Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2005

Урок здоровья

Учимся действовать в экстремальных ситуациях

Любой человек может попасть в экстремальную ситуацию, связанную со стихийным бедствием, техногенной аварией или преступлением. Анализ поведения людей показывает, что в большинстве случаев мы не в полной мере используем имеющиеся у нас возможности.

На уроках ОБЖ мы стараемся сформировать у учащихся такой образ мышления, который был бы ориентирован на осторожность и предвидение негативных последствий экстремальной ситуации. Мы предлагаем детям проигрывать разные варианты жизненных обстоятельств, чтобы они могли грамотно и без промедления действовать, если столкнутся с чем-то подобным в реальной жизни.

Мы разработали блоки ситуационных карточек для практической отработки правил поведения в типичных экстремальных ситуациях. В каждой карточке даны пять ситуаций и варианты возможных действий.

Ситуационные карточки можно использовать в 5–11-х классах как для обучения, так и для проверки знаний. При обучении карточки надо использовать с разъяснениями, причем правильное решение должно быть убедительно и строго аргументировано с точки зрения как психологии личности, так и физики рассматриваемого явления. Ситуационные карточки позволяют осуществлять разнообразные формы контроля (в качестве практического задания на экзамене, для индивидуального собеседования, при программированном обучении и т.д.). Их важным преимуществом является возможность автоматизации контроля и оптимизация контролирующей деятельности учителя. При осуществлении безмашинного фронтального контроля каждый ученик на небольшом листе бумаги записывает номер карточки и по порядку номера правильных ответов, например так: «1 – 31241». Такие закодированные ответы учитель может очень быстро проверить. Критерием оценки является количество правильных ответов на карточку. Время для контроля, осуществляемого по одной карточке, составляет 10–15 минут.

В качестве примера предлагаю фрагменты из блока новых ситуационных карточек, разработанных с учетом специфики нашего региона.

КАРТОЧКА № 1

I. Что надо делать при укусе ядовитой змеи?

  1. Разрезать или вырезать пораженный участок. Дать кофе или другие возбуждающие средства, наложить жгут выше укуса. Принять алкоголь.
  2. Не оказывать помощь и не предпринимать никаких действий, а немедленно отправить пострадавшего в ближайший медицинский пункт.
  3. Раскрыть ранку надавливанием пальцев, высасывать яд в течение 15 минут, сплевывая слюну, дать пострадавшему обильное питье, ограничить его в движениях, иммобилизовать (обездвижить) конечность, ввести противозмеиную сыворотку не позднее 30 минут после укуса.

II. Поезд попал в аварию, и наружные двери в вагоне заклинило, но смертельной угрозы нет. Как вы будете выходить?

  1. В качестве аварийного выхода буду использовать быстро открываемые окна в третьем и шестом купе со стороны поперечных полок, предварительно прочитав инструкцию по их использованию.
  2. Любым тяжелым предметом буду выбивать стекло в том купе, где находился в момент аварии, и через разбитое окно покину вагон.
  3. Буду использовать окно в первом и восьмом вагоне со стороны поперечных полок, предварительно прочитав инструкцию.

III. Если ураган (смерч) застал вас на природе, чего нельзя делать?

  1. Прятаться за выступающими над верхней границей леса деревьями.
  2. Предпочитать деревья одинаковой высоты.
  3. Отойти от отдельно стоящих деревьев.
  4. Ложиться на дно оврага, рва, ямы, кювета дороги и прижиматься к земле.
  5. Укрываться за монолитными препятствиями, в густолесье.

IV. Чего нельзя делать при пожаре в здании?

  1. Пользоваться лифтом, спускаться по лестнице, держась за перила, заходить в горящее помещение, если нет уверенности проскочить его за несколько десятков секунд.
  2. Покидать здание. При невозможности выхода через подъезд подняться на крышу.
  3. При сильной задымленности передвигаться на четвереньках или ползком.
  4. Гасить загоревшуюся одежду, катаясь в ней по земле или закрывая огонь плотной тканью.

