Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2005

Урок здоровья

Программа здоровьесбережения в курсе изучения предмета «Окружающий мир»

Основная цель интегрированного предмета «Окружающий мир» – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек–природа–общество», воспитание правил поведения в окружающей среде. Каждый учебный предмет вносит свою лепту в реализацию этих задач, однако для «Окружающего мира» они являются приоритетными.

Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально уравновешенными, преуспевающими в делах и учебе, разносторонне развитыми. Словом, хотели бы воспитать полноценную личность. Умение выдвинуть гуманные цели, найти способы их воплощения, усовершенствовать замысел и реализовать его по плечу только здоровому человеку.

К сожалению, у многих людей сложилось твердое убеждение, что вопрос здоровья или нездоровья ребенка целиком и полностью на совести педиатров и педагогов. Бытует мнение, что от того, насколько хорошо лечит ребенка врач, учит в школе учитель, в каких условиях он обучается, и зависит его здоровье. В общем-то, это верно, но, увы, только отчасти.

Состояние здоровья человека только на 7–8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем наполовину – от его образа жизни. Вот почему каждый взрослый человек должен стать кузнецом собственного здоровья и здоровья своих детей.

У большинства родителей нет знаний, умений и навыков, необходимых для воспитания у детей потребности к здоровому образу жизни.

Выход здесь может быть один – оздоровление детей. И его нужно осуществлять через просвещение учащихся.

С целью воспитания у ребенка правильного отношения к своему здоровью наша программа вы¬двигает следующие задачи:

  1. Создание положительного отношения у детей к своему здоровью и его охране.
  2. Формирование всесторонне развитой личности через развивающее обучение.
  3. Создание необходимой мотивации для здоровьесбережения.

Выбор методов и приемов для педагогического руководства определяется целями и задачами конкретного занятия и содержания обучения.

Основные принципы программы

В процессе выполнения программы дети усваивают правила безопасного поведения дома и за его пределами, принципы бережного отношения к своему организму. При соблюдении научного характера сообщаемых детям сведений им прививается умение заботиться о собственном здоровье. Программа предполагает условия планомерного обучения и воспитания в течение длительного периода (см. табл. 1, 2, 3).

Структура и содержание программы

Весь курс представляет собой единую систему тем, которые постепенно усложняются. Программа состоит из трех блоков.

Я и мой организм (как заботиться о своем здоровье).

Здоровьесбережение дома, в общественных местах и на природе.

Здоровьесберегающие ресурсы природы.

Занятия с детьми проводятся на уроках «Окружающий мир» один раз в неделю.

Таблица 1

1-й класс «Школа 2100»

Таблица 2

2-й класс «Школа 2100»

Таблица 3

3-й класс «Школа 2100»

 

Н. В. Аверина ;
Н. Л. Илларионова ;
Л. Н. Саломатина ;
В. М. Сарычева ;
В. А. Шарий ;
Л. А. Шевченко