Любой человек может попасть в экстремальную ситуацию, связанную со стихийным бедствием, техногенной аварией или преступлением. Анализ поведения людей показывает, что в большинстве случаев мы не в полной мере используем имеющиеся у нас возможности.
На уроках ОБЖ мы стараемся сформировать у учащихся такой образ мышления, который был бы ориентирован на осторожность и предвидение негативных последствий экстремальной ситуации. Мы предлагаем детям проигрывать разные варианты жизненных обстоятельств, чтобы они могли грамотно и без промедления действовать, если столкнутся с чем-то подобным в реальной жизни.
Мы разработали блоки ситуационных карточек для практической отработки правил поведения в типичных экстремальных ситуациях. В каждой карточке даны пять ситуаций и варианты возможных действий.
Ситуационные карточки можно использовать в 5–11-х классах как для обучения, так и для проверки знаний. При обучении карточки надо использовать с разъяснениями, причем правильное решение должно быть убедительно и строго аргументировано с точки зрения как психологии личности, так и физики рассматриваемого явления. Ситуационные карточки позволяют осуществлять разнообразные формы контроля (в качестве практического задания на экзамене, для индивидуального собеседования, при программированном обучении и т.д.). Их важным преимуществом является возможность автоматизации контроля и оптимизация контролирующей деятельности учителя. При осуществлении безмашинного фронтального контроля каждый ученик на небольшом листе бумаги записывает номер карточки и по порядку номера правильных ответов, например так: «1 – 31241». Такие закодированные ответы учитель может очень быстро проверить. Критерием оценки является количество правильных ответов на карточку. Время для контроля, осуществляемого по одной карточке, составляет 10–15 минут.
В качестве примера предлагаю фрагменты из блока новых ситуационных карточек, разработанных с учетом специфики нашего региона.
КАРТОЧКА № 1
I. Что надо делать при укусе ядовитой змеи?
- Разрезать или вырезать пораженный участок. Дать кофе или другие возбуждающие средства, наложить жгут выше укуса. Принять алкоголь.
- Не оказывать помощь и не предпринимать никаких действий, а немедленно отправить пострадавшего в ближайший медицинский пункт.
- Раскрыть ранку надавливанием пальцев, высасывать яд в течение 15 минут, сплевывая слюну, дать пострадавшему обильное питье, ограничить его в движениях, иммобилизовать (обездвижить) конечность, ввести противозмеиную сыворотку не позднее 30 минут после укуса.
II. Поезд попал в аварию, и наружные двери в вагоне заклинило, но смертельной угрозы нет. Как вы будете выходить?
- В качестве аварийного выхода буду использовать быстро открываемые окна в третьем и шестом купе со стороны поперечных полок, предварительно прочитав инструкцию по их использованию.
- Любым тяжелым предметом буду выбивать стекло в том купе, где находился в момент аварии, и через разбитое окно покину вагон.
- Буду использовать окно в первом и восьмом вагоне со стороны поперечных полок, предварительно прочитав инструкцию.
III. Если ураган (смерч) застал вас на природе, чего нельзя делать?
- Прятаться за выступающими над верхней границей леса деревьями.
- Предпочитать деревья одинаковой высоты.
- Отойти от отдельно стоящих деревьев.
- Ложиться на дно оврага, рва, ямы, кювета дороги и прижиматься к земле.
- Укрываться за монолитными препятствиями, в густолесье.
IV. Чего нельзя делать при пожаре в здании?
- Пользоваться лифтом, спускаться по лестнице, держась за перила, заходить в горящее помещение, если нет уверенности проскочить его за несколько десятков секунд.
- Покидать здание. При невозможности выхода через подъезд подняться на крышу.
- При сильной задымленности передвигаться на четвереньках или ползком.
- Гасить загоревшуюся одежду, катаясь в ней по земле или закрывая огонь плотной тканью.
V. Что надо делать при травматическом шоке?
- Перенести пострадавшего без обезболивания, а в случае переломов без наложения шин и вызвать «скорую помощь».
