Окончание. См. № 5/2005
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ
СПЕЦМЕДГРУППЫ
1–4-й классы. Теория: правила поведения в спортзале и на улице; правильное дыхание при ходьбе, беге; формирование правильной осанки, двигательный режим.
Практика: строевые упражнения; челночный бег 3 х 10 м; оценка выполнения поворотов на месте; бег в медленном темпе с переходом на ходьбу, 10, 15, 20, 45 секунд бега, 30 секунд ходьбы; общефизическая подготовка (ОФП); метание мяча в цель с расстояния 6 метров.
Выявление по показаниям частоты сердечных сокращений (ЧСС) реакцию организма школьников на физическую нагрузку. Обучение и контрольное выполнение подсчета ЧСС за 10 секунд; прыжки в длину с места; прыжки в длину с разбега (техника); упражнения с мячом: ведение при ходьбе, перебрасывание мяча друг другу, метание мяча на дальность. Например: бросок мяча в цель на точность (количество попаданий из 10 бросков), 5 раз – оценка «5», 4 раза – «4», 3 раза – «3», менее 3 раз – «2»; метание мяча 150 г – мальчики: 20 м – «5», 15 м – «4», 12 м – «3», 10 м – «2»; девочки: 15 м – «5», 12 м – «4», 9 м – «3», менее 9 м – «2».
Специальные упражнения – проверка выполнения домашнего задания. Упражнения для развития гибкости, силы, равновесия, брюшного пресса определяет сам учитель в зависимости от диагноза заболевания.
Техника низкого и высокого старта. Лыжи: оценка спуска со склона в низкой стойке, в средней стойке; подъем «лесенкой» и «полуелочкой»; оценка прохождения дистанции 500 м попеременным 2-шажным ходом.
5–9-й классы. Теория: значение физической культуры для развития организма; правильное оформление дневника самоконтроля; личная и общественная гигиена; составление комплекса утренней гигиенической гимнастики; инструкторская и судейская практика; врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом.
Практика: выполнение физических упражнений, направленных на коррекцию заболевания; подсчет ЧСС по частоте пульса и количеству дыханий в 1 минуту; выполнение контрольных нормативов с учетом противопоказаний; правильное выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку. В первую очередь при выставлении оценок рассматривается посещаемость занятий.
Аттестация производится по следующим темам: «Гимнастика», «Основные движения руками, ногами, туловищем», «Танцевальные шаги», «Акробатические элементы», «Равновесие», «Опорные прыжки», «Поднятие и перенесение тяжестей», «Упражнения на гимнастиче¬ских снарядах и со снарядами», «Лазание по канату, гимнастической стенке».
В легкой атлетике оцениваются умение демонстрировать технику бега на короткие, средние дистанции, способы метания гранаты, мяча на дальность и в цель, в движущуюся цель, толкание ядра, прыжки в высоту и длину.
Из раздела лыжной подготовки – умение показать технику владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении; из раздела плавания – умение правильно выполнять движения руками, ногами и проплыть отрезок дистанции изученным способом.
Спортивные и подвижные игры. Элементы спортивных и подвижных игр; участие в соревнованиях; составление комплекса упражнений, направленных на коррекцию заболевания. Например, бросок малого мяча в цель на точность (количество попаданий): 6 раз из 10 – оценка «5», 5 раз – «4», 4 раза – «3», 3 раза – «2» (как юноши, так и девушки).
10–11-й класс. При выставлении итоговой оценки в первую очередь рассматривается посещаемость занятий.
Теория: значение и методы воспитания физических качеств:
- силы;
- выносливости;
- гибкости;
- ловкости;
- быстроты (по четвертям, полугодиям).
Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Оздоровительное и прикладное значение гимнастики, спортивных игр. Организация соревнований по волейболу и другим играм, умение подсчитать ЧСС по частоте пульса и количеству дыханий за 1 минуту, современные проблемы теории и практики физической культуры, составление и обоснование комплекса утренней гигиенической гимнастики, оздоровительное значение туризма.
Практика: показать элементы игры в баскетбол, волейбол и другие виды спорта, выполнить 8 упражнений на силу; лыжи: выполнить одновременный и попеременный 2-шажный ход, поворот кругом, переступание, подъем «елочкой», спуск в основной стойке с небольшого склона; выполнить 8 физических упражнений на укрепление мышц брюшного пресса, 4 упражнения на улучшение кровообращения в органах брюшной полости, выполнить контрольные нормативы с учетом противопоказаний. Дневник самоконтроля; показать 8 физических упражнений на расслабление; составить комплекс при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.
Например, поднимание туловища (руки за голову), поднимание ног из положения лежа (см. нормативы для 5–9-го классов).
Баскетбол: штрафной бросок мяча в корзину (количество попаданий из 10 бросков), юноши: 6 раз – оценка «5», 5 раз – «4», 4 раза – «3», менее 3 раз – «2»; девушки: 5 раз – «5», 4 раза – «4», 3 раза – «3», менее 3 раз – «2».
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Принцип индивидуализации заключается в строгом соответствии физической нагрузки функциональным возможностям организма учащегося. Индивидуальный подход – главное требование оздоровительной тренировки (опрос самочувствия, пульс).
Ловкость (метание в цель, толкание ядра, прыжки в длину и высоту, а также эстафеты и спортивные игры). Проявлять осторожность при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при высокой степени миопии, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, гипертонической болезни.
Быстрота. Сначала развивают быстроту движений, а затем – быстроту реакции. Это различные беговые упражнения в быстром темпе на короткие дистанции, упражнения с предметами и элементами спортивных игр. Быстрота реакции развивается в основном игровым методом. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения занятия необходимо начинать после воспитания таких качеств, как выносливость, гибкость и ловкость. При этом не следует давать очень короткие отрезки (10–15 м), так как во время их пробегания происходит слишком быстрая смена деятельности, что вредно. В СМГ с патологией пищеварительной системы необходимо учитывать моторику кишечника (диспептические расстройства, гиперацидный гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки).
