд или показывает на уже участвовавшего, он подпрыгивает и указывает на следующего.) Каждый участник может сказать за всю игру только одно слово, порядок слов неважен. Начали!..

Итак, вы достаточно разогнались. Теперь зрителям можно поерзать на своих стульях, поделиться впечатлениями, а командам занять свои места. (Помощник может включить музыку.)

Разминка

Здесь вам понадобится не только быстрота реакции, но и некоторые знания. Как можно быстрее поднимайте руку, если знаете ответ.

  • Свежезамороженный дождь.
  • Какие гласные русского алфавита идут одна за другой?
  • Обладатель языка без костей.
  • Секретное условное слово.
  • Какой город «квакает»?
  • Что бывает и у реки, и у одежды? Какая по счету буква «р» во втором месяце весны?
  • Мальчик с «перьями».
  • Назовите (кто больше, по очереди) имена существительные общего рода (употребля¬емые в значении как мужского, так и женского рода). Пример: РАСТЯПА.
  • Сказочный «долгоносик».
  • Сделайте верным равенство: В + (стихо¬творение) = (жидкость)

Количество вопросов можно варьировать: желательно, чтобы разминка заняла 5–7 минут. Помощники записывают на доске результаты конкурсов.

Ведущий. Я вижу, что вы уже используете положительный настрой. Молодцы, чем больше его расходуешь, тем больше он становится. А сейчас достаньте из своих рюкзаков всю смекалку, которая у вас есть, потому что вам предстоит ответить на…

Шутливые вопросы

  • Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный.)
  • Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
  • Что стоит между окном и дверью? (Буква «и».)
  • Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
  • Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка.)
  • Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (Тень слона.)
  • Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше.)
  • На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)
  • На какой вопрос нельзя ответить «нет»? (Вы живы?)

Ведущий. Объявляется конкурс на замещение должности ведущего! Из каждой команды нужно выбрать по одному человеку, обладающему некоторыми артистическими данными. Капитаны команд им помогут. Оцениваться будет точное, четкое и быстрое произношение. (На сцену приглашаются четверо участников этого конкурса.)

Вам предстоит рассказать по ролям скороговорку. Послушайте ее текст:

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Отвечает другой попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Теперь разыграйте перед нами небольшую сценку, где за попугаев говорят участники команд, а текст от автора читают капитаны. (Сценка повторяется два раза, чтобы участники побывали в разных ролях: в первый раз начинает одна команда, во второй – другая.)

Ведущий. Пока жюри решает сложную задачу на присвоение баллов, предлагаю всем, в том числе и зрителям, отправиться дальше на виртуальном самолете. Представьте, что каждый из вас – пилот самолета... Займите свое место...

(Голос ведущего становится тише, мягче, слова произносятся медленнее, паузы между предложени¬ями больше.) Ваш самолет летит на высоте 5 тысяч метров. Температура за бортом – 50 градусов. Длительность полета 5 часов. Скорость – 550 км/час. Сколько лет пилоту?

(Первому правильно ответившему – приз.)

Ведущий. Я вижу, вы взяли с собой изрядную долю воображения, оно вам еще понадобится. А сейчас командам предлагается выбрать по одному самому внимательному участнику.

Задания на внимание и память

– Я прочту слова. Запомните их в том же порядке. Затем из первых букв сложите новое слово. Пример: СНЕГ, ТИР, ОБЛАКО, ЛИМОН – стол.

а) ЮЛА, МОРЕ, ОБЛАКО, РИТМ;

б) СТОГ, МУХА, ЕНОТ, ХРЮШКА.

– Нарисуйте круг. Это – лицо человека. (Участники выполняют задание одновременно.) Подрисуйте ему:

а) правый глаз и левое ухо;

б) левый глаз и правое ухо.

Командный творческий конкурс

Придумайте смешные рифмы к следующим словам: ЖАЛКО, ПРЯМО, КУПАТЬСЯ, МАРАФОН.

Сочините с ними стихотворение.

Пока участники творят, послушаем музыку. Можно даже потанцевать. Это будет конкурс для зрителей: кто покажет больше танцевальных движений, сидя на стуле? (Звучит веселая ритмичная музыка.)

Ведущий. А мы летим на нашем виртуальном самолете все дальше, по курсу. Загадочная страна, где вы можете вспомнить себя маленькими, чтобы отгадать следующую загадку.

(Написать задание на доске.)

1.

2. Название какого домашнего животного состоит из двух противоположных по значению предлогов? (Кот).

Конкурс наоборот. Какая команда быстрее пробежится туда и обратно. (Бег парами спинами друг к другу, сцепившись локтями, под быструю музыку.)

«Зеркало». Представитель одной команды показывает смешные движения под музыку, другая команда повторяет.

«Который час?» Произнести эту фразу с заданным выражением (раздать командам карточки со словами: лениво, бодро, весело, радостно, озабоченно). Представитель одной команды показывает, другая команда отгадывает эмоцию.

Конкурс капитанов. В позитивном ключе, с юмором ответить на вопрос: «Если ваша команда не окажется победившей, как вы это объясните себе и своим товарищам?» (Время на обдумывание – 1 минута.)

Заключительная игра «Коллективный алфавит» (все участники вперемешку в общем кругу). Назвать подряд буквы алфавита: один человек может назвать только одну букву. При сбое игра начинается сначала. Договариваться и делать знаки нельзя.

Ведущий. За время нашего виртуального путешествия вы не только расширили свой кругозор, проявили себя, отдохнули, но и научились чувствовать и уважать партнеров (достигли буквы ... !). Надеемся, к следующему путешествию вы станете еще успешнее.

А сейчас самый желанный и торжественный момент сегодняшнего праздника – награждение!

И несколько слов в заключение. Не стоит относиться к приведенному сценарию как к догме. Примите его как помощь, подсказку. Что понравится – используйте, дополняйте, с чем не согласны – убирайте, изменяйте. ТВОРИТЕ! Будьте гибкими и чуткими на радость и пользу детям, их родителям, себе и всем-всем-всем.

 

Евгения Волкова