Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2005

Технология

Раз – стульчик, два – стульчик

Одна из задач дошкольных учреждений и начальной школы состоит в укреплении здоровья детей. Оптимальным средством для этого являются игры-тренинги, что подтверждено данными научных исследований

В последнее десятилетие в России наблюдается резкое ухудшение психофизического состояния детей. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, диагноз «здоров» можно поставить лишь 5–10% первоклассников, все остальные имеют различные функциональные отклонения. Игры – это эффективное средство для предупреждения и лечения ряда заболеваний, они улучшают деятельность сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной систем. В процессе игр закрепляются навыки нормального развития психофизической сферы ребенка, что может быть использовано воспитателями детских садов и учителями начальных классов в рамках реабилитационно-педагогической работы.

Рассмотрим несколько конкретных игр-тренингов. Обычно занятия проходят в классе. Ученики садятся на расставленные полукругом стулья, и вся дальнейшая работа проходит в такой же обстановке. При помощи этих стульев можно выполнять много интересных и полезных упражнений, направленных на улучшение координации движений и ориентации в пространстве, на умение соотносить себя с окружающей действительностью, людьми и пр. Для тренировок в балетной школе используют станок, в спорте – шведскую стенку, у нас же – выстроенные в полукруг стулья. Начинается занятие с организации «идеального» полукруга.

«Субботник»

Далее просим учеников навести в классе порядок. На первом занятии проводим упражнение «Субботник». Это задание – одно из самых простых, но позволяет использовать разнообразные возможности тренинга.

– Посмотрите, что вас окружает, – обращается учитель к детям. – Все ли здесь в порядке? Что вам хочется изменить? Хорошо бы убрать предметы, вещи, которые нарушают порядок и не нужны в классе. Сделаем это за 5–10 минут.

В ходе работы обнаруживается огромное количество мелочей, которые на первый взгляд незаметны. Подумаешь, стол стоит криво, шторы на окнах не задернуты, кое-где заметна пыль, валяются бумажки. Но когда собирается целая куча мусора и в классе оказывается много лишних предметов, испытываешь определенное неудобство. Нельзя учиться прекрасному и возвышенному в такой некомфортной обстановке.

Учащиеся наглядно убеждаются, что для создания творческого самочувствия перед началом занятий необходимо прежде всего обеспечить, по возможности, безупречные условия. В помещении должно быть чисто, уютно, тихо.

Упражнение «Субботник» таит в себе далеко идущие педагогические намерения. Оно дисциплинирует класс, пробуждает эстетические чувства, воспитывает навыки к порядку, чрезвычайно важные для будущего взрослого человека. С помощью этого простого упражнения педагоги незаметно начинают тренировать у детей и органы чувств, ведь именно они помогают регулировать поведение человека.

Предлагаем ученикам снова придирчиво осмотреть класс. Теперь все вокруг кажется ребятам идеальным: помещение прибрано, мусор собран, мебель расставлена как надо, но «субботник» не прекращается. Ребята удивляются: что на этот раз не так?

– Стулья в полукруге не одинаковые, они разные по цвету и форме, нужно расположить их в определенном порядке, в середину, например, поставить стул, который по композиции не должен стоять с краю.

Ребята начинают понимать, что стульям с высокими спинками место по бокам, а с низкими – в центре. В ходе тренинга у ребят усиливается внимание, развиваются навыки оценки ситуации, тренируются органы восприятия: слух, зрение, осязание. Еще одна задача этого упражнения – воспитание чувства гармонии, пространственной ориентации, чувства композиции, Даже самое простое упражнение дает большие результаты. Поэтому каждый тренинг начинается с наведения порядка в классе. Это становится обязательным ритуалом, а позже – привычкой.

«Алфавит»

После «субботника» учащимся предлагается сесть в алфавитном порядке. Учитель предлагает им по очереди назвать свои фамилии: Васильева, Иванов, Степанов...

– А теперь повторите фамилии предыдущих учеников, а затем прибавьте свою: «Василь¬ева», «Васильева, Иванов», «Васильева, Иванов, Степанов» и так далее. Не глядя на того, кого вы называете, попробуйте мысленно восстановить его облик.

Постепенно упражнение усложняется: ребенку нужно мысленно представить того, о ком он говорит. Упражнение простое, но в него входят такие элементы психотехники, как улучшение контакта, установление связи с партнером. Если упражнение делается без учета поведения соседа – кто-то раньше времени вскочил с места, сказал позже, чем требуется, или слишком громко, – то разрушается слаженность всего класса. По ходу упражнения просим участников:

– Пожалуйста, называйте фамилии не громче, чем ваш сосед, резко не вскакивайте, встаньте так же, как предыдущий ученик.

В каждом из этих простых «детсадовских» упражнений таятся главнейшие элементы оздоровления психосоматики ребенка. Нужно только суметь это почувствовать и этим воспользоваться, не превращая упражнения в забаву, в развлечение.

Если дети отнесутся к заданию ответственно, то в скором времени они втянутся в регулярный тренинг серьезных оздоровительных навыков и свойств.

«Изучаем мир»

Следующее задание заключается в том, чтобы послушать окружающий мир.

