Как оценить физическое развитие ребенка, если это понятие включает в себя и соответствие биологическому возрасту, то есть данность, от ребенка не зависящую, и физическую подготовленность – состояние, которого человек достигает тренировками?
Будь готов! – К чему готов?
В процедуру оценки физического развития, утвержденную Минздравом РФ, включены измерение длины тела (рост), массы тела (вес), обхвата груди (окружность грудной клетки), жизненной емкости легких, мышечной силы кисти, визуальная оценка степени развития мускулатуры и подкожного жирового слоя. Однако обычно заключение об уровне физического развития строится лишь на двух показателях: веса и роста.
Физическую подготовленность оценить сложнее. Сразу возникает вопрос: подготовленность к чему? Когда-то детей готовили к труду и обороне – помните БГТО и ГТО? Но в то время под «трудом и обороной» понимали подготовку к службе в армии. Сейчас основной труд школьников и студентов – их учеба. Как оценить подготовленность именно к ней?
В Японии, например, уровень физиче¬ской подготовленности оценивается с помощью теста «на пригодность к занятиям физиче¬ской культурой». Тест состоит из пяти испытаний. За результаты в каждом из пяти тестовых испытаний начисляются очки, которые потом суммируются. Сумма очков – это и есть оценка физической подготовленности. Так же оценивают подготовленность морских пехотинцев в США. При отборе в морскую пехоту молодые люди проходят пять тестов: прыжок с места при толчке двумя ногами, проверка общей выносливости и развития мышц живота, проверка развития грудных мышц и работы мышц рук на выпрямление, проверка развития мышц спины и работы мышц рук на сгибание и проверка развития мышц рук, груди и плечевого пояса.
Заказ Минобрнауки РФ
В российском образовании тоже попытались подойти к оценке физической подготовленности более осмысленно, например, анализируя динамику развития физических качеств каждого ребенка, то есть сравнивая его с самим собой. Но для массовых исследований все по-прежнему полагаются на тестовые упражнения: подтягивание на перекладине (мальчики), подъем туловища из положения лежа в положение сидя (девочки), прыжок в длину с места (мальчики и девочки). Оценка физической работоспособности не производится, эта процедура считается сложной и громоздкой.
Таким образом, оценка физического состояния ребенка складывается из соотношения веса–роста и сложных двигательных способностей. Такой подход лишает преподавателя физкультуры возможности понять, что именно у ребенка развито недостаточно, и не позволяет строить занятия с учетом индивидуального развития каждого.
Министерство образования и науки поставило задачу разработать технологию комплексной оценки физического состояния детей. Минимальный набор тестов должен учесть и физическое развитие учащегося, и его физическую готовность к учебе, и его физическую выносливость (работоспособность), которая определяется на основе сочетания антропометрических данных и показателей развития нервной, мышечной и сердечно-сосудистой систем.
Работу взялись выполнить Московский индустриальный университет и Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского. Ее проверка проходила в г. Вологде в 2002 г. при участии специалистов Управления образования и Управления здравоохранения администрации г. Вологды, а также учителей физкультуры четырех школ города.
Сила и ловкость
в процентах
Выбирая тесты, авторы технологии ориентировались на простые испытания, результаты которых поддавались бы учету. Отобрали:
- Тест на быстроту (теппинг-тест).
- Тест на выносливость – работоспособность.
- На силовую выносливость мышц спины (удержание туловища в горизонтальном положении лицом вниз).
- Тест на гибкость (наклон вперед из положения сидя).
- На силовую выносливость мышц ног (удержание прямой ноги в горизонтальном положении стоя).
- Тест на координацию/ловкость (челночный бег 3 раза по 10 метров).
- На силовую выносливость мышц брюшного пресса (удержание туловища в горизонтальном положении лицом вверх).
- На силовую выносливость мышц плечевого пояса (удержание гантелей хватом сверху в положении руки в стороны).
По этим тестам исследователи определили физическое состояние 7900 учащихся школ и вузов. Они использовали семь фиксированных центилей: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. 3-й центиль – это такая величина исследуемого признака, меньше которой он наблюдается в 3% выборки. Величина признака меньше 10-го центиля встречается у 10% вариантов выборки. Промежутки между центилями получили название центильных интервалов. Исследователи получили 8 неодинаковых по величине центильных интервалов.
1-й интервал включает показатели, которые оцениваются как очень низкие.
2-й интервал – величины между 3-м и 10-м центилями – просто низкие показатели.
3-й – между 10-м и 25-м центилями – сниженные показатели.
4-й интервал – между 25-м и 50-м центилями и 5-й интервал – между 50-м и 75-м центилями – это средние показатели.
6-й интервал включает повышенные показатели, которые располагаются в границах 75-го и 90-го центилей.
7-й интервал – показатели высокие, они располагаются между 90-м и 97-м центилями.
8-й интервал – все показатели выше 97-го центиля оцениваются как очень высокие.
Центильные шкалы были разработаны для таких физических качеств, как быстрота, гибкость, координация, силовая выносливость мышц спины, ног, верхнего плечевого пояса и брюшного пресса.
Исследование показало, что, к сожалению, за время обучения у основной массы учащихся показатели состояния мышечной системы не улучшились. Динамика этих показателей на примере силовой выносливости мышц брюшного пресса приведена на рис. 1.
Рис. 1. Возрастная динамика роста силы мышц брюшного пресса
Немного улучшились показатели выносливости мышц спины и ног, скорее, не за счет упражнений на уроках физкультуры, а в силу постоянной нагрузки на эти мышцы в обыденной жизни. Не развиваются такие двигательные качества, как ловкость (координация), гибкость, быстрота. Центильные таблицы показали наступление гиподинамии после 14 лет у 75% учащихся. Лишь те школьники и студенты, которые занимаются спортом, имеют изначально высокие показатели физического развития и продолжают их улучшать.
Авторы предлагают систему прогноза развития отдельных физических качеств у каждого конкретного ребенка по его наилучшему показателю. На рис. 2 – показатели физического состояния гармонично развитого ребенка. На рис. 3 – показатели ребенка с дисгармоничным физическим состоянием.
Рис. 2. Пример гармоничного физического развития
Рис. 3. Пример дисгармоничного физического развития
Такой подход к оценке физического развития ребенка позволит учителю физкультуры предлагать учащимся индивидуальные программы занятий в рамках урока и давать рекомендации по дополнительным занятиям. Например, если показатели быстроты, гибкости и силовой выносливости рук у ребенка лежат в диапазоне высокой нормы, ему необходимо развивать до этой высокой нормы и мышцы ног, спины, брюшного пресса. Если первые показатели лежат в низкой норме, то требовать для остальных мышц высокой нормы нет смысла, хорошим достижением будут показатели в пределах средних норм. |