Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2005

Вне урока

«Король сказал: "Замри!"»

Многие учителя и родители учащихся в последнее время все больше жалуются на поведение школьников. В первую очередь обращает на себя внимание агрессивность многих детей и подростков, отсутствие у них привычки к систематической работе, затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, что подчас сопровождается немотивированной тревожностью. Таких детей принято относить к так называемой «группе риска».

Что же представляют собой «группы риска» и каким образом следует проводить с ними воспитательные мероприятия? Прежде всего, ответим на первую часть вопроса. К «группе риска» причисляются дети и подростки, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов. Это, как правило, педагогически запущенные дети с нарушениями в поведенческой сфере, с задержкой психического развития, которые имеют проблемы в физическом и психическом развитии. К данной категории можно отнести и детей с эмоциональными нарушениями.

Педагоги и медики единодушны: совершенно необходимо благоприятно воздействовать на детей и приступать к педагогическим мероприятиям, корректирующим их поведение, как можно раньше. Наиболее благоприятный период для этого – младший школьный возраст. Однако процесс педагогического сопровождения в этом направлении осуществляется в школе и в семье спонтанно, что приводит к серьезным нарушениям поведения детей в последующей жизни.

Важно так построить свою работу с детьми, чтобы максимально приблизить педагогические мероприятия к индивидуальным особенностям каждого из них. Ребенок может иметь одновременно несколько негативных признаков. Таким детям следует давать индивидуальные комплексы упражнений, которые выполняются в разных формах – на уроках физической культуры, на удлиненных переменах, на занятиях в группах продленного дня, в свободное время, а также в домашних условиях.

Какие же отклонения в поведении являются типичными для младших школьников «группы риска»? Это высокий уровень беспокойности (неусидчивости); быстрое нарастание утомления, как умственного, так и физического; неадекватная реакция на низкие оценки и замечания педагога или родителей; высокая тревожность в стрессовых ситуациях (при работе, требующей высокой концентрации внимания и физичских сил, при необходимости быстро выполнить какое-то задание учителя); пониженный уровень концентрации внимания; агрессивность по отношению к одноклассникам и окружающим людям. Большинство детей, относящихся к «группе риска», проявляют практически весь спектр перечисленных нарушений в поведении. Это грозные симптомы, на которые нужно немедленно обращать внимание и сразу же реагировать.

Какие средства целесообразно использовать для профилактики и коррекции отклонений в поведении младшего школьника? Таких средств в арсенале педагогики имеется внушительное количество, но мы остановимся, в частности, на приемах физической культуры, проверенных на практике за многие годы. Умелое их использование приводит к положительным результатам, а простота и небольшие затраты времени, необходимого для выполнения упражнений, оказываются неоценимыми в педагогической практике.

При коррекционных занятиях рекомендуется использовать разные формы, к основным из которых относятся уроки физической культуры. Разумеется, речь здесь не идет о том, чтобы полностью посвящать отведенные на них часы и минуты рекомендуемым реабилитационным упражнениям. Иногда вполне достаточно периодически выполнять с учащимися упражнения в течение 2–4 минут. Учитель физической культуры вполне может включать эти же упражнения в учебный материал урока, что принесет несомненную пользу всей системе физического воспитания детей начальной школы, а не только детям «группы риска». Отработка и закрепление техники выполнения упражнений могут происходить на внеклассных занятиях – в группах продленного дня, удлиненных «подвижных» переменах, на занятиях в школьных кружках и секциях. Рассмотрим ряд упражнений из арсенала оздоровительной физической культуры, которые помогут целенаправленно воздействовать на разные аспекты негативного поведения младших школьников.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ БЕСПОКОЙНОСТИ (НЕУСИДЧИВОСТИ)

Ритмичное дыхание. Дети под счет педагога начинают свободно и без напряжения выполнять глубокие ритмичные вдохи и выдохи. Время вдоха соответствует времени выдоха. Педагог медленно считает: «Один, два, три, четыре». Дети одновременно выполняют вдох. Далее, на счет «пять, шесть, семь, восемь», выполняется выдох. По мере того как дети будут осваивать это упражнение, продолжительность вдохов и выдохов может увеличиваться, но не более чем до счета «шесть» (1–6 – вдох; 7–12 – выдох). Это предел, переступать который не рекомендуется. Важно следить, все ли дети способны поддерживать заданный ритм дыхания. Если ребенок ослаблен, ему можно снизить продолжительность упражнения. На стадии освоения продолжительность упражнения – не более 1 минуты. Через 3–4 недели время на упражнение увеличивается до 2 минут, а еще через 3–4 недели – до 3 минут. Это время – предельное для ослабленных детей начальных классов.

Поза дерева. Техника: ноги вместе, одновременно с вдохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок приподнят, грудь развернута. Дыхание свободное. После выполнения позы вернуться в исходное положение. Эффект упражнения – развиваются мышцы рук и плечевого пояса, мышцы спины; формируется умение управлять своими движениями.

Поза короля танца. Техника. Станьте прямо, руки опустите вдоль туловища. Голову держите прямо. Вес тела перенесите на левую ногу. Согните в колене правую ногу и захватите правой рукой лодыжку правой ноги. Теперь поднимите левую руку вверх и удерживайте равновесие в этой позе. Оставайтесь в этом положении 20–30 секунд. Потом медленно выходите из позы. Затем проделайте то же самое, поменяв положение рук и ног: стоя на правой ноге и подняв вверх правую руку, согните в колене левую ногу и захватите левой рукой лодыжку. Эффект упражнения – тренируются практически все мышцы тела, развивается устойчивость, появляется чувство уверенности, формируется умение управлять своими движениями.

Поглаживание рук. Стать свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладони одна о другую в течение 10–15 секунд. После этого теплой ладонью одной руки поглаживать тыльную часть другой руки, от пальцев к запястью (5–7 раз). Поменять руки и так же поглаживать другую руку (5–7 раз). После этого выполнить поглаживание сначала одного, а затем другого предплечья (другой рукой) – по 5–7 раз каждой рукой.

Игра «Клубочек». Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую ленту. Скажите ему, что этот клубок не простой, а волшебный. Как только он начнет его сматывать, то сразу же успокоится. Когда игра станет для ребенка привычной, почувствовав, что огорчен, устал или злится, он сам будет просить дать ему «волшебные ленты». Размер клубка постепенно можно увеличивать.

«Замри». Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в кругу не останется всего один игрок.

«Король сказал...». Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например попрыгать на одной ноге и т.п. Вместо слов «король сказал» можно добавлять и другие, например «пожалуйста» или «командир приказал».

(Продолжение следует)

 

Юрий Копылов ;
Нина Полянская