V. Что надо делать при травматическом шоке?

  1. Перенести пострадавшего без обезболивания, а в случае переломов без наложения шин и вызвать «скорую помощь».
  2. Быстро остановить кровотечение, дать обезболивающее; осторожно уложить на спину, при рвоте повернуть голову набок. При остановке сердца начать реанимационные мероприятия и вызвать «скорую помощь».
  3. При жалобе на боль в животе давать пить, а при ожогах снять прилипшую одежду. Вызвать «скорую помощь».

КАРТОЧКА № 2

I. Вернувшись из леса, вы обнаружили на теле присосавшегося клеща. Каковы ваши действия?

  1. Попытаюсь сделать надрез в месте укуса и вытащить клеща. Затем это место продезинфицировать.
  2. Местонахождение клеща обработаю зеленкой или йодом.
  3. На местонахождение клеща капну растительным маслом либо смажу кремом. Через 15–20 минут аккуратно, раскачивающими движениями вытащу его. Затем место укуса обработаю спиртом или йодом.

II. Однажды вечером, подойдя к окну, вы увидели зарево над расположенным невдалеке предприятием, услышали завывание пожарных сирен. Что будете делать?

  1. Позову домашних, чтобы полюбовались необычным зрелищем, а затем закрою все двери и окна.
  2. Закрою окна, задерну шторы и лягу спать либо буду продолжать смотреть телевизор; о пожаре пусть беспокоятся те, кому положено.
  3. Позвоню по телефону 01 и спрошу, что делать.
  4. Быстро соберусь, отключу электроэнергию, газ, воду и как можно быстрее и дальше уйду от места пожара.

III. Чего нельзя делать при аварии на близлежащем химическом объекте, которую вы пережидаете в своей квартире?

  1. Пользоваться открытым огнем и электричеством, устраивать убежища в погребах и подвалах.
  2. Герметизировать квартиру, созваниваться со спасательными службами.
  3. Не выходить на улицу или в подъезд.
  4. Употреблять консервированную пищу и минеральную воду из бутылок.

IV. Вы находитесь на пляже. Человек начал тонуть, и его без сознания вытащили на берег. Что предпримете?

  1. Ничего предварительно не предприняв, немедленно начну делать искусственное дыхание.
  2. Попрошу людей вызвать «скорую», а сам очищу ему рот, положив животом на колено, выдавлю из легких воду и начну реанимационные мероприятия.
  3. Проверю пульс и зрачки. При отрицательной реакции вызову «скорую помощь» и буду ждать.

V. Что необходимо делать при острой боли в сердце?

  1. Сесть или лечь, положить таблетку нитроглицерина (валидола) под язык, принимать обезболивающие препараты. При отсутствии эффекта вызвать «скорую помощь».
  2. Ничего не делать и вызвать «скорую».
  3. Не обращать внимания, продолжать заниматься физической деятельностью, пытаться перетерпеть боль без приема лекарств.

КАРТОЧКА № 3

I. Чего нельзя делать, если вы хотите избежать в подъезде нападения хулиганов, грабителей, насильников?

  1. Укреплять входную дверь или устанавливать металлическую, ставить кодовый замок.
  2. Услышав вверху шум, голоса, дождаться внизу других зашедших в подъезд подростков.
  3. Заходить в подъезд с малознакомыми людьми, позволять собираться в подъезде подросткам, вступать в пререкание с шумной компанией, «отдыхающей» в подъезде.

II. Чего нельзя делать при попытках силового проникновения в вашу квартиру?

  1. Угрожать преступникам, выйдя из квартиры после прекращения нападения.
  2. Кричать, свистеть, звать на помощь.
  3. Натравливать на преступника собаку.
  4. Набрасывать на цепочку одежду, чтобы преступник не мог перекусить ее кусачками.

III. Вы едете в отпуск к друзьям или родственникам. При вас имеется приличная сумма денег. Где будете хранить деньги?

  1. Все деньги спрячу в бумажнике с документами и буду держать деньги при себе.
  2. Спрячу деньги в потайные места, ближе к телу, либо в укромное место чемодана.
  3. Разложу деньги по частям в различные места (внутренние карманы, одежду, хозяйственную сумку, чемодан, кошелек и т.д.).

