Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2005

Технология

Нетрадиционные формы определения уровня знаний

Третий год наша школа в рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальных классах применяет нетрадиционную систему обучения без оценки знаний в форме отметок.

Для этого педагогический коллектив школы выработал и принял соответствующее «Положение», в котором описаны условия, средства, методы и новые формы оценок, используемые в учебно-воспитательном процессе.

Освоение новой системы проходило сложно и драматично, так как этот процесс связан с ломкой стереотипов педагогической деятельности и внедрением новых отношений в системе «учитель–ученик». Кратко рассмотрим технологическую карту организации контрольно-оценочной деятельности.

  • Определяются и фиксируются планируемые тематические результаты обучения. Организуется знакомство с ними учащихся и родителей.

  • Учащиеся фиксируют текущую оценку своих учебных достижений на условных шкалах. На начерченной в тетради шкале каждый ученик фиксирует особым значком (крестиком) тот уровень знаний, на который он вышел.

  • Учитель ставит свой значок на шкалах ученика, оценивая его действия по ранее выбранным критериям (трудность заданий, объем выполненной работы, интерес к предмету, сотрудничество при групповом выполнении работы и так далее).

  • Самостоятельная работа оценивается двумя квадратиками (красным, желтым). Желтый квадратик дети рисуют тогда, когда они сомневаются в правильности выполнения, и красный, когда уверены, что задание выполнено.

  • В конце каждого урока проводится диагностика степени изучения определенного материала. Тот из учеников, кто усвоил содержание темы, показывает карточку с восклицательным знаком («!»), у кого есть сомнения, показывает карточку с вопросительным знаком («?»).

  • Текущие оценки по всем приобретенным на определенном этапе навыкам ученик заносит в специальный «Лист индивидуальных достижений».

  • После завершения изучения данной темы проводятся письменные проверочные работы, в которых отмечаются не только ошибки, но и удачные места работы ученика. Результаты проверочных работ заносятся в специальные листы учета по каждому предмету.

  • В конце учебного года в оценочном листе указываются обобщенные учебные достижения каждого ученика. Результат усвоения предмета фиксируется в процентах.

  • Для каждого ученика имеется папка «Мои достижения» (портфолио), в которую собираются его лучшие творческие работы.

Теперь в каждом классе ведут так называемую «Тетрадь открытий», в которой будут фиксироваться успехи детского творчества.

Такая система оценки знаний, навыков и успехов школьников способствует гуманизации взаимоотношений «учитель–ученик», дает возможность ребенку учиться без напряжения, исключая борьбу за оценку, вселяет в ребенка уверенность в себе, в своих силах.

По нашему мнению, новые формы определения уровня знаний могут и не укладываться в стандартную систему отметок. Главное – они не должны поощрять учителя сравнивать детей между собой, в этом случае психика ученика будет здоровее. Он не будет чувствовать дискомфорта в обучении. Тогда школьная оценка перестает носить функцию наказания. Традиционная школьная отметка – это всегда неразрешимый конфликт между школой и семьей, между учеником и родителями, между учеником и учителем. Применяемый нами подход к системе определения уровня знаний избавляет ученика от трудноразрешимых конфликтов в процессе обучения в школе.

 

Татьяна Журавлева