Действующие «Школы здоровья» дают хорошие
результаты в профилактике многих заболеваний,
имеют большое значение в формировании
положительного отношения педагогической
общественности к приоритетности здоровья и
здорового образа жизни, в организации
учебно-воспитательного процесса в школах.
За последние годы в России происходит
заметный рост заболеваемости среди детей и
подростков, 90% из них подвержены тем или иным
болезням. Особенно тревожит состояние здоровья
детского населения на территориях, пострадавших
от аварии на Чернобыльской АЭС. В этих районах
отмечается рост числа болеющих детей и
подростков, а так ухудшающаяся ситуация для их
психического развития. В рамках федеральной
целевой программы «Дети Чернобыля» для
психологического оздоровления и улучшения
самочувствия детей в Ульяновском, Жиздринском,
Хвастовичском, Людиновском, Куйбышевском
районах Калужской области действуют на базе
муниципальных средних общеобразовательных школ
специализированные «Школы здоровья». Они
открывались ежегодно (по мере поступления
средств из федеральной программы), с таким
расчетом, чтобы в них обучалось большинство
детей школьного возраста. Так, в школах здоровья
Ульяновского и Жиздринского районов обучаются 70%
школьников, в трех остальных – свыше 50%. В
загрязненных районах работают семь школ, всем им
постановлением глав администраций присвоен
статус «Школа здоровья». Все школы созданы по
оригинальному проекту, разработанному
Министерством образования и науки РФ. Цель этого
проекта – укрепление здоровья детей в ходе
учебного процесса. Школа здоровья не подменяет
медицинское учреждение, но она способна
эффективно выявлять и предупреждать отклонения
в состоянии здоровья, а также позволяет
укреплять здоровье адекватно возможностям
каждого ребенка. В проекте три блока:
медицинский, психологический, педагогический.
Между ними предусмотрены тесная взаимосвязь и
согласованные действия. В каждой школе имеется
свой план оздоровления педагогического и
ученического коллектива, составленный в
соответствии с проектом «Школа здоровья».
Практика показывает, что работа школ
здоровья дает положительные результаты:
пропуски занятий учащимися в связи с простудными
заболеваниями сократились в два раза; все школы
такого типа не закрываются на карантин при
эпидемии гриппа; значительно сократилось
количество обострений у учащихся диспансерных
групп, особенно по заболеваниям органов дыхания,
опорно-двигательной системы,
желудочно-кишечного тракта, органов зрения.
Родители отмечают стабилизацию здоровья
школьников, взаимодействие школы и семьи,
улучшение состояния школьной среды. По их
наблюдениям, у 75–79% учеников здоровье остается
стабильным, у 15–20% улучшается и лишь у 5–9%
имеются признаки ухудшения.
Из года в год растет удовлетворенность
родителей отношениями между учащимися в школе в
целом и в каждом классе. Родители также отмечают,
что смогли почувствовать реальную заботу
государства о здоровье подрастающего поколения.
Здесь все проблемы оздоровления решаются в
комплексе. Преобразился и облик школ. В
помещениях стало уютно и комфортно. В районах эти
школы стали наиболее привлекательными. Например,
Людиновская «Школа здоровья» ежегодно набирает
дополнительные первые классы, дети из других
микрорайонов стремятся поступить именно сюда.
По мнению глав муниципальных
образований и заведующих отделами образования,
действующие «Школы здоровья» дают хорошие
результаты в профилактике многих заболеваний,
имеют большое значение в формировании
положительного отношения педагогической
общественности к приоритетности здоровья и
здорового образа жизни, в организации
учебно-воспитательного процесса в школах.
В январе 2005 года в г. Жиздре Калужской
области на базе Жиздринской муниципальной
средней общеобразовательной школы № 1 состоялся
областной семинар-совещание по проекту «Школ
здоровья» на тему «Психолого-педагогическое
сопровождение учебного процесса в рамках
протокола совместной деятельности психолога,
медика и педагога». Семинар был организован
Областным психолого-педагогическим центром г.
Калуги. В нем приняли участие руководители и
специалисты школьного образования
Хвастовичского, Ульяновского, Дудоровского,
Жиздринского районов. Участники ознакомились с
практикой работы Жиздринской СШ № 1 по проекту
«Школа здоровья», обменялись опытом по
использованию здоровьесберегающих технологий
на уроках, внеклассных и внешкольных
мероприятиях.
Семинар начался с экскурсии по школе.
Гости имели возможность подробно ознакомиться
со всем оборудованием и методами работы
медицинского кабинета, кабинета лечебной
физкультуры, психолога. Следующий этап –
посещение уроков, в частности открытого урока во
2-м классе, который проводила учитель I категории
Н.А. Иванюхина.
Участники семинара были свидетелями
урока во 2-м классе «Путешествие в город
Здоровейск», психологического занятия «Чувства
и эмоции», занятия по ЛФК, спортивного
мероприятия «Тропа здоровья», уроков танцев и
ритмической гимнастики, ярмарки здоровья. Про
ярмарку здоровья хочется рассказать особо. Это –
традиционное для школы мероприятие. На больших
переменах в актовом зале все желающие могут
зайти в устроенные тут же торговые ряды (Блинный,
Пирожковый, Тортовый, Компотный...) и приобрести
что-нибудь очень вкусное и полезное. Все
продукты, которые предлагают дети на ярмарке,
приготовлены с любовью мамами, бабушками, ими
самими. Никто не уходит без аппетитной покупки.
Желающие могут попробовать свои силы в различных
конкурсах: пройти с коромыслом, попрыгать со
скакалкой, покрутить обруч. Награда каждому –
блинчик или пирожок, а также смех, веселое
настроение, заряд бодрости...
Вниманию участников
семинара-совещания была представлена уникальная
панорама уроков, побывав на которых можно было
увидеть воплощение принципов использования
здоровьесберегающих технологий. Это:
динамические паузы и физкультминутки
(упражнения на снятие напряжения, гимнастика для
глаз, дыхательные упражнения, упражнения для
различных групп мышц, артикуляционная
гимнастика), разминка для профилактики и
коррекции осанки, приемы релаксации
(расслабление по контрасту с напряжением при
использовании классической музыки),
психогимнастика, математические разминки,
музыкальные паузы, демонстрация музыкальных
композиций с целью создания комфортности на
уроках и выработки правильного дыхания для
выразительного чтения. Кроме этого, был показан
элемент урока «бесконфликтной педагогики»
(работа по индивидуальным планам, работа с
консультантами, работа в парах).
Панорама уроков показала, что
образовательный процесс в школе имеет
творческий характер. Каждый учитель
ориентируется на личностные особенности
ребенка, включает его в творческий процесс. Это
служит реализации той поисковой активности, от
которой зависит развитие человека, его
адаптационный потенциал. Такой подход
способствует достижению цели работы школы –
развитию личности учащегося, а также снижает
вероятность его переутомления. Такие уроки
проходят на высоком эмоциональном фоне,
сопровождаются тренировкой коммуникативных
навыков у учащихся, формируют у ребят чувство
ответственности, в том числе и за свое здоровье.
Все участники семинара-совещания
отметили высокую креативность и сплоченность
коллектива школы, увлеченность общими задачами.
Жиздринская школа № 1 действительно может стать
примером школы будущего, где физическое,
эмоциональное и духовное здоровье учеников и
учителей поставлено на первое место и где
благотворна сама атмосфера школы.
|