Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2005

Технология

Новые времена – новые задачи

Современное общество ставит совершенно новые задачи перед системой образования. Главная цель школы – воспитание свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной знаниями о природе и человеке, способной к творческой деятельности в нашем сложном, изменяющемся мире. Новые подходы к содержанию образования предполагают использование научно обоснованных параметров индивидуальной нагрузки ученика и учителя, практическую реализацию передовых педагогических технологий, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения. Несомненно, что на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения оказывает влияние огромное количество факторов – от экологии окружающей среды до психологического микроклимата в семье и в школе

Психологическое здоровье личности означает состояние душевного комфорта, адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие фобий и неврозов, позитивное взаимодействие с другими людьми. Особенно подвержены расстройству психики дети с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития под влиянием различных неблагоприятных факторов и стрессов, а также в связи с социальными условиями. Нарушения психологического здоровья довольно часто отмечаются у детей, страдающих от недостаточного общения с взрослыми или чувствующих враждебное отношение с их стороны, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Психологический дискомфорт переживают дети и в результате внутреннего конфликта. Присущие дискомфорту противоречивые переживания становятся источником заболевания в том случае, когда занимают центральное место в сознании человека. В школьном, и ярче всего в подростковом возрасте ребенок осознает свое физическое Я. и если самооценка завышена или занижена, то это становится личной трагедией и приводит к самым нежелательным последствиям. Иногда родители и учителя проявляют негативное отношение к физическим недостаткам ребенка. Если такая оценка закрепляется в виде клички, например «лопоухий», то отдельный дефект внешности приобретает обобщенное звуковое выражение и начинает восприниматься окружающими как обозначение личности в целом. Такой же эффект может вызвать жалостливое, гиперопекающее отношение к ребенку. Исследования показали, что для девочек отношение к своему здоровью, как предпосылка их привлекательности, мотивировано уже с раннего детства. Для мальчиков такой стимул проявляется значительно позже.

Психологическое здоровье напрямую зависит от активных форм поведения, а постоянное подавление может стать причиной фрустрации, повышенной тревожности, напряженности и повлиять на формирование личности в целом. В связи с этим усилия педагогов, психологов, врачей должны быть направлены на укрепление защитных сил и адаптационных механизмов школьника, на повышение сопротивляемости организма неблагоприятным социальным и экологическим воздействиям. В погоне за техническим прогрессом школа продолжает наращивать объем и интенсивность информации. При этом не учитываются самочувствие, физическая и психическая переносимость детьми непомерных нагрузок. Ребенок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым.

В этих условиях особое значение приобретает внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в образовании. Целью эксперимента, который проводится в Горнозаводской СОШ № 8, является организация целостного педагогического процесса, обеспечивающего формирование у школьников готовности к укреплению здоровья, потребности в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Здоровьесберегающие технологии затрагивают личность как учителя, так и ученика, обеспечивая их взаимодействие. В связи с этим правомерно рассматривать проблемы сохранения здоровья всех субъектов образовательного процесса. Инновационная деятельность образовательного учреждения определяется состоянием здоровья ученика и учителя, здоровьем всего школьного коллектива.

В школе № 8 действуют три кафедры (математики, гуманитарных предметов, кафедра здоровья). Методический совет классных руководителей вносит предложения по формированию и корректировке образовательной программы школы. Диагностическая работа, включающая комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей, способствовала созданию в школе системы здоровьесбережения и успешной пропаганде здорового образа жизни. Для работы с каждым учеником составляется индивидуальный план, поскольку конкретные задания зависят от его физического и психического состояния. Школьники ведут «Дневники здоровья» и заполняют карточки учета, которые позволяют оценивать состояние их здоровья и развития. Аналитическая коррекционная группа на основе полученных данных организует работу по устранению и снижению имеющихся отклонений.

Основная работа проводится с учащимися первой ступени обучения. Она занимает весь календарный год. Вносятся изменения в содержание учебного процесса: расписание составляется с соблюдением положений СанПиНов, при этом принимаются во внимание физиологические особенности учащихся, ритмы суточной и недельной работоспособности. Занятия проводятся только в первую смену. Построение уроков в школе I ступени обучения включает элементы системы доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного. Обучение ведется в режиме «динамических поз». Для этого в классе имеются столы с конторками. Смена рабочей позы осуществляется 2–3 раза за урок во время проведения физминуток, а для периодической активизации зрительной координации демонстрируется схема зрительно-двигательных траекторий. Во время демонстрации наглядного материала тренируются глазные мышцы, используются приемы максимального удаления от глаз учебного материала (режим «зрительных горизонтов»). Упражнения для глаз сочетаются с мимическими упражнениями (на карточках нарисованы лица клоунов с различными выражениями лица: улыбающиеся, испуганные и др.; дети их копируют).

При обучении письму проводится гимнастика для пальцев, которая сочетается с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейных и других отделах, используются упражнения для зрительного анализатора: гимнастика для глаз, зрительные тренажеры.

Физическое здоровье учащихся является одним из важных объектов опытно-экспериментальной работы. Организм человека – сложная система, и большое значение для его развития имеют различные физические упражнения, которые благотворно влияют на функции нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов – и в конечном результате – на умственную деятельность.

Уроки физической культуры проходят по специальной программе, в которую включены и теоретические сведения. Цель занятий – укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма, обеспечение двигательной активности, освоение основных двигательных навыков и умений, привитие интереса к систематическим физкультурным занятиям, воспитание моральных качеств, культуры поведения.

Для повышения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям на уроках проводятся процедуры закаливания, обучение точечному самомассажу, упражнения по укреплению иммунитета, снятию утомления и головной боли. Для развития двигательного аппарата используются подвижные игры, эстафеты, специальные упражнения. Повторные тесты, проведенные в конце I полугодия, выявили улучшение показателей физической подготовки детей.

Психологическая служба школы призвана формировать позитивное отношение к обучению, рекомендует меры по созданию комфортных условий на занятиях, способствует повышению уровня образования, стимулирует самореализацию личности.

Психологом школы определяется соответствие педагогического процесса особенностям личности субъектов, участвующих в этом процессе. Разработаны рекомендации по методике составления расписания учебных занятий, школьных программ. Внесены изменения в содержание и формы проведения уроков физкультуры. Проводятся индивидуальные консультации по общим и отдельным вопросам психического здоровья для учащихся и родителей. В младшем и среднем звене педагог взаимодействует с семьей ученика. В старших классах психолог проводит групповые тренинги, ведет группы личностного роста. Данные мониторинга эмоционального состояния, оценки школьной мотивации, диагностика умственной работоспособности и проведенной коррекционной работы свидетельствуют об улучшении адаптации учащихся к обучению, о снижении тревожности, повышении адекватности самооценки и эффективности всего учебно-воспитательного процесса.

Особым направлением работы медико-психологической службы школы является помощь детям из «группы риска». Прежде всего определяется «группа риска», охватывающая все критические возрастные группы и некоторых детей по запросу педагогов и родителей. Далее формулируются психологические проблемы в выявленных группах с последующим решением их в школе и вне ее. В этом случае психолог осуществляет психологическую коррекцию или рекомендует ребенку и его родителям обратиться к специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Элементами здоровьесберегающих технологий можно считать такие мероприятия, как дни здоровья, часы здоровья, пятиминутки здоровья, утреннюю зарядку, ученические и учительские практические конференции и т.п. Это и многое другое может быть с успехом применено в каждой школе.

 

Л. Д. Довголевская