Современное общество ставит совершенно новые
задачи перед системой образования. Главная цель
школы – воспитание свободной, жизнелюбивой,
талантливой личности, обогащенной знаниями о
природе и человеке, способной к творческой
деятельности в нашем сложном, изменяющемся мире.
Новые подходы к содержанию образования
предполагают использование научно обоснованных
параметров индивидуальной нагрузки ученика и
учителя, практическую реализацию передовых
педагогических технологий, адаптированных к
условиям конкретного образовательного
учреждения. Несомненно, что на физическое и
психическое здоровье подрастающего поколения
оказывает влияние огромное количество факторов
– от экологии окружающей среды до
психологического микроклимата в семье и в школе
Психологическое здоровье личности
означает состояние душевного комфорта,
адекватное отношение к окружающему миру,
отсутствие фобий и неврозов, позитивное
взаимодействие с другими людьми. Особенно
подвержены расстройству психики дети с
соматическими заболеваниями или дефектами
физического развития под влиянием различных
неблагоприятных факторов и стрессов, а также в
связи с социальными условиями. Нарушения
психологического здоровья довольно часто
отмечаются у детей, страдающих от недостаточного
общения с взрослыми или чувствующих враждебное
отношение с их стороны, а также у детей, которые
растут в условиях семейного разлада.
Психологический дискомфорт переживают дети и в
результате внутреннего конфликта. Присущие
дискомфорту противоречивые переживания
становятся источником заболевания в том случае,
когда занимают центральное место в сознании
человека. В школьном, и ярче всего в подростковом
возрасте ребенок осознает свое физическое Я. и
если самооценка завышена или занижена, то это
становится личной трагедией и приводит к самым
нежелательным последствиям. Иногда родители и
учителя проявляют негативное отношение к
физическим недостаткам ребенка. Если такая
оценка закрепляется в виде клички, например
«лопоухий», то отдельный дефект внешности
приобретает обобщенное звуковое выражение и
начинает восприниматься окружающими как
обозначение личности в целом. Такой же эффект
может вызвать жалостливое, гиперопекающее
отношение к ребенку. Исследования показали, что
для девочек отношение к своему здоровью, как
предпосылка их привлекательности, мотивировано
уже с раннего детства. Для мальчиков такой стимул
проявляется значительно позже.
Психологическое здоровье напрямую
зависит от активных форм поведения, а постоянное
подавление может стать причиной фрустрации,
повышенной тревожности, напряженности и
повлиять на формирование личности в целом. В
связи с этим усилия педагогов, психологов, врачей
должны быть направлены на укрепление защитных
сил и адаптационных механизмов школьника, на
повышение сопротивляемости организма
неблагоприятным социальным и экологическим
воздействиям. В погоне за техническим прогрессом
школа продолжает наращивать объем и
интенсивность информации. При этом не
учитываются самочувствие, физическая и
психическая переносимость детьми непомерных
нагрузок. Ребенок – барометр, реагирующий на
любые изменения, происходящие во взрослой жизни,
и, конечно, ему приходится сталкиваться с
проблемами, решение которых не всегда по силам
даже взрослым.
В этих условиях особое значение
приобретает внедрение здоровьесберегающих
педагогических технологий в образовании. Целью
эксперимента, который проводится в
Горнозаводской СОШ № 8, является организация
целостного педагогического процесса,
обеспечивающего формирование у школьников
готовности к укреплению здоровья, потребности в
самоопределении, самореализации и
самоутверждении.
Здоровьесберегающие технологии
затрагивают личность как учителя, так и ученика,
обеспечивая их взаимодействие. В связи с этим
правомерно рассматривать проблемы сохранения
здоровья всех субъектов образовательного
процесса. Инновационная деятельность
образовательного учреждения определяется
состоянием здоровья ученика и учителя, здоровьем
всего школьного коллектива.
В школе № 8 действуют три кафедры
(математики, гуманитарных предметов, кафедра
здоровья). Методический совет классных
руководителей вносит предложения по
формированию и корректировке образовательной
программы школы. Диагностическая работа,
включающая комплекс мероприятий по укреплению
здоровья детей, способствовала созданию в школе
системы здоровьесбережения и успешной
пропаганде здорового образа жизни. Для работы с
каждым учеником составляется индивидуальный
план, поскольку конкретные задания зависят от
его физического и психического состояния.
Школьники ведут «Дневники здоровья» и заполняют
карточки учета, которые позволяют оценивать
состояние их здоровья и развития. Аналитическая
коррекционная группа на основе полученных
данных организует работу по устранению и
снижению имеющихся отклонений.
Основная работа проводится с
учащимися первой ступени обучения. Она занимает
весь календарный год. Вносятся изменения в
содержание учебного процесса: расписание
составляется с соблюдением положений СанПиНов,
при этом принимаются во внимание
физиологические особенности учащихся, ритмы
суточной и недельной работоспособности. Занятия
проводятся только в первую смену. Построение
уроков в школе I ступени обучения включает
элементы системы доктора медицинских наук,
профессора В.Ф. Базарного. Обучение ведется в
режиме «динамических поз». Для этого в классе
имеются столы с конторками. Смена рабочей позы
осуществляется 2–3 раза за урок во время
проведения физминуток, а для периодической
активизации зрительной координации
демонстрируется схема зрительно-двигательных
траекторий. Во время демонстрации наглядного
материала тренируются глазные мышцы,
используются приемы максимального удаления от
глаз учебного материала (режим «зрительных
горизонтов»). Упражнения для глаз сочетаются с
мимическими упражнениями (на карточках
нарисованы лица клоунов с различными
выражениями лица: улыбающиеся, испуганные и др.;
дети их копируют).
При обучении письму проводится
гимнастика для пальцев, которая сочетается с
дыхательными упражнениями, сгибаниями и
разгибаниями позвоночника в шейных и других
отделах, используются упражнения для
зрительного анализатора: гимнастика для глаз,
зрительные тренажеры.
Физическое здоровье учащихся является
одним из важных объектов
опытно-экспериментальной работы. Организм
человека – сложная система, и большое значение
для его развития имеют различные физические
упражнения, которые благотворно влияют на
функции нервной системы: силу, подвижность и
уравновешенность нервных процессов – и в
конечном результате – на умственную
деятельность.
Уроки физической культуры проходят по
специальной программе, в которую включены и
теоретические сведения. Цель занятий –
укрепление здоровья, улучшение физического
развития, закаливание организма, обеспечение
двигательной активности, освоение основных
двигательных навыков и умений, привитие интереса
к систематическим физкультурным занятиям,
воспитание моральных качеств, культуры
поведения.
Для повышения сопротивляемости
организма к простудным заболеваниям на уроках
проводятся процедуры закаливания, обучение
точечному самомассажу, упражнения по укреплению
иммунитета, снятию утомления и головной боли. Для
развития двигательного аппарата используются
подвижные игры, эстафеты, специальные
упражнения. Повторные тесты, проведенные в конце
I полугодия, выявили улучшение показателей
физической подготовки детей.
Психологическая служба школы призвана
формировать позитивное отношение к обучению,
рекомендует меры по созданию комфортных условий
на занятиях, способствует повышению уровня
образования, стимулирует самореализацию
личности.
Психологом школы определяется
соответствие педагогического процесса
особенностям личности субъектов, участвующих в
этом процессе. Разработаны рекомендации по
методике составления расписания учебных
занятий, школьных программ. Внесены изменения в
содержание и формы проведения уроков
физкультуры. Проводятся индивидуальные
консультации по общим и отдельным вопросам
психического здоровья для учащихся и родителей.
В младшем и среднем звене педагог
взаимодействует с семьей ученика. В старших
классах психолог проводит групповые тренинги,
ведет группы личностного роста. Данные
мониторинга эмоционального состояния, оценки
школьной мотивации, диагностика умственной
работоспособности и проведенной коррекционной
работы свидетельствуют об улучшении адаптации
учащихся к обучению, о снижении тревожности,
повышении адекватности самооценки и
эффективности всего учебно-воспитательного
процесса.
Особым направлением работы
медико-психологической службы школы является
помощь детям из «группы риска». Прежде всего
определяется «группа риска», охватывающая все
критические возрастные группы и некоторых детей
по запросу педагогов и родителей. Далее
формулируются психологические проблемы в
выявленных группах с последующим решением их в
школе и вне ее. В этом случае психолог
осуществляет психологическую коррекцию или
рекомендует ребенку и его родителям обратиться к
специалисту, который может оказать им
квалифицированную помощь вне школы.
Элементами здоровьесберегающих
технологий можно считать такие мероприятия, как
дни здоровья, часы здоровья, пятиминутки
здоровья, утреннюю зарядку, ученические и
учительские практические конференции и т.п. Это и
многое другое может быть с успехом применено в
каждой школе.
|