Третий год наша школа в рамках
широкомасштабного эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования в начальных классах применяет
нетрадиционную систему обучения без оценки
знаний в форме отметок.
Для этого педагогический коллектив
школы выработал и принял соответствующее
«Положение», в котором описаны условия, средства,
методы и новые формы оценок, используемые в
учебно-воспитательном процессе.
Освоение новой системы проходило
сложно и драматично, так как этот процесс связан
с ломкой стереотипов педагогической
деятельности и внедрением новых отношений в
системе «учитель–ученик». Кратко рассмотрим
технологическую карту организации
контрольно-оценочной деятельности.
Определяются и фиксируются
планируемые тематические результаты обучения.
Организуется знакомство с ними учащихся и
родителей.
Учащиеся фиксируют текущую оценку
своих учебных достижений на условных шкалах. На
начерченной в тетради шкале каждый ученик
фиксирует особым значком (крестиком) тот уровень
знаний, на который он вышел.
Учитель ставит свой значок на шкалах
ученика, оценивая его действия по ранее
выбранным критериям (трудность заданий, объем
выполненной работы, интерес к предмету,
сотрудничество при групповом выполнении работы
и так далее).
Самостоятельная работа оценивается
двумя квадратиками (красным, желтым). Желтый
квадратик дети рисуют тогда, когда они
сомневаются в правильности выполнения, и
красный, когда уверены, что задание выполнено.
В конце каждого урока проводится
диагностика степени изучения определенного
материала. Тот из учеников, кто усвоил содержание
темы, показывает карточку с восклицательным
знаком («!»), у кого есть сомнения, показывает
карточку с вопросительным знаком («?»).
Текущие оценки по всем приобретенным
на определенном этапе навыкам ученик заносит в
специальный «Лист индивидуальных достижений».
После завершения изучения данной
темы проводятся письменные проверочные работы, в
которых отмечаются не только ошибки, но и удачные
места работы ученика. Результаты проверочных
работ заносятся в специальные листы учета по
каждому предмету.
В конце учебного года в оценочном
листе указываются обобщенные учебные достижения
каждого ученика. Результат усвоения предмета
фиксируется в процентах.
Для каждого ученика имеется папка
«Мои достижения» (портфолио), в которую
собираются его лучшие творческие работы.
Теперь в каждом классе ведут так
называемую «Тетрадь открытий», в которой будут
фиксироваться успехи детского творчества.
Такая система оценки знаний, навыков и
успехов школьников способствует гуманизации
взаимоотношений «учитель–ученик», дает
возможность ребенку учиться без напряжения,
исключая борьбу за оценку, вселяет в ребенка
уверенность в себе, в своих силах.
По нашему мнению, новые формы
определения уровня знаний могут и не
укладываться в стандартную систему отметок.
Главное – они не должны поощрять учителя
сравнивать детей между собой, в этом случае
психика ученика будет здоровее. Он не будет
чувствовать дискомфорта в обучении. Тогда
школьная оценка перестает носить функцию
наказания. Традиционная школьная отметка – это
всегда неразрешимый конфликт между школой и
семьей, между учеником и родителями, между
учеником и учителем. Применяемый нами подход к
системе определения уровня знаний избавляет
ученика от трудноразрешимых конфликтов в
процессе обучения в школе.
|