Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


РОБЕРТ ЯНГСОН

Как научиться
жить с астмой
Перевод с английского
О. Смуровой –

М.: ЭКСМО,
2003. – 256 с.

Бронхиальная астма – одно из самых распространенных хронических заболеваний, которыми болеют и взрослые и дети. К сожалению, многие больные очень мало знают об астме. Поэтому они не могут распознать признаки болезни и понять принципы ее лечения. В результате больные не обращаются своевременно к врачу. А ведь бронхиальная астма – опасное и серьезное заболевание, только в Великобритании от нее ежегодно умирают 1500 человек.

В данной книге автор рассказывает о том, что такое бронхиальная астма, какова ее природа, что происходит во время приступа, и дает практические рекомендации, как следует вести себя больным бронхиальной астмой и их близким.

Первое письменное упоминание об астме появилось в 1398 г. в энциклопедии, которая была написана английским ученым Бартоломью Ангикулосом. Название болезни происходит от греческого слова asthma, которое буквально означает дышать с трудом, удушье.

В настоящее время в Англии и Уэльсе примерно 70% случаев заболевания астмой наблюдается у детей в возрасте до 5 лет. Автор призывает родителей обратиться к специалисту, как только появилось подозрение на астму у ребенка. Это особенно важно еще и потому, что, если раньше считалось, что астма является заболеванием, которое до конца не излечивается, в настоящее время благодаря успехам фармакологии и разработанным программам дети, больные астмой, проходят курс лечения и часто выздоравливают.

Тем не менее и дети, и взрослые должны научиться жить с астмой. Ведь это заболевание оказывает серьезное влияние на качество жизни больного человека. Одним из отрицательных моментов для него является запрещение физической активности. Только правильная терапия обострений и дальнейший постоянный контроль за бронхиальной астмой могут коренным образом изменить качество жизни больного. В книге описаны основные направления терапии бронхиальной астмы. Автор подробно останавливается на необходимости контроля за применением и побочными эффектами современных лекарственных препаратов, прежде всего бета-2-агонистов и ингаляционных глюкокортикостероидов. В частности, отмечено, что доза, которую больной получает при ингаляции гормонов, в 50 раз ниже, чем в самой маленькой таблетке такого гормона, соответственно и опасность развития серьезных побочных эффектов в 50 раз ниже. Самым распространенным побочным эффектом вдыхания стероидов через ингалятор названы грибковые инфекционные заболевания, возникающие во рту и горле. Поэтому больным, принимающим ингаляционные кортикостероиды, после ингаляции рекомендуется полоскать рот и горло водой, а затем выпить глоток воды, который удалит остатки стероидов из горла.

Для эффективного лечения и контроля за заболеванием автор абсолютно справедливо пропагандирует принцип самоконтроля при астме.

Его цели заключаются в следующем:

  1. Предотвратить ухудшение состояния больного и по возможности избежать госпитализации.
  2. Понимать значение каждого симптома своего заболевания и следовать рекомендациям врача.
  3. Уметь пользоваться самому больному или родителям ребенка методом измерения скорости выдыхаемого воздуха (для этого существует прибор «Пикфлоуметер»).
  4. Корректировать использование лекарственных средств при заболевании в соответствии с предписаниями врача.

Книга Р. Янсона, несомненно, поможет всем, кого коснулась такая тяжелая болезнь, как бронхиальная астма.

Александр КАНАДЦЕВ

Наталия ПЕТРОВА

Мама, у меня болит живот

М.: НПК «Интелвак», 2004. – 176 с.

Невозможно отыскать такого человека, у которого бы ни разу в жизни не болел живот. И дети здесь не исключение. Чаще всего боли в животе (скорее здесь можно говорить о заметном беспокойстве младенца) начинаются уже в конце первого года жизни ребенка и далее возникают с разной периодичностью в течение всей жизни.

Надо заметить, что боли в животе – это особый вид болей. Если своевременно не обратить на них внимания, можно прозевать болезнь (например, аппендицит), при которой требуется срочная операция. И тем не менее в клинику, где я работаю, каждую неделю поступает несколько детей, у которых возник перитонит, потому что на боли в животе близкие ребенка не реагировали или пытались лечить его самостоятельно.

Поэтому книга Натальи Петровой о болях в животе, которые испытывает ребенок, будет очень полезна родителям, воспитателям, школьному медицинскому персоналу. Потому что, с одной стороны, болезни органов пищеварения являются одними из самых распространенных заболеваний в детском возрасте, занимая второе место после болезней органов дыхания. А с другой – каждый взрослый должен знать, что делать, если у ребенка болит живот.

Книга построена довольно оригинально. Она состоит из отдельных глав (методы диагностики, заболевания желчевыводящих путей, желудка, поджелудочной железы и т.д.), причем каждая глава начинается типичными вопросами, которые чаще всего задают врачу, и здесь же даны ответы на них. Это позволяет в доходчивой форме объяснить многие, порой достаточно сложные проблемы заболеваний органов пищеварения у детей. Надо отметить, что автор приводит главные методы лечения, сгруппированные в виде разделов: диеты («Кушаем и лечимся»), традиционное лечение, лечение травами («Травка-муравка»), санаторно-курортное лечение («Водичка-водичка»), лечение при помощи сил природы, использование лечебных процедур, связанных с движением. В этой книге каждый найдет для себя много полезных сведений и рекомендаций.

Лаврентий АНДРЕЕВ