Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2005

Коллеги

Модель гармонического развития

Для современного состояния традиционного школьного образования характерны по меньшей мере следующие негативные тенденции: снижение активности школьников в процессе учебы, замедление их психиче¬ского и физического развития. В этой связи актуальной становится задача использования каждым учителем всевозможных способов, методов, технологий, оказывающих профилактическое и оздоравливающее воздействие на организм детей

В результате тщательной исследовательской работы появилась и была опробована модель класса гармонического развития учащихся. Эта модель основывается на возрастных психофизиологических особенностях и базовых потребностях детей младшего школьного возраста. При этом были широко использованы работы В.В. Колбанова, К.К. Зайцева, Л.Т. Татарниковой, Л.П. Сыренского, В.Ф. Базарного, Д.Е. Огородного и других специалистов в области валеологии, физиологии, гигиены.

Модель класса гармонического развития включает три взаимосвязанных блока. Просветительский блок предполагает занятия по валеологии, повышение уровня знаний учащихся о том, как необходимо заботиться о своем здоровье. Спортивно-оздоровительный блок включает специальные уроки физкультуры, занятия по повышению двигательной активности, проведение спортивных праздников, игр, прогулок, релаксации под музыку на переменах. Блок регуляции ставит своей задачей коррекцию и саморегуляцию физиологического состояния детей в процессе учебы. Он базируется на различных формах физкультурно-оздоровительной работы. В этом блоке предусмотрены разминочно-настроечные упражнения, применение элементов методики Д.Е. Огородного по овладению рекомендуемыми видами дыхания для регулирования потребности организма в кислороде и др.

Практика по данной программе проходила во 2-м классе Никольской средней школы Гатчинского района Московской области. Прежде всего были изучены медицинские карты учащихся.

Нарушения осанки зафиксированы у 62% детей, зрения – у 24%. Уровень успеваемости детей, как показал анализ, напрямую связан с состоянием их здоровья. В классе лишь трое учащихся имеют высокий балл успеваемости – 4,75, и эти же ребята отнесены к основной группе здоровья. Ученики, обучающиеся на «3» и «2», ранее пропустили по болезни от 39 до 56% занятий и входят, в основном, в специальную группу здоровья. Однако учитель данного класса не владел полной информацией о здоровье детей и не связывал ее с результатами обучения.

Содержанием эксперимента стала частичная реализация модели класса гармонического развития. В просветительском блоке были проведены валеологические занятия по следующим темам: «Почему мы болеем?»; «Кто предохраняет нас от болезни?»; «Чудесное яблоко (о зрении)»; «Из чего мы сделаны?»; «Мое настроение в школе и дома». В первичной анкете, рассчитанной на выявление уровня знаний детей о здоровом образе жизни, около двух третей опрошенных продемонстрировали формальное, поверхностное знание предмета, неполноту и необоснованность суждений. В итоговой анкете их высказывания были более разнообразными, эмоциональными, убедительными.

В спортивно-оздоровительном блоке большое место заняли подвижные игры и релаксационные занятия на переменах, в которые дети включались с большим удовольствием. Кроме того, были организованы несколько мини-путешествий по окрестностям, проведены соревнования по армреслингу, «веселые старты». Занятия по физической культуре в течение трех недель для школьников были успешными и радостными. Анонимный опрос показал, что у 62% учащихся класса ранее проявлялось негативное отношение к урокам физкультуры, после экспериментальных занятий оно сохранилось лишь у 38% детей.

Занятия по регуляции физиологического состояния состояли из утренней гимнастики и физкультминуток. Они были направлены на улучшение мозгового кровообращения, снятие утомления, уменьшение психоэмоционального напряжения. Дети усвоили правила выполнения упражнений, научились выполнять их самостоятельно.

В процессе занятий был исследован уровень умственной работоспособности учащихся при помощи методики корректурной пробы, определения объема работы (количество знаков), качества (количество ошибок) и расчета коэффициента продуктивности умственной работы по таблице Анфимова. Первичная диагностика показала, что в среднем на начало учебного дня высокий уровень работоспособности наблюдается у 14 учащихся, средний – у пяти, низкий – у двух учеников. В конце учебного дня эти цифры составили соответственно – пять, девять и семь. Таким образом, при традиционном обучении работоспособность детей значительно снижается в течение учебного времени. В процессе эксперимента работоспособность детей на начало учебного дня повысилась в диапазоне 7–9%, к его окончанию – в диапазоне 5–8%.

В начале эксперимента позитивное настро¬ение доминировало лишь у семи учеников, в конце его – уже у четырнадцати. Преобладание положительных эмоций – важнейшее условие сохранения психического здоровья учащихся.

Таким образом, выявляется, что даже при локальном использовании учителем начальных классов здоровьесберегающих педагогических технологий улучшается психоэмоциональный фон обучения, повышается умственная работо¬способность учащихся.

 

А. Пустовар