IV. Какие газы могут скапливаться в подземных непроветриваемых коммуникациях города (кабельные и другие колодцы) и представлять опасность для жизни человека?

  1. Аммиак и синильная кислота.
  2. Пропан, сероводород, углекислый газ.
  3. Водород, гелий.

V. Чего нельзя делать при переломах?

  1. Снимать одежду и обувь с поврежденной конечности, прикладывать к месту перелома грелку.
  2. Прикладывать холодный компресс.
  3. Давать обезболивающее, придавать сломанной ноге или руке возвышенное положение.

КАРТОЧКА № 4

I. По телевидению сообщили, что в результате аварии на мясокомбинате к вашему району приближается облако аммиака.

Вы находитесь дома. Что будете предпринимать?
  1. Открою окна и форточки, проветривая помещение.
  2. Надену ватно-марлевую повязку, смоченную 2%-м раствором питьевой соды; окна и форточки закрою.
  3. Надену ватно-марлевую повязку, смоченную 5%-м раствором лимонной кислоты и загерметизирую квартиру.
  4. Закрою квартиру и выйду на улицу.

II. Передвигаясь с шестом по моховому болоту, вы провалились в «окно» – глубокую водяную яму, поверхность которой скрыта плавучими растениями и травой. Будете ли вы:

  1. Делать резкие движения, стараясь держаться на плаву?
  2. Опираясь на лежащий поперек шест, стараться принять горизонтальное положение и дотянуться до камыша (ветки)?
  3. Не совершая никаких движений, соблюдая хладнокровие, громко звать на помощь?

III. Зима. Вы находитесь в походе. Вам захотелось пить. Что лучше использовать для получения питьевой воды?

  1. «Молодой» лед.
  2. Плотный слежавшийся лед.
  3. «Старый» лед.

IV. Находясь недалеко от водонасосной станции, вы услышали взрыв и увидели облако зеленовато-желтого цвета. Ветер дует со станции по направлению к вам. Вы установили, аварийный выброс какого химического вещества произошел. Что вы будете делать?

  1. Выброс аммиака. Буду идти навстречу ветру.
  2. Выброс сероводорода. Буду быстрым шагом удаляться от станции по направлению ветра.
  3. Выброс хлора. Буду уходить с места происшествия перпендикулярно направлению ветра.

V. Находясь дома, вы по радио услышите следующую информацию: «Внимание! Говорит штаб ГО. Вчера на Игналинской АЭС произошла авария с выбросом РВ. По прогнозу радиоактивное облако через два часа будет над нашим городом...» Внезапно передача прекращается. Электропитание в доме отключается. Ваши действия?

  1. Собираю необходимые вещи, документы и ухожу в ближайший подвал или убежище.
  2. Закрываю окна, форточки и двери, герметизирую их. Готовлю ватно-марлевую повязку. По мере возможности делаю йодную профилактику: 3–5 капель 5%-го раствора йода на стакан воды три раза в день.
  3. Надеваю ватно-марлевую повязку, смоченную 5%-м раствором лимонной кислоты. Форточки и окна открываю.

    Статья подготовлена при поддержке компании «Пластика ОКОН». Если вы решили остеклить свой балкон или лоджию, то лучше всего доверить эту работу специалисту. Перейдя по ссылке: «http://www.plastika-okon.ru/aluminium.php», вы сможете ознакомиться с описанием технологии остекления балконов и лоджий, а также оформить заявку. В компании «Пластика ОКОН» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

    Герметизирую продукты питания и запасы питьевой воды.

Важный совет для тех, кто составляет дидактические материалы тестового характера.

Во-первых, среди вариантов ответов не должно быть очевидно неправильных – все варианты должны быть правдоподобными. Это усилит обучающие, контролирующие и развивающие функции, ведь из правдоподобных ответов нельзя необдуманно отбросить ни один.

Во-вторых, желательно, чтобы все предлагаемые варианты были возможны в других условиях, – тогда неприемлемое действие не будет закрепляться в качестве стереотипа.

Правильные ответы: 1 – 31112, 2 – 34121, 3 – 31321, 4 – 22132.

 

А. Ваншельбаум