Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2005

Из первых рук

Абсолютная ценность

Даже если правительство РФ примет специальный закон об охране здоровья школьников и введет обязательные здоровьесберегающие учебные программы, без поддержки на местах все равно ничего не получится. Поэтому так интересны мероприятия, проводимые субъектами образования по собственной инициативе. Всегда можно услышать новую идею, познакомиться с методами работы отдельных педагогов и целых школьных коллективов

Управление образования и учебно-методический центр Чеховского района Московской области провели во время весенних каникул конференцию «Здоровье школьников, пути его формирования и защиты». Главный педиатр района Лариса Гончар доложила о состоянии здоровья детей, методист спортивной школы Нина Чуева подчеркнула оздоровительную эффективность уроков физической культуры. Некоторые учителя развернули дискуссию, не лучше ли в старших классах на уроках физкультуры делить детей на группы не по половому признаку, а по состоянию здоровья. Педагог-психолог Татьяна Александрова рассказала о том, что может и должна делать психологическая служба в школе.

Администрация Чеховского района делает все возможное для укрепления здоровья учащихся. В начальных классах в программу обучения включены уроки здоровья, традиционными стали дни здоровья и дни профилактики ПАВ во всех городских и сельских школах. В школах № 3, 9, Чехов-2, Чехов-8, лицее № 4, гимназиях № 2, 7, ЦСТА на высоком профессиональном уровне проводятся развивающие тренинговые занятия с подростками; созданы и эффективно работают кабинеты лечебной физкультуры в школах № 1, 9, Чехов-2, Троицкая, Дубненская. В сельских школах усилиями Управления образования удалось сохранить ставки медицинских работников.

В то же время из-за недостаточного финансирования до сих пор не удается решить некоторые проблемы. Например, в районе нет ни одной школы, полностью оснащенной необходимым спортивным инвентарем, мебель чаще всего не отвечает требованиям СанПиНов, да и организация питания оставляет желать лучшего.

Пульс школы

Педагоги школы № 1 г. Чехова разработали программы «Шаг к здоровью» и «Здоровье». Девизом стали слова Л. Н. Толстого: «В мире есть лишь две абсолютные ценности – чистая совесть и здоровье».

«Восемь лет назад мы оборудовали лечебно-физкультурный кабинет для профилактики нарушений осанки, сейчас он один из лучших в московской области, – рассказала завуч школы Наталья Антонова – Мы строго контролируем вес школьных портфелей. Сейчас стараемся превратить перемены в минуты активного отдыха, организовать музыкальные паузы на уроках. Конечно, это не полное решение проблемы. Главное – это организация урока и стиль преподавания».

Особое внимание в школе уделяется «кризисным» первым и пятым классам. Учителя заранее знакомятся с учащимися четвертых классов и их родителями, получают учебники. Поэтому адаптационный период для пятиклассников проходит легко. Так же с февраля по май работает и адаптационный класс для дошкольников. Все ученики начальной школы проходят психологическое обследование, ведь создание благоприятной атмосферы предотвращает усталость, снижает возможность появления стрессов. А лучший показатель психологического климата – участие детей в управлении школой.

В школе работает детское научное общество «Пульс». Старшеклассники не только подробно изучают строение и физиологию человека, но и применяют полученные знания на практике: составили комплекс упражнений и «правильное» меню для школьной столовой. Участники конференции продегустировали «напиток здоровья», который пьют в школе каждый день (он состоит из воды, лимонного сока, меда и измельченных грецких орехов). А еще ребята задумали благоустроить пришкольный участок – проложить дорожки, сделать лавочки и цветники сложной формы, построить спортивную площадку со специальным покрытием. Проект уже составлен и даже сделан макет.

Проверка на уроках

Утомление и стресс, вызванные неправильным ведением уроков, отрицательно влияют на растущий организм. Чтобы учитель мог оценить свою деятельность с позиции здоровьесбережения, в школе № 1 составили анкету качества уроков. Вот несколько из предлагаемых вопросов.

