Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2005

Технология

Физкультура для спецгрупп

Кого в какую группу

В зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности дети делятся на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную.

Комплектование СМГ (специальной медицинской группы) имеет ряд особенностей. Оно должно проводиться каждый учебный год заново на основе возраста, показателей физической подготовленности, состояния здоровья детей. Списки групп составляются к концу учебного года по данным медицинских осмотров, проведенных в апреле–мае текущего года, визируются школьными врачами и печатями детских лечебно-профилактических учреждений. Наполняемость группы составляет 8–10 человек. В малокомплектной школе допускается комплектование группы из нескольких классов.

В СМГ рекомендуется выделять 2 подгруппы.

Подгруппа А: дети, которые имеют отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, позволяющие надеяться на перевод их в основную (подготовительную) группу через несколько лет занятий.

Подгруппа Б: дети, имеющие органические, труднообратимые изменения в состоянии органов и систем. Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу А.

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ – дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. Это построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом – менее подготовленные. Перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений (ЧСС). Дети, у которых ЧСС выше 80 уд./мин, становятся на левый фланг. Такой же принцип сохраняется при проведении эстафет и игр.

Основной формой физического воспитания в СМГ являются уроки оздоровительной гимнастики, проводимые 2–3 раза в неделю по 30–40 минут. Лучше всего включать их в расписание на стыке смен или шестым уроком при односменных занятиях в школе.

Уроки должны быть построены по схеме: подготовительная, основная, заключительная части. Построение занятий СМГ не отличается от обычных уроков физического воспитания, но имеет свои принципиальные особенности.

Подготовительная часть длится 7–12 минут и состоит из общеразвивающих гимнастических упражнений, которые проводятся в медленном и среднем темпе и чередуются с дыхательными упражнениями. Нагрузка повышается постепенно, путем выполнения упражнений для различных мышечных групп и увеличения числа повторений каждого движения. Упражнения выполняются из исходных положений – стоя, сидя. Не следует давать много новых упражнений, поскольку это затрудняет период врабатывания.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В 1–4-х КЛАССАХ

Подготовительная часть: построение, объяснение задач урока, подсчет пульса и частоты дыхания, уточнение самочувствия, медленная ходьба с изменением направления движения, ходьба в полуприседе и приседе.

Упражнение 1. «Кролики и великаны». Исходное положение – о. с., 1–2 – полуприсед, 3–4 – встать, приподняться на носках, руки вверх. Выполнять 6–8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение – руки на поясе, 1 – руки вперед, 2 – руки вверх, 3 – руки в стороны, 4 – исходное положение. Повторять 6–8 раз.

Упражнение 3. «Часы». Исходное положение – руки на поясе, выполнять наклоны в стороны на каждый счет с речитативом: «Тик-так, так-так, целый день вот так». Повторять 12 раз.

Упражнение 4. Исходное положение – о. с., 1 – поднять левую ногу, согнуть в колене и сделать хлопок под ней, 2 – исходное положение, 3–4 – то же с хлопком под правой ногой. Повторять 10–12 раз.

Упражнение 5. «Боксеры». Исходное положение – руки согнуты в локтях, 1 – наклон вперед, 2 – исходное положение, 3 – наклон назад, 4 – исходное положение. Повторять 6–8 раз.

Упражнение 6. Исходное положение – руки на поясе, 1 – наклон вперед, 2 – исходное положение, 3 – наклон назад, 4 – исходное положение. Повторять 6–8 раз.

Упражнение 7. Исходное положение – руки на поясе, 1 – шаг правой ногой в сторону, 2 – приподняться на носках, руки вверх, 3 – опуститься на всю ступню, руки на поясе, 4 – исходное положение, 5–8 – то же с левой ноги. Повторять 4–6 раз.

Упражнение 8. «Море волнуется». Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки вверх, кисти опущены, 1 – встать на пятки, кисти вверх, 2 – встать на носки, кисти вниз. Повторять 6–8 раз. Медленная, спокойная ходьба.

