Государственная программа по физической культуре для общеобразовательной школы рассчитана на укрепление здоровья и гармоничное развитие детей. За последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями развития и патологией опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника, однако урок физической культуры в школе проводится по общей стандартной программе. Дети с нарушениями и патологиями иногда неоправданно освобождаются от уроков физкультуры или определяются в специальную медицинскую группу и, таким образом, вообще не занимаются или занимаются недостаточно и нецеленаправленно, хотя нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями даже в большей степени, чем здоровые.
Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь ей правильно сформироваться можно. Для этого необходимо в каждый программный урок ввести корректирующие упражнения, направленные на избирательное укрепление мышечной системы (создание «мышечного корсета»), на закрепление навыков правильной осанки, на развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, нужны симметричные упражнения в ответ на асимметричные, выполняемые по ходу программного урока, и оптимальный двигательный режим. В процессе каждого занятия упражнения, несущие сильную нагрузку, чередуются с ограничением физиологиче¬ской активности, которая достигается включением дыхательных упражнений.
Несколько лет мы проверяли методику с использованием общей корригирующей гимнастики, направленную на формирование опорно-двигательного аппарата, в программных уроках физкультуры. Контрольная группа занималась по обычной школьной программе.
Результаты исследований показали, что у школьников опытной группы динамика анатомо-физиологических показателей существенно отличалась от показателей контрольной группы. Дети быстрее росли, окружность грудной клетки у них была больше. В опытной группе положительный эффект отмечен по истечении года занятий у 83% детей с патологией позвоночника, в контрольной – у 21%. У 87% детей в опытной группе отмечено формирование нормальных сводов стопы, в контрольной этот показатель составил 38%, причем отмечался рост асимметричности опорно-двигательного аппарата при занятиях баскетболом, легкой атлетикой. С ростом тренированности у школьников опытной группы произошло укорочение периода восстановления функции кардио-респираторной системы. Разработанная нами и опробованная в различных регионах методика программного урока физической культуры (с включением общей корригирующей гимнастики для формирования осанки и профилактики ее нарушений у детей младшего возраста и подростков) оказывает положительное влияние на морфо-функциональное состояние организма ребенка. Систематические занятия по данной методике способствуют формированию красивой фигуры, развитию двигательной активности, мышечной выносливости, стабилизируют функциональные нарушения позвоночника.
|