Какие наглядные материалы, аудио-, видео- и компьютерные демонстрации, приборы и т.д. используются на уроке? Дает ли педагог разноуровневые домашние задания, вовремя ли заканчивает урок, как поощряет инициативу и самостоятельность учащихся? Применяются ли методы дифференцированного обучения: индивидуальный, проблемный (спорные вопросы и ситуации, в т.ч. на стыке наук), диалоговый (свободное обсуждение и дискуссии); рефлексивный; коллективной мыслительной деятельности? А еще учитель не должен перебивать отвечающего ученика, проявлять раздражение и гнев, навязывать свою точку зрения.

Работу учителя можно оценить и со стороны, ведь посещение уроков – это одна из форм контролирующей деятельности руководителя образовательного учреждения любого уровня.

Специалисты Управления образования Чеховского района считают, что в ходе урока должно оцениваться следующее:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
  2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, изучение наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. (норма – 4–7 видов за урок). Однообразность урока вызывает у школьников утомление, при решении творческой задачи (например, сочинение) коэффициент утомления несколько ниже. Слишком часто менять виды деятельности – тоже нехорошо: это требует от детей дополнительных адаптационных усилий.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7–10 минут.
  4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.
  5. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10–15 минут.
  6. Наличие методов, способствующих проявлению инициативы и творческого самовыражения учащихся. Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия и взаимодействия, свобода творчества и т.д.). Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь). Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки.
  7. Поза учащихся (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
  8. Наличие, содержание и продолжительность оздоровительных моментов (физкультминуток, динамических пауз, минут релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и т.д.) на уроке. Соответствуют ли условия в классе проведению таких форм работы, особенно дыхательных упражнений. Норма: на 15–20 минут урока 3 легких упражнения (по 3–4 раза каждое).
  9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем. Формирование отношения к своему здоровью как к ценности и создание потребности в здоровом образе жизни.
  10. Стимуляция мотивации учащихся. Внешняя – оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. И внутренняя – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу…
  11. Психологический климат. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт–напряжение, сотрудничество–авторитарность, индивидуальные–фронтальные, достаточный или недостаточный учет возрастных особенностей); между учениками (сотрудничество–соперничество, дружелюбие–враждебность, заинтересованность–безразличие, активность–пассивность).
  12. Наличие на уроке эмоциональной разрядки: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока нужно обратить внимание на следующее:
  1. Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60% и не более 75–80%.
  2. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем через 25–30 минут с начала урока в 1 классе, 35–40 минут – в начальной школе, 40 минут – в средней и старшей школе, 30 минут – для учащихся классов компенсирующего обучения.
  3. Темп окончания урока:
    – быстрый темп, «скомканный», нет времени на вопросы учащихся, быстрая, практически без комментариев, запись домашнего задания;
    – спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, а педагог – прокомментировать задание на дом;
    – задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Начать с себя

Часто, говоря о здоровье школьников, педагоги мыслят о глобальном переустройстве системы образования, забывая делать очень простые на первый взгляд вещи. Например, можно много говорить о чрезмерных домашних заданиях, а по своему предмету, считая его основным, задавать столько, что старательному ребенку не хватит и 4 часов на его выполнение. Можно не замечать, как ребенок тратит 10–15 маминых рублей на фанту, чипсы и сухарики в школьной столовой, а можно постараться сделать так, чтобы на эти деньги ученик ежедневно получал стакан сока или «напитка здоровья». Можно сожалеть о том, как падает зрение у школьников, а можно на стене кабинета, где учатся малыши, нарисовать радугу по рекомендациям медиков и ежедневно в течение 2–3 минут проводить небольшую разминку для глаз. Можно создавать для ребенка-инвалида щадящее расписание сдачи выпускных экзаменов и совершенно забыть о том, что накануне он проучился 6–7 часов, а потом сдавал зачет по другому предмету. Можно сетовать на гиподинамию, а можно разучить вместе со старшеклассниками несложный комплекс подвижных упражнений и проводить их на большой перемене с малышами в спортзале и в рекреациях.

Хорошо, когда каждый педагог осознает, что все преобразования в школе, как и в человеческих отношениях, нужно начать с себя.

 

Нина Семина