Здоровье до того перевешивает
все остальные блага,
что здоровый нищий
счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
В начальной школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Зрительная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны.
Особенно дети любят танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые выполняются под веселую музыку популярных детских песен.
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим.
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Оздоровительно-гигиенические физкультминутки можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поработать ногами.
Очень полезна зарядка для глаз. Такие упражнения выполняются после 10–15 минут напряженного зрительного труда, особенно на уроках чтения и письма.
Вот некоторые приемы зарядки для глаз:
- Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Для этого на листе изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали). Предлагается соединять их взглядом в различных сочетаниях.
- «Веселые человечки». На карточках, которые показывают детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют движения человечка.
Кроме того, полезно использовать на уроке упражнения для тренировки мышц глаз. По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается. Далее приводятся некоторые элементы этой гимнастики.
- Сидя за столом, расслабиться и медленно переводить зрачки слева направо. Затем справа налево. Повторить по три раза в каждую сторону.
- Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить три раза.
- Представить вращающийся перед вами обруч и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
- Закрыть ладонями глаза так, чтобы они неплотно лежали на глазницах, но не пропускали свет. И повторить все названные упражнения в той последовательности, как они описаны.
Упражнения для укрепления определенной группы мышц. Они выполняются строго под счет с равномерным чередованием вдоха и выдоха. Вот подходящие рифмованные строки:
Вдох и выдох!
Раз – присели!
Два – привстали,
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.
Здоровье в порядке –
Спасибо зарядке!
Некоторые физкультминутки помогают на уроках при изучении какой-либо определенной темы. Например, на уроке математики, при ознакомлении детей с понятиями «справа», «слева», я рекомендую такое упражнение:
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река...
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река...
Неужели стала правой
Моя левая рука?
На уроках письма без тренировки для пальцев не обойтись. Дети очень любят такое занятие. И у каждого есть своя любимая рифмованная присказка, например из такого текста:
Мы писали, мы писали.
А теперь все дружно встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
Дождик песенку поет:
– Кап-кап...
(Постукивание по парте пальцами.)
Только кто ее поймет?
– Кап-кап? (Постукивание пальцами.)
Не пойму ни я, ни ты.
– Кап-кап! (Постукивание пальцами.)
Но зато поймут цветы.
– Кап-кап! (Постукивание пальцами.)
И осенняя листваv
– Кап-кап! (Постукивание пальцами.)
Пожелтевшая трава.
– Кап-кап! (Постукивание пальцами.)
Оживленно проходит в классе и так называемая «Веселая минутка». На каждый мой во¬прос дети отвечают хором: «Вот так» – и жестом показывают соответствующее движение:
– Как живешь?
– Вот так! (Поднимают вверх большой палец.)
– Как идешь?
– Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони.)
– А бежишь?
– Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)
– Ночью спишь?
– Вот так! (Руки под щеку и положить на них голову.)
– Как берешь?
– Вот так!
– А даешь?
– Вот так!
– Как шалишь?
– Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями.)
– А грозишь?
– Вот так! (Погрозить пальцем своему соседу.)
Физкультминутки помогают детям на уроке снять напряжение, усталость, отдохнуть.
Стараюсь формировать здоровый образ жизни учащихся непосредственно на уроках математики и русского языка. Для этого делаю краткие вставки о здоровье на уроках.
Урок русского языка
Вставка. Вежливые слова о здоровье. Предлагаю детям правильно списать с доски слова: «спасибо», «пожалуйста», «с добрым утром», «спокойной ночи».
Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.
– Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Чаще говорите друг другу «спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
– Я хочу быть здоровым.
– Я могу быть здоровым.
– Я буду здоровым.
Вставка. Тексты о здоровье. Предлагаю ученикам правильно списать с доски поговорки:
«Здоровье всего дороже»; «Без труда нет добра!»; «Терпенье дает уменье»; «Терпенье и труд все перетрут».
Или другой текст:
«Чистота – залог здоровья»; «Здоровье разум дарит»; «Кто долго жует, тот долго живет»; «С курами ложись, с петухами вставай».
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возра¬ста впитывали их и следовали им. Обсуждаем мудрые и образные пословицы и повторяем их все вместе вслух.
Математика
Вставка. Математический разбор пословицы (сложение и вычитание). Привожу как условие задачи русскую народную пословицу: «Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99».
Вопрос 1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать? Ответ: 9 – 5 = 4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа после подъема.
Вопрос 2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать? Ответ: 9 – 5 = 4. Последний раз надо есть за 4 часа до сна.
Вопрос 3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна? Ответ: 9 часов вечера – это 21 час; 24 – 21 = 3; 3 + 5 = 8.
Напоминаю детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, то есть ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7 утра. После пробуждения не залеживайся в постели. Еще раз вспомни пословицу: «С курами ложись, с петухами вставай». Эта вставка в урок напоминает о нормальном режиме дня и правильном ритме питания, к соблюдению которых нужно стремиться.
|