– Давайте послушаем тишину. Слушайте спокойно, не напрягая мышц лица, шеи. Слушайте и запоминайте. Оказывается, в тишине так много звуков!.. А теперь послушаем улицу. Какие звуки доносятся с улицы, а какие из соседней комнаты? Вы можете распознать?

После этого упражнения дается новое задание: внимательно рассмотреть какой-либо предмет. Это может быть тетрадь, ручка, линейка, стул и так далее. Цель задания – обнаружить такие особенности предмета, на которые раньше не обращали внимания.

После выполненных упражнений предлагаем ученикам отдохнуть.

– Посчитайте, сколько пальцев я вам буду показывать. Называйте дружно: один, три, пять, два, три...

Подобные упражнения очень полезны, они отвлекают учеников от предыдущих занятий, переключают их внимание, снимают напряжение. Во время урока целесообразно как можно чаще устраивать разгрузочные паузы.

После каждого этапа спрашиваем детей об их наблюдениях. Важно, чтобы опрос не был формальным. Контроль должен осуществляться негласно, ведь дети выполняют упражнения сами для себя.

– Теперь давайте вспомним вашу дорогу от дома до школы, – обращается учитель к классу. – Попробуйте тщательно, шаг за шагом восстановить в памяти все, что вы увидели на улице. Что особенного в этот раз вы заметили? Как только «прибудете» в школу, дайте о себе знать – поднимите руку. Во время упражнения я буду задавать дополнительные вопросы, хотелось бы, чтобы этот путь мы проделали вместе.

Выполнение такого упражнения предполагает тренировку познавательных процессов, сенсорных систем, воли.

«Руки»

Новое задание: учащимся предлагается изучить собственные руки.

– Постарайтесь увидеть то, чего вы раньше не замечали. Обратите внимание на форму кисти рук, на форму ногтей, на следы небольших травм, определите недостатки и достоинства ваших рук...

Потом учитель просит учащихся показать руки и рассказать, что нового, особенного они увидели сегодня в собственных руках.

Изучать можно и руки соседа, постоянно ощущая их рельеф, тепло, влажность… При этом тренируются зрение, осязание, развивается фантазия и воображение: ведь надо придумать и рассказать об особенностях рук другого человека.

Во время упражнения с чужими руками в классе обычно возникает особое напряжение, которое нужно снимать. Учитель говорит ученикам: «Расслабьтесь, снимите лишнюю энергию с плеч, лица, шеи». Таким образом, через простое упражнение с руками мы тренируем и умение владеть собой.

«Платок»

Еще одно упражнение для развития органов чувств и двигательных навыков. Предложите детям взять воображаемый носовой платок (у каждого свой платок – грязный или чистый, в цветочек или в клетку) за концы, потрясти его, а затем сложить вдвое, вчетверо, в восемь раз, шестнадцать и, наконец, положить в карман. Можно попросить учеников показать, как они будут стирать платок в воображаемой посуде. Акцент делается на движения рук.

В упражнения для рук, как и в предыдущие другие, вовлечены различные сенсорные системы. Только полноценное функционирование органов восприятия позволяет заложить прочный фундамент успешного учебного процесса.

Видеть, слышать, осязать, обонять, оценивать, принимать определенное решение и действовать соответственно ему – это и есть жизненный процесс. Для того, чтобы он был полноценным, необходимо развивать все органы чувств.

«Цирк»

Цель этого упражнения в раскрепощении ребенка, в обретении им смелости, находчивости. Оно способствует развитию воображения, музыкальности и пластики, вкуса и артистизма. «Цирк» – упражнение комплексное. Оно вмещает весь круг элементов внутренней психофизики ребенка, а также многие элементы внешней техники.

Воображение развивается под влиянием собственного опыта и во многом зависит от эмоциональных впечатлений. Поэтому упражнению предшествует экскурсия в настоящий цирк.

Примеры игр: «Канатоходцы» – на воображаемой проволоке можно делать различные трюки, «Дрессированные медведи» – животные в нашем цирке должны вести себя как люди, «Эквилибристы на лестнице», «Иллюзионисты», «Наездники на лошадях», «Поднятие тяже¬стей».

Все цирковые трюки и номера должны развивать у детей творческое воображение. И пусть на арене нет настоящих канатоходцев и настоящей проволоки, но они есть в воображении ребенка, он их мысленно видит, а значит, может заставить и зрителей увидеть их.

Многообразное, непрямое восприятие окружающего мира обеспечивается не буквальным жизненным опытом, а художественным опытом воображения, которое тем богаче, чем более остро и чутко работают органы восприятия.

Нельзя гасить естественное стремление детей к игре, скорее напротив – его надо развивать, так как потребность в игре, интерес к лицедейству и есть непреложное направление к оздоравливанию в целом всего организма.

Урок окончен. Не надо торопить ребят выйти из воображаемого мира, из детства. Ведь детство – свобода мироощущения, непосредственность, жадность к жизни. Любопытство – это и есть художественное начало, а значит, и здоровая, позитивная доминанта в жизни. Наша задача – беречь эти драгоценные качества у детей.

 

Александр Савостьянов