- Быстро остановить кровотечение, дать обезболивающее; осторожно уложить на спину, при рвоте повернуть голову набок. При остановке сердца начать реанимационные мероприятия и вызвать «скорую помощь».
- При жалобе на боль в животе давать пить, а при ожогах снять прилипшую одежду. Вызвать «скорую помощь».
КАРТОЧКА № 2
I. Вернувшись из леса, вы обнаружили на теле присосавшегося клеща. Каковы ваши действия?
- Попытаюсь сделать надрез в месте укуса и вытащить клеща. Затем это место продезинфицировать.
- Местонахождение клеща обработаю зеленкой или йодом.
- На местонахождение клеща капну растительным маслом либо смажу кремом. Через 15–20 минут аккуратно, раскачивающими движениями вытащу его. Затем место укуса обработаю спиртом или йодом.
II. Однажды вечером, подойдя к окну, вы увидели зарево над расположенным невдалеке предприятием, услышали завывание пожарных сирен. Что будете делать?
- Позову домашних, чтобы полюбовались необычным зрелищем, а затем закрою все двери и окна.
- Закрою окна, задерну шторы и лягу спать либо буду продолжать смотреть телевизор; о пожаре пусть беспокоятся те, кому положено.
- Позвоню по телефону 01 и спрошу, что делать.
- Быстро соберусь, отключу электроэнергию, газ, воду и как можно быстрее и дальше уйду от места пожара.
III. Чего нельзя делать при аварии на близлежащем химическом объекте, которую вы пережидаете в своей квартире?
- Пользоваться открытым огнем и электричеством, устраивать убежища в погребах и подвалах.
- Герметизировать квартиру, созваниваться со спасательными службами.
- Не выходить на улицу или в подъезд.
- Употреблять консервированную пищу и минеральную воду из бутылок.
IV. Вы находитесь на пляже. Человек начал тонуть, и его без сознания вытащили на берег. Что предпримете?
- Ничего предварительно не предприняв, немедленно начну делать искусственное дыхание.
- Попрошу людей вызвать «скорую», а сам очищу ему рот, положив животом на колено, выдавлю из легких воду и начну реанимационные мероприятия.
- Проверю пульс и зрачки. При отрицательной реакции вызову «скорую помощь» и буду ждать.
V. Что необходимо делать при острой боли в сердце?
- Сесть или лечь, положить таблетку нитроглицерина (валидола) под язык, принимать обезболивающие препараты. При отсутствии эффекта вызвать «скорую помощь».
- Ничего не делать и вызвать «скорую».
- Не обращать внимания, продолжать заниматься физической деятельностью, пытаться перетерпеть боль без приема лекарств.
КАРТОЧКА № 3
I. Чего нельзя делать, если вы хотите избежать в подъезде нападения хулиганов, грабителей, насильников?
- Укреплять входную дверь или устанавливать металлическую, ставить кодовый замок.
- Услышав вверху шум, голоса, дождаться внизу других зашедших в подъезд подростков.
- Заходить в подъезд с малознакомыми людьми, позволять собираться в подъезде подросткам, вступать в пререкание с шумной компанией, «отдыхающей» в подъезде.
II. Чего нельзя делать при попытках силового проникновения в вашу квартиру?
- Угрожать преступникам, выйдя из квартиры после прекращения нападения.
- Кричать, свистеть, звать на помощь.
- Натравливать на преступника собаку.
- Набрасывать на цепочку одежду, чтобы преступник не мог перекусить ее кусачками.
III. Вы едете в отпуск к друзьям или родственникам. При вас имеется приличная сумма денег. Где будете хранить деньги?
- Все деньги спрячу в бумажнике с документами и буду держать деньги при себе.
- Спрячу деньги в потайные места, ближе к телу, либо в укромное место чемодана.
- Разложу деньги по частям в различные места (внутренние карманы, одежду, хозяйственную сумку, чемодан, кошелек и т.д.).
IV. Какие газы могут скапливаться в подземных непроветриваемых коммуникациях города (кабельные и другие колодцы) и представлять опасность для жизни человека?
- Аммиак и синильная кислота.
- Пропан, сероводород, углекислый газ.
- Водород, гелий.
V. Чего нельзя делать при переломах?
- Снимать одежду и обувь с поврежденной конечности, прикладывать к месту перелома грелку.
- Прикладывать холодный компресс.
- Давать обезболивающее, придавать сломанной ноге или руке возвышенное положение.
КАРТОЧКА № 4
I. По телевидению сообщили, что в результате аварии на мясокомбинате к вашему району приближается облако аммиака.
Вы находитесь дома. Что будете предпринимать?
- Открою окна и форточки, проветривая помещение.
- Надену ватно-марлевую повязку, смоченную 2%-м раствором питьевой соды; окна и форточки закрою.
- Надену ватно-марлевую повязку, смоченную 5%-м раствором лимонной кислоты и загерметизирую квартиру.
- Закрою квартиру и выйду на улицу.
II. Передвигаясь с шестом по моховому болоту, вы провалились в «окно» – глубокую водяную яму, поверхность которой скрыта плавучими растениями и травой. Будете ли вы:
- Делать резкие движения, стараясь держаться на плаву?
- Опираясь на лежащий поперек шест, стараться принять горизонтальное положение и дотянуться до камыша (ветки)?
- Не совершая никаких движений, соблюдая хладнокровие, громко звать на помощь?
III. Зима. Вы находитесь в походе. Вам захотелось пить. Что лучше использовать для получения питьевой воды?
- «Молодой» лед.
- Плотный слежавшийся лед.
- «Старый» лед.
IV. Находясь недалеко от водонасосной станции, вы услышали взрыв и увидели облако зеленовато-желтого цвета. Ветер дует со станции по направлению к вам. Вы установили, аварийный выброс какого химического вещества произошел. Что вы будете делать?
- Выброс аммиака. Буду идти навстречу ветру.
- Выброс сероводорода. Буду быстрым шагом удаляться от станции по направлению ветра.
- Выброс хлора. Буду уходить с места происшествия перпендикулярно направлению ветра.
V. Находясь дома, вы по радио услышите следующую информацию: «Внимание! Говорит штаб ГО. Вчера на Игналинской АЭС произошла авария с выбросом РВ. По прогнозу радиоактивное облако через два часа будет над нашим городом...» Внезапно передача прекращается. Электропитание в доме отключается. Ваши действия?
- Собираю необходимые вещи, документы и ухожу в ближайший подвал или убежище.
- Закрываю окна, форточки и двери, герметизирую их. Готовлю ватно-марлевую повязку. По мере возможности делаю йодную профилактику: 3–5 капель 5%-го раствора йода на стакан воды три раза в день.
- Надеваю ватно-марлевую повязку, смоченную 5%-м раствором лимонной кислоты. Форточки и окна открываю.
Статья подготовлена при поддержке компании «Пластика ОКОН». Если вы решили остеклить свой балкон или лоджию, то лучше всего доверить эту работу специалисту. Перейдя по ссылке: «http://www.plastika-okon.ru/aluminium.php», вы сможете ознакомиться с описанием технологии остекления балконов и лоджий, а также оформить заявку. В компании «Пластика ОКОН» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
Герметизирую продукты питания и запасы питьевой воды.
Важный совет для тех, кто составляет дидактические материалы тестового характера.
Во-первых, среди вариантов ответов не должно быть очевидно неправильных – все варианты должны быть правдоподобными. Это усилит обучающие, контролирующие и развивающие функции, ведь из правдоподобных ответов нельзя необдуманно отбросить ни один.
Во-вторых, желательно, чтобы все предлагаемые варианты были возможны в других условиях, – тогда неприемлемое действие не будет закрепляться в качестве стереотипа.
Правильные ответы: 1 – 31112, 2 – 34121, 3 – 31321, 4 – 22132. |