Большинство статей, посвященных здоровью школьников, начинается с перечисления «страшных» показателей. Современный школьник стал меньше ростом, хуже видит, ссутулился, а также страдает нервно-психическими расстройствами, сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Иными словами, десятиклассник 2001 г. уступает по медицинским показателям десятикласснику 1970 г., и оба они уступают первоклассникам, которые учились одновременно с ними
Как и 100 лет назад
Сравним результаты наблюдений, проведенных в начале века и в его конце. Так, согласно статистике московских городских школ за 1911/1912 учебный год, «количество слабых детей непрерывно растет с первого класса к старшим группам; в 1-х классах слабые дети составляли 35%, в средних – 39,8% и в старших – 44,2%». А по материалам V Конгресса педиатров России (1999 г.), «в 1996–1997 гг. здоровые дети составили от 10 до 20% популяции».
Итак, за прошедшие 100 лет эта тенденция сохранилась. Мы провели экспресс-оценку соматического здоровья подростков 12–15 лет школы № 43 г. Ярославля по методике Г.Л. Апанасенко (обследовано 106 девочек и 106 мальчиков). Результаты исследований показали, что подавляющее большинство детей имеют низкий уровень соматического здоровья. Так, среди девочек 12 лет таковых 86%, среди 13-летних – 90%, среди 14-летних – 83%, и, наконец, все девочеки в 15 лет имеют низкий уровень здоровья. Приблизительно такая же картина наблюдалась и у мальчиков. Низкий уровень здоровья выявлен у 94% 12-летних детей, 95% – 13-летних, 89% – мальчиков 14 лет и у 93% – 15-летних подростков. У детей наблюдается целый «букет» заболеваний. Наиболее часто встречаются: нарушения функции щитовидной железы, высокая тубинфицированность, аллергические заболевания, заболевания органов дыхания, нарушения зрения, осанки...
С сожалением следует отметить, что в иерархии потребностей здоровье находится не на первом месте, хотя именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые пока еще здоровы. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.
Школа была, есть и будет единственным социальным институтом, который охватывает всех без исключения граждан, поэтому именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Поэтому цель нашего исследования состоит в следующем:
- Показать возможность реализации принципа «Здоровье через образование» в рамках данного курса.
- Доказать, что подобные курсы могут стать важным фактором профилактики так называ¬емых «болезней поведения» («Предупрежден – значит вооружен»).
- Раскрыть и проанализировать методический аспект проблемы.
Объектом воздействия являются школьники подросткового возраста. Выбор этот неслучаен и обусловлен многоплановостью и противоречивостью процессов, происходящих в этот период в жизни детей.
1. Психофизиологические особенности
и состояние здоровья подростков
Подростковый возраст (11–16 лет) связан с половым созреванием, которое определяется эндокринными изменениями в организме ребенка. Время начала и скорость отмеченных изменений неодинаковы у мальчиков и у девочек. Кроме того, разные физиологические системы у одного и того же подростка развиваются не одновременно, поэтому, например, может быть снижено кровоснабжение головного мозга, что приводит к усилению процессов торможения, быстрой утомляемости, перепадам настроения, эмоциональной нестабильности, расстройствам сна...
У части подростков в начальный период полового созревания также возникают проблемы с запоминанием больших объемов информации. В этот период идет становление половой идентичности, сексуальной роли. Это очень важное обстоятельство, так как половое созревание – это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Подросток начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым, как бы примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть. Поэтому подростку часто кажется, что его не понимают, что приводит к психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для подростка может стать поиск среды, в которой «понимают».
В отсутствие интересного дела для подростка такой средой часто становится одновозрастная группа, в которой могут быть нежелательные и опасные проявления (употребление спиртного, наркотиков, курение). Дорожа новой социальной средой, как бы утверждая себя в роли взрослого в силу склонности к подражанию, подростки могут создавать криминогенные, социально опасные группы.
В настоящее время эта неблагоприятная тенденция подросткового возраста наблюдается все чаще: алкоголизм, наркомания, венерические болезни значительно «помолодели» (некоторые дети имеют опыт общения с психоактивными веществами уже с 6–8 лет) и приняли угрожающие масштабы. Неуклонно растет и подростковая преступность.
Во второй фазе подросткового периода (у девочек 13–15 лет, у мальчиков 15–16 лет) возможны нарушения психического баланса: значительная обидчивость, неадекватные реакции на замечания, резкие перепады настроения, проявление негативизма и вспыльчивости. Бурная анатомо-физиологическая перестройка организма повышает интерес к собственной внешности, и подростки могут обостренно переживать различные отклонения, изменения своей внешности.
Серьезной проблемой этого периода является катастрофическое ухудшение здоровья подростков. Среди ярославских школьников 10–15 лет (обследовано 5267 человек) I группа здоровья зарегистрирована у 25,7%, II – у 54,6%, III – у 19,7%.
Данные опроса школьников г. Ярославля
в рамках программы «Помпиду»
До 75% возросло за последние десять лет количество девушек с хронической патологией репродуктивной сферы. Из 250 обследованных ярославских девушек 15 лет у 144 (57,6%) выявлены нарушения репродуктивного характера (ЗППП, кольпиты, дисфункция яичников, аменорея). Состояние репродуктивного здоровья девочек и девушек школьного возраста является следствием, с одной стороны, неблагоприятных условий жизни, профессиональной деятельности и состояния здоровья их матерей, а с другой – неправильных условий воспитания и содержания.
В этот сложный для школьников период роль старших – родителей, педагогов – может быть очень велика, если они помогут подростку найти интересное дело, которое позволит ему реализовать себя, свои представления о собственных возможностях, проявить себя в новом, «взрослом» качестве. Интересное самостоятельное дело, аде¬кватное психофизиологическим возможностям подростка, развивает личность, помогает ей увидеть свою жизненную перспективу, соотнести ее с принятыми в обществе идеалами.
Интересное дело для подростка – наиболее естественный способ разрешения одного из важнейших противоречий возраста: между высоким уровнем психического развития и недостатком возможностей его использования. Таким образом, интересное дело позволяет подростку самоутвердиться.
Интерес, который проявляют взрослые к занятиям подростка, необходимая помощь в решении каких-то задач заставляют его с пониманием относиться к советам старших. Это очень важно для того, чтобы помочь повзрослевшим детям понять, что с ними происходит. Это необходимо, чтобы с интересующими их вопросами подростки обращались в первую очередь к родителям и педагогам, а не искали ответа «на стороне», в нежелательной среде.
Конечно, ни родители, ни педагоги не могут изменить процесс биологического развития, превратить его из сложного и не всегда ровного в спокойный и плавный. Они могут только предотвратить некоторые его крайности, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка. И самое главное, в непринужденной, ненавязчивой форме скорректировать несколько деформированное отношение школьников к своему здоровью и к здоровью окружающих, запрограммировать положительную мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
2. Здоровьесберегающие
дидактические
технологии и методы
Ухудшение здоровья школьников – это объективный процесс, на который влияют различные взаимодействующие факторы:
- биологические;
- социальные;
- экологические;
- условия и технология воспитания и обучения детей и подростков.
Последний фактор выступает предметом изучения и попыток направленного воздействия со стороны работающих в системе образования специалистов: педагогов, психологов, медицинских работников.
Изменить ситуацию может валеологическая педагогика с технологиями, вводящими ребенка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышением мотивации.
Основные показатели этих технологий – личностная направленность, интенсивность – не дают дополнительной нагрузки на нервную систему и ускоряют творческое развитие личности.
Под интенсивными мы понимаем такие методы, которые дают возможность овладеть какими-либо теоретическими или практическими областями знаний за более короткое время, чем это происходит при обучении традиционными методами, не причиняя вреда здоровью обучаемого, учитывая его резервные возможности.
Эффективность применения тех или иных валеологических технологий окажется выше, если учащиеся сами будут заинтересованы в получении необходимой суммы знаний, развитии и многоаспектном использовании своей творче¬ской активности с целью сохранения и улучшения собственного здоровья и здоровья окружающих людей.
Однако в развитии интереса к учебному курсу нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука должна увлечь детей своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов – с другой. Поэтому работу с учащимися необходимо строить на любимых ими занятиях. А любят они играть, действовать, размышлять, особенно на начальном этапе изучения нового предмета. Необходимо вовлекать учащихся в активную деятельность, иначе любой содержательный материал вызовет у них лишь созерцательный интерес, который не будет познавательным.
Перечисленным требованиям наиболее полно удовлетворяют программы, целиком направленные на сохранение (улучшение) психофизического здоровья школьников и их успешную социализацию. Однако следует отметить, что в рамках общеобразовательной школы редко удается реализовать такую программу в полном объеме. Курс «Подросток и его здоровье» при его успешной реализации позволит в некоторой степени приблизить решение задач, соответствующих целям здоровьесберегающей педагогики.
3. Учебно-тематический
план спецкурса
«Подросток и его здоровье»
(8–9-й классы)
Курс «Подросток и его здоровье» включает 34 учебных занятия. Темы для обсуждения подобраны согласно двум требованиям.
- Соответствие поставленным задачам и возможности их реализации.
- Личная инициатива учащихся (школьникам было предложно написать на карточках во¬просы, ответы на которые они хотели бы получить по теме «Здоровье и здоровый образ жизни»).
Успешность курса обеспечит параллельное изучение школьниками раздела биологии «Анатомия и физиология человека» (8–9-й классы).
Межпредметные связи: биология, экология, медицина, валеология, география, химия, ОБЖ.
Идеальный конечный результат спецкурса – формирование у школьников стойких убеждений в необходимости осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью и его охране.
Выбор способов реализации поставленной цели должен не только обеспечивать задачу передачи знаний, но и:
- воспитать у школьников отношение к здоровью как к ценности;
- сформировать:
– представление о себе как о здоровом человеке;
– переживание возможности утраты здоровья;
– способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем энергия опасения должна преобразоваться в энергию действия;
- выработать у школьников конкретные привычки здорового образа жизни (см. приложение).
При этом необходимо соблюдать принцип: от представления о ситуации к выработке соответствующего отношения к ней и далее – адекватных способов поведения. Импульсом для начала процесса формирования убеждения является яркое эмоциональное переживание.
В соответствии с этим занятия состоят из следующих частей:
- актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения, в том числе «мозговой штурм», «ключевые слова» и др.);
- формирование новых представлений (осуществляется с использованием различных игр, микроконференций, проблемных семинаров, творческих этюдов);
- отработка личной стратегии поведения («аукционы идей», практикумы, таблицы-дневники, а также другие способы решения проблемных ситуаций);
- осмысление полученного опыта, рефлексия («незаконченная фраза», сочинения-миниатюры и др.).
В конце каждого занятия предлагаются домашние задания, часть которых необходимо выполнить при обязательном участии родителей.
Преподаватель при таком обучении выполняет следующие функции:
- служит источником информации;
- является лидером и авторитетным членом коллектива;
- является образцом нравственно-этических норм;
- демонстрирует модель будущей деятельности;
- организует психологический климат, руководит межличностными отношениями.
Очень важно, чтобы в ходе обучения в группе сформировался специфический микроклимат, который характеризуется абсолютной авторитетностью преподавателя, доброжелательными взаимоотношениями, верой в успех каждого, поощрением и поддержкой друг друга. При таком подходе эффект воздействия усиливается, в итоге это приводит к хорошим результатам: общение осуществляется на уровне профессиональных и человеческих потребностей, в основе которых лежит принцип эмоциональной благоприятности.
Учебно-тематический план спецкурса «Подросток и его здоровье»
(8–9-й классы)
Приложение
Опорно-логическая схема реализации программы спецкурса