Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2005

Образ жизни

Узнать, понять, остановить

Вредные привычки у детей чаще всего формируются в пубертатный период. У социально запущенных подростков естественный процесс усиления полового влечения приводит к ранней половой жизни, проституции, венерическим заболеваниям, наркомании и алкоголизму.

С целью профилактики вредных привычек в ярославской средней школе № 43 организован факультатив для учащихся 9-х классов «Подросток и его здоровье». Занятия способствуют появлению личностного интереса школьников к своему здоровью, формированию у них стойкой мотивации на здоровый образ жизни, приобретению умений и навыков оздоровления. Одно из занятий, символично названное «Чтобы не стать марионеткой», посвящено определению и анализу отношения современных подростков 14–15 лет к проблеме употребления психоактивных веществ. Для этого учащимся 9-х классов (59 юношам и 58 девушкам) было предложено ответить на вопросы анонимной анкеты.

Большинство участников опроса ответили на поставленные вопросы серьезно и откровенно, что позволило получить достаточно достоверный результат. В связи с тем, что мнение юношей и девушек по многим вопросам не совпало, анкеты с вопросами об отношении к наркотикам были обработаны отдельно.

АНКЕТА

  1. Что такое наркомания?
  2. Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?
  3. Как ты относишься к наркоманам?
  4. Чай, кофе, сигареты, пиво – это наркотики?
  5. Приведи самый веский аргумент в пользу отказа от наркотиков.
  6. Когда ты впервые познакомился с алкогольными напитками?
  7. Почему подростки начинают пить?
  8. Что может стать альтернативой употреблению алкоголя подростками?

Отношение к наркотикам среди подростков 14–15 лет

Девушки (58 человек) .......................... Юноши (59 человек)

1. Что такое наркомания?

2. Как ты относишься к наркоманам?

3. Приведи самый веский аргумент в пользу отказа от наркотиков:

  • Желание жить, а не медленно, мучительно умирать.
  • Жизнь дороже, чем один раз удовольствия.
  • Не хочу терять близких и друзей.
  • Хочу иметь будущее и родить здоровых детей.
  • Не хочу превратиться в животное.
  • Умный человек не станет этого делать.
  • Я могу развлекаться иначе.

4. Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?

  • Оправданий нет – 33%.
  • Эмоциональная слабость – 46%.
  • Не хватает внимания родителей – 17%.
  • Физическая боль – 4%.
  • Глупость – 5%.
  • Любопытство – 5%.
  • Отсутствие силы воли – 2%.

Отношение подростков к алкогольным напиткам

1. Когда ты впервые познакомился с алкогольными напитками?

Юноши:

– в 6–14 лет (большинство в 14 лет, 2 человека – еще не пробовали).

Девушки:

– в 6–14 лет (наибольшее число – в 12–14 лет, 4 человека – еще не пробовали).

2. Почему подростки начинают пить?

Юноши:

  • желание ощутить себя взрослым;
  • эффект новизны;
  • уход от проблем;
  • возможность самовыражения;
  • безделье;
  • одиночество;
  • пьянство родителей;
  • ссоры в семье;
  • стресс;
  • желание стать смелее, раскованнее;
  • глупость, баловство;
  • реклама по ТВ.

Девушки:

  • безысходность;
  • уход от проблем;
  • желание показать свою взрослость;
  • назло родителям;
  • нет других способов расслабления;
  • для имиджа;
  • быть «как все»;
  • отсутствие силы воли;
  • несчастная любовь;
  • ссоры в семье;
  • непонимание;
  • скука.

3. Что может стать альтернативой употреблению алкоголя подростками?

  • Повышение уровня жизни людей.
  • Интересное дело, молодежные клубы.
  • Занятия спортом, компьютер.
  • Профилактическая работа в школе.
  • Запрет на производство алкогольных напитков.

Анализ полученных результатов позволяет надеяться, что многим школьникам удастся избежать соблазна попробовать наркотики и тем более привыкнуть к ним. Одним из важных факторов при лечении от наркомании является волевой потенциал личности, базирующийся на целеустремленности и желании избавиться от наркозависимости (трудотерапия, физическая нагрузка, закалка характера, отказ от пагубных привычек, трафаретов, стереотипов поведения, характерных для асоциальных групп подростков). Приобщение к занятиям спортом, строгое соблюдение режима дня, максимально широкий спектр интересов – вот некоторые способы заполнения возникающей в жизни многих детей пустоты и избавления от безделья, которое и толкает их к краю бездны.

 

Ксения Безух