Выносливость. Постепенное увеличение физической нагрузки сначала за счет объема, а потом за счет интенсивности. Наиболее полезным для СМГ будет воспитание общей выносливости, повышающей возможности вегетативной системы организма. Это ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки и др. Самым доступным является бег. Вначале чередуется медленный бег с ходьбой (150–160 шаг/мин). Объем беговой нагрузки в первую неделю для девочек – 400–600 м, отрезки бега от 50 до 200 м, количество повторений от 3 до 8 раз (нагрузка индивидуальная). Далее объем беговой нагрузки повышается за счет уменьшения интервалов отдыха и увеличения длины дистанции, добавляются: бег в переменном темпе на 100–400 м, специальные беговые упражнения, кросс от 500 до 2000 м. Время непрерывной работы доводится до 30–45 минут.
При этом ЧСС в каждом задании достигает максимума, это 150–170 уд/мин. После отдыха (1–2 минуты) ЧСС не должна превышать 120–140 уд/мин. Повторную работу можно начинать только при снижении ЧСС до 120 уд/мин, отдых следует продлить до 3–4 минут, а последующую нагрузку снизить.
Сила. Используются методы повторных и динамических усилий. Метод статических усилий применять не следует. При миопии и гипертонической болезни занятие нужно начинать постепенно, после развития выносливости, гибкости, ловкости и быстроты.
При других заболеваниях сердечно-сосудистой системы, а также болезнях желудочно-кишечного тракта воспитывать силу следует так же постепенно, а при заболеваниях опорно-двигательного аппарата – с учетом коррекции. Применяются прыжковые упражнения с места и с разбега, метания, упражнения с метболами, ОФП, подтягивание, отжимание (с учетом противопоказаний). Необходим строгий, дифференцированный подход в выборе величины усилий, объема и темпа движений, продолжительности пауз отдыха. Максимальная величина ЧСС в упражнениях на силу 130–150 уд/мин. Следует соблюдать осторожность при болезнях сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, миопии. Нагрузка должна чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание.
Контрольные упражнения. Бег 100 м. Техника низкого старта. Пробежать с улучшением предыдущего результата. Юноши – 1 км, девушки – 500 м с улучшением результата. Прыжок в длину и с места с улучшением результата. Метание гранаты – техника и на дальность. Плавание брассом: девушки – 25 м, юноши – 50 м. Гимнастика – сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Спортивные игры – овладеть элементами, играть по упрощенным правилам, турпоход до 15 км.
Вспомогательная литература
-
- Велитченко В.К. Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к СМГ. – М., 1980.
- Коротаев А., Рипа М.Д. Врачебно-педагогические аспекты организации и методика занятий со школьниками в СМГ (методические рекомендации). – М., 2000.
- Молдовановов В.Ю., Смирнов Ю.И. Программно-методическое пособие для проведения занятий по физическому воспитанию со студентами СМГ Ставропольского регионального государственного педагогического института детства. – Ставрополь, 2000.
- Никольский Н.С. Примерная программа Н.С. Никольского, учителя физкультуры школы № 83 г. Красноярска // Спорт в школе. (Приложение к газете «Первое сентября»). – 1998. – № 11, 23, 31–36, 41–42.
- Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. – М., Просвещение, 1988.
Приложение 1
Физическая работоспособность детей в (кгм/мин) по PWC 150–10
методом велоэргометрии
или степ-теста
Приложение 2
Упражнения для проверки
физической
подготовленности
А. Обязательные
-
Подтягивание или отжимание (сила) (раз).
- Быстрота бега на 10, 30 м (сек).
- Метание (теннисного мяча) на дальность (м).
- Прыжки в длину, высоту с места (м).
- Бег на выносливость в течение 1,5 мин.
Б. Дополнительные
- Статическая выносливость: упражнения «Рыбка» или «Угол» (сек).
- Статическое равновесие (стоя на одной ноге) или «Ласточка» с закрытыми глазами (сек).
- Гибкость: наклоны вперед стоя на скамейке (в см от нулевой линии).
- Координация движений: бросание мяча в стену попеременно разными руками в течение 30 секунд с расстояния 1 м.
- Силовая выносливость: количество подъемов корпуса из положения лежа на спине.
Приложение 3
Индивидуальная карта учащегося школы №_____,
занимающегося физкультурой
в специальной медицинской группе
Эффективность физвоспитания:
а) сколько пропущено занятий по основной болезни, по сопутствующим заболеваниям по сравнению с прошлым годом;
б) улучшение показателей антропометрии;
в) переведена из специальной медгруппы в подготовительную, основную, продолжает занятия в специальной группе, освобождена от физкультуры, занимается ЛФК в ЛПУ (нужное подчеркнуть).
Задание врача, учителя физкультуры на дом на время каникул ______________________________
__________________________________________________________________________________________
_____________ подпись
* Комплекс составляется учителем физкультуры совместно с врачом.
Время на занятия – 15–20 минут, примерное количество упражнений – 8–10.
Упражнения выполнять как утреннюю гигиеническую гимнастику и физкультпаузу во время подготовки уроков.
Приложение 4
Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями
после некоторых заболеваний
Приложение 5
Типичная физиологическая кривая урока
Приложение 6
Среднегрупповая частота пульса у учащихся специальной медицинской группы
4–8-го классов при различных видах физических упражнений*
* Частота пульса определяется пальпаторно на лучевой или сонной артерии сразу после выполнения упражнений и телеметрически – методом записи электрокардиограммы.
г.
|