Основная часть: каждый учащийся выполняет индивидуальный комплекс гимнастических упражнений, рекомендованный ему при конкретном заболевании. Простые упражнения на гимнастической стенке, спокойная ходьба, дыхательные упражнения, метание малых мячей на меткость и дальность.

Подвижные игры.

Спортивные игры.

Заключительная часть: спокойная ходьба, дыхательные упражнения, подсчет пульса, частоты дыхания, подведение итогов урока, задание на дом, организованный уход с места занятий.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В 5–7-х КЛАССАХ

Подготовительная часть: то же, что и с 1–4-ми классами, только добавляются упражнения с гимнастической палкой в сочетании с дыхательными упражнениями, прыжками, наклонами назад, вперед, в сторону; ОФП с равновесиями, наклонами вперед, наклонами вперед с касанием ладонями пола. Заканчивать упражнениями на дыхание и спокойной ходьбой.

Основная часть: выполнение индивидуального комплекса гимнастических упражнений, лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке, ходьба на месте и в движении на носках, удерживание на голове груза (мешочек с песком), спортивные игры (баскетбол, волейбол и др.).

Подвижные игры:

  1. «Удочка» (ловкость). Преподаватель в центре круга на высоте голени крутит веревку, через которую играющие перепрыгивают.
  2. «Мяч – ловцу». На разных сторонах площадки чертятся 2 круга, в которых находятся ловцы. Игроки команд, передавая мяч друг другу, стараются передать его своим ловцам.
  3. Эстафета «Увернись от мяча». Играют 3 команды, которые располагаются по краям и в середине площадки. Игроки крайних команд стараются попасть волейбольным мячом в игроков средней команды.

Заключительная часть: спокойная ходьба с выполнением дыхательных упражнений, построение, подсчет пульса, частоты дыхания, проверка самочувствия, подведение итогов урока, задание на дом.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В 8–11-Х КЛАССАХ

Подготовительная часть: то же, что и в 5–8-х классах, но добавляется бег в среднем темпе (2–3 минуты) с постепенным замедлением темпа.

Упражнения 1 и 2. На восстановление дыхания.

Упражнения 3 и 4. Наклоны вперед и в сторону на каждый шаг (6–8 раз).

Упражнение 5. С короткой (сложенной вдвое) скакалкой. Поднять ее вверх, правую ногу на носок – вдох, опустить скакалку за голову, приставить ногу – выдох (6–8 раз).

Упражнение 6. Скакалка перед грудью, 1 – скакалку вверх, наклон назад, 2 – наклон вперед, прогнувшись, 3 – присед, скакалку вперед, 4 – исходное положение (6–8 раз).

Упражнения 7 и 8. В парах, стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, выполнять наклоны, поочередные сгибания с сопротивлением партнеру (8–10 раз).

Медленная ходьба, дыхательные упражнения.

Основная часть: индивидуальные комплексы гимнастических упражнений. Упражнения с легкими гантелями (1–3 кг), на тренажерах, спортивные игры, лазание по канату, упражнения на гимнастической стенке.

Подвижные игры:

  1. Линейная эстафета с передачей эстафетной палочки:
    а) с увеличением расстояния;
    б) на коньках, на лыжах;
    в) с палками, без палок.
  2. Встречная эстафета.
  3. Эстафета с переносом предметов (мячи, кегли и т.д.).
Заключительная часть: ходьба по залу, выполнение дыхательных упражнений, построение, подсчет пульса, частоты дыхания, проверка самочувствия, подведение итогов урока, задание на дом.

Общие правила

По сложившейся практике в основной части занятий выполняются главным образом свободные, корригирующие и дыхательные упражнения. Широко используются упражнения с гимнастическими снарядами (гантелями, палками, мячами, обручами, эспандерами, булавами, скакалками, флажками и т.п.) и на гимнастических снарядах (стенках, скамьях, канатах, бревнах и т.п.). Избирательно, с учетом патологии опорно-двигательного аппарата, выполняются упражнения на растяжение, с сопротивлением и на расслабление. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки в покое и при сменах положения тела. Занятия должны включать движения, основанные на ползании, лазании, метании и ловле мяча.

Особое значение имеют дыхательные упражнения. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от занятий. Основная группа дыхательных упражнений направлена на тренировку фазы выдоха.

Следует отметить, что для детей, имеющих отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, задействующие все группы мышц, но прежде всего мелкие и средние (кисти и стопы, голени и предплечья, шеи и лица, груди и живота). Используется ходьба, дозированный бег в медленном темпе. Важнейшее значение имеют упражнения на тренировку внимания и управляемой релаксации.

Детям с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, астма, гайморит и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Уделяется внимание дыхательным упражнениям, способствующим тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных (а, у, е, и, ё, о) и согласных (р, ж, ш, щ, з, с), звуков или их сочетаний (например, бре, бры, бру и т.п.). Эти упражнения рекомендуется выполнять в течение всего учебного года дома в перерывах между домашними заданиями и в часы досуга, а также в каникулярное время.

Дыхательные упражнения имеют первостепенное значение и при занятиях с детьми, страдающими эндокринной патологией (ожирение, сахарный диабет, гипофизарно-надпочечниковая недостаточность и др.).

Детям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь, колит, холецистит и др.) рекомендуется на занятиях увеличивать число статических упражнений для мышц живота и нижних конечностей, выполняемых в медленном темпе с паузами релаксации. Для них, как и для детей с нарушениями мочеполовой системы, рекомендуется увеличение числа упражнений, выполняемых лежа на коврике на полу и в антиортостатических позах.

Детям с заболеваниями органов зрения рекомендуются специальные упражнения на тренировку глазных и глазодвигательных мышц, ограничение прыжковых элементов и резких изменений положения тела.

Музыкальное сопровождение стимулирует центральную нервную систему и создает позитивный эмоциональный настрой у занимающихся. Занятия на открытом воздухе закаливают учащихся.

Всех детей нужно обучать навыкам водного, воздушного и солнечного закаливания, основам гигиенического массажа и самомассажа.

Степень нагрузки

Характер двигательного режима СМГ не должен быть лечебно-охранительным и щадящим, так как при этом не будут реализовываться новые компенсаторные возможности организма. В процессе физического воспитания следует стремиться к оптимальному переводу детей на щадяще-тренирующий и тренирующий режимы. При этом следует учитывать, что при выполнении одних и тех же упражнений у девочек пульс на 5–10 ударов в минуту выше, чем у мальчиков. Игровая форма проведения занятий, элементы соревнований увеличивают частоту пульса на 15–20 и более ударов в минуту уже через 3–5 минут. Для достижения тренировочного эффекта требуется поддержание нагрузки в середине урока на частоте пульса, составляющей 70–75% от максимально допустимой для данного ребенка. По данным российских исследователей (Велитченко В.К., М., 1980 г.), для подгруппы А средняя величина тренирующего пульса колеблется от 125–140 ударов в минуту в начале четверти до 100–150 – к концу четверти, а для подгруппы Б средняя величина тренирующего пульса изменяется от 115–120 в начале до 125–140 ударов в минуту в конце учебного года. Во время врачебно-педагогических наблюдений определяется не только адекватность физической нагрузки функциональным возможностям занимающихся, но и оценивается качество урока, то есть соответствие его педагогическим принципам: чередования нагрузки для различных мышечных групп, постепенности возрастания и снижения нагрузки, достижения достаточной моторной плотности (60–75% времени урока). Важными факторами являются также благоприятный эмоциональный фон, привлекательность и эстетичность проведения каждого занятия.

Учитель должен наблюдать за появлением первых признаков утомления. Визуальные признаки (изменение цвета кожи, избыточная потливость, нарушение координации движения и др.) делятся физиологами на три степени.

Таблица 1

Признаки утомления на уроке физической культуры СМГ

Примечание: для учащихся СМГ физическая нагрузка на уроках должна быть небольшой, нельзя допускать значительного утомления.

Таблица 2

Дневник самоконтроля

Рекомендуется ведение дневника самоконтроля начиная с 1-го класса.

Таблица 3

Характеристика медицинских групп

(Окончание следует)

 

Е. И. Михайлова ;
А. В. Самарин ;
В